Возвращение к истокам (материалы по старообрядчеству)

Игумен Кирилл (Сахаров). Ничего подобного до сих пор видеть не приходилось (о выставке «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества»)

thumbnail

Выставка проходила на территории музея-заповедника «Коломенское» в Хоромах младших и средних царевен великолепного Дворца царя Алексея Михайловича.

«Коломенское» - поистине изюминка Москвы. Три церкви, десятки исторических строений,  разнообразные роды деревьев и кустарников расположились на берегу Москвы-реки на территории площадью 390 га (более 40 наших берсеневок). Обычно начинаю посещение Коломенского (мимо него я часто проезжаю в находящийся рядом Медицинский центр) с посещения Казанской церкви,  где прикладываюсь к святыням. Приехал заранее,  чтобы еще и прогуляться по этому уникальному оазису. Мои помощники не учли, что от Царского дворца до Казанской церкви несколько километров - преодолеть их с моими больными ногами весьма проблематично (до церкви, правда, подвез сотрудник заповедника).

Перед входом на экспозицию довольно большой список столичных и провинциальных музеев,  которые готовили выставку. «Автором концепции и куратором знакового для культурного пространства Москвы выставочного проекта выступила признанный лидер разностороннего изучения истории и культуры старообрядчества в нашей стране, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ГИМ Е.М. Юхименко» (В.А. Любартович, заслуженный работник высшей школы РФ). Старообрядческая митрополия в лице о. Алексия Лопатина также приняла участие в ее подготовке. К сожалению,  не было экскурсовода - как я понял,  здесь они не часто бывают.

Более 400 предметов XVI – начала XX вв. рассказывают об истории старообрядчества в России. Перечислю, что особенно запомнилось в нескольких залах, где расположилась выставка. Иконы. Самое раннее из известных изображение протопопа Аввакума – икона, написанная на Керженце в конце XVII – начале XVIII в., три огромных иконы Спасителя. Иконы из Соловецкого монастыря: Тихвинская, Успение, пророка Илии (кон. 16 века). Камень чёрного цвета с надписью - "Возглавие митрополита Филиппа" (16 век). Икона св. Жен мироносиц (Каргополь, кон. 16 века). Редкая икона «Преполовение» (кон. 16 века). Образ Всех святых российских чудотворцев (1-я четверть 19 века). Необычная икона "На реках Вавилонских" (кон. 18 века). До выхода Указа о веротерпимости в 1905 году,  в Коломенском было две крупных моленных. После его выхода построена церковь во имя св. вмч. Георгия Победоносца. На экспозиция были представлены несколько старообрядческих икон из Коломенского. В частности, икона Богородицы «Всем скорбящим Радость» (1803 г.). Нужно ещё упомянуть несколько крестов-голубцов с Севера (кон. 19 века). Голгофские резные кресты. И, наконец,  икона "Откровение Иоанна Богослова" (1830-е годы). Перечислю, что запомнилось из письменных источников. Это, прежде всего,  письмо протопопа Аввакума протопопу Иоанну Неронову о начавшейся церковной смуте в связи с реформами патриарха Никона. Письмо боярыни Морозовой Аввакуму  в Пустоозерский острог (1668-1669 гг.). Несколько писем самого протопопа Аввакума,  которые,  однако,  не дошли до адресата, т.к. были перехвачены. Благодаря этому обстоятельству они, собственно, и дошли до нас. Челобитные братии Соловецкого монастыря с прошениями царю («не переменять» в обители предания преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Церковный чин и устав). Тут же Дело о противозаконных поступках воеводы Ивана Мещеринова после взятия им Соловецкого монастыря (в этом деле содержится 21 документ). Собрание сочинений прп. Максима Грека. Апокалипсис с толкованием Андрея Кессарийского (1799 г.). 

thumbnail






Картины. Это, прежде всего,  "Путешествие Аввакума по Сибири" художника Милорадовича (1898 г.). Настенный лист "Изображение расправы воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания" (1668-1676 гг.). Этюды Василия Сурикова для знаменитой картины «Боярыня Морозова» (1887 г.).
Особый раздел экспозиции посвящён Выго-Лексинскому поморскому общежительству. В этом разделе можно увидеть книгу С. Денисова "Виноград Российский". История об отцах и страдальцах Соловецких. Знаменитые "Поморские ответы" (подлинный экземпляр,  переданный синодальному миссионеру иеромонаху Неофиту, 1723 год). Полтора десятка настенных листов выговских подвижников.
В следующих залах можно было увидеть портреты старообрядческих меценатов:
Ковылина, Гучкова, Морозова, Солдатенкова, Кузнецова, Милованова, Рябушинского и др. Портреты наших современников - митрополита Корнилия,  протодиакона Виктора Савельева, Агафьи Лыковой и др. Обратили на себя внимание также: "Сказание о лестовке" на фаянсе, лестовка из рыбьих позвонков, подаренная Агафьей митрополиту с поздравительным письмом владыке в связи с 400-летием со дня рождения протопопа Аввакума. Письма довоенного времени в Старообрядческую архиепископию о преследованиях и арестах. И тут же неподалеку донесение в Московскую духовную консисторию одного благочинного и священника о крестьянах, совершающих службу по старопечатным книгам (1860-е годы). 

Весьма символично, что выставка, посвященная ревнителям древнего благочестия, проходила во Дворце одного из главных гонителей и зачинщиков пресловутой церковной реформы, принесшей столько бед и горя.

 thumbnail


thumbnail


thumbnail


thumbnail


 

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную