Юбилей Аввакума может и
должен стать переломным моментом
5 сентября 2020 г. на Рогожском стартовала программа
торжеств, посвящённая большому юбилею: 400-летию со дня рождения протопопа
Аввакума – наиболее видного борца с реформой патриарха Никона. В доме причта Предстоятель
Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий открыл
выставку «Наследники Аввакума». Фотографами Евгением Тумановым и Сергеем Тригубенко
были представлены несколько десятков фотографий наших современников: старообрядческих
архиереев, священников, певцов и простых верующих разных возрастов. Фотографии
очень яркие, изображённые на них просты и естественны. Никакого позирования или
того, что называется «селфи». Напротив – «антиселфи», как заметил один из выступавших
на открытии выставки.
Я в своём выступлении отметил, что люди, лица
которых изображены на фотографиях, притягивают как магнит, потому что они
светлые, радостные, в них чувствуется духовный стержень. Неслучайно Аввакум
говорил: «Праведник светит, как светильник, не угасая, и люди, видя его,
веселятся».
Интересно, что фотографии были нарочито не подписаны:
таким образом организаторы хотели сказать больше, чем просто констатировать,
кто изображён. Стремились отобразить идею, побудить зрителей увидеть больше
привычной обыденности.
Прекрасно выступил молодёжный хор из Ржева, пропев
кондак Успению, духовный стих «Седе Адам» и песнопение на сербском языке «Вера
славна».
После этой выставки я посетил ещё одну: в Духовном
училище, - посвящённую его юбилею.
На следующий день, в воскресенье, в Рожественском
соборе митрополит Корнилий открыл выставку авторских работ Александра
Холмогорова, приехавшего с Алтая, иерея Алексея Лопатина и других. Здесь тоже
пришлось выступить (владыка часто приглашает меня сказать слово, иногда
застигая врасплох). Я, в частности, сказал, что подобные выставки не только
углубляют познания самих старообрядцев, но и открывают красоту
древлеправославия большому количеству людей, тянущихся к своим корням. Завтра
большая группа старообрядцев во главе с митрополитом отправляется в
Троице-Сергиеву Лавру. Было бы очень хорошо, если бы их приняли на высоком
уровне и чтобы на приёме по окончании визита прозвучало бы признание очевидного:
что преподобный Сергий крестился двуперстно и что есть намерение инициировать
рассмотрение вопроса о реабилитации протопопа Аввакума, вначале на Синоде, а
затем и на Соборе. Конечно, Аввакум не нуждается в реабилитации; по большому
счёту это не нужно и его наследникам, но это бы послужило уменьшению зла в
мире. Ужасной была трагическая гибель последнего русского царя и его семьи в
1918 году в канун памяти преподобного Сергия. Не менее ужасной была страшная
казнь в Великую Пятницу (!) огнепального протопопа. Первое злодеяние, о котором
за последние десятилетия узнали миллионы русских людей, поразило своим
изуверством. О втором знают ещё далеко не все. Тысячелетие Крещения Руси
явилось важнейшей вехой, за которой последовало бурное возрождение церковной
жизни. Так и юбилей Аввакума может и должен стать переломным моментом к
возврату миллионов русских людей к древлеправославию во всей его полноте и
цельности.
Как-то я в одной статье процитировал митрополита
Никодима (Ротова) о необходимости небольших, но необратимых шажков на пути к церковному
единству. Ревнители обвинили «никонианского куратора старообрядчества»,
«хитрого и скользкого игумена», то бишь меня, в коварных планах по поглощению
старообрядчества. На самом деле я имел в виду саму РПЦ МП: движение вперёд и
такие действия с её стороны, как признание безусловной древности и
авторитетности двуперстия и реабилитация невинно пострадавшего протопопа
Аввакума. Сказал я и ещё об одной важной вещи. Аввакуму приписывают неправильное
представление о взаимоотношениях Лиц Святой Троицы («сидят рядком на особь
престолах») и о сочетании в Лице Господа Исуса Христа двух природ («секи
несекомое») – тем самым падает тень на этого великого человека. К сожалению,
значительная часть старообрядцев склонна к признанию подлинности этих
высказываний, объясняя это тем, что написал, мол, он это по простоте и избытку
темперамента. Да, Аввакум неоднократно писал, что он простец, а не философ и не
богослов, но с другой стороны он был очень начитан. Находясь в темнице, он по
памяти цитировал большие фрагменты из святоотеческих творений. Его кредо по
догматическим вопросам основывалось на учении святителя Афанасия Великого. С
детства он слышал и сам читал каноны Пресвятой Троице на восемь гласов,
содержащиеся в чине воскресной полунощницы. В этих канонах раскрывается глубокое
и таинственное святоотеческое учение о Боге Едином, в Троице Славимом. Став
священником, Аввакум в начале всенощного бдения возглашал: «Слава Святей,
Единосущней, Животворящей и Неразделимей Троице!» Мог ли он после всего
этого допускать грубые ляпсусы по таким важным предметам? Всё моё естество
восстаёт против такой трактовки! Известно про множество подлогов: ими не
гнушались гонители, стремясь скомпрометировать своих оппонентов к якобы «вящщей
славе». Мне кажется, что старообрядцам на соборном уровне нужно отвергнуть
приписываемые Аввакуму заблуждения в догматических вопросах.
Александр Холмогоров на выставке читал свои стихи и
пел их дуэтом. Кроме того, что он профессиональный фотограф, он ещё и
прекрасный врач-травник. Вся энергичная сбалансированная структура его
телесного состава убеждает в действенности его методов. После того, как владыка
Корнилий сказал о том, что у меня есть серьёзные проблемы со здоровьем и
попросил Александра оказать мне помощь (при этом он передал мне полную сумку с
пакетами из трав), тот за считанные минуты нарисовал мне «дорожную карту»
лечения. Объяснил, какая цепная реакция идёт по всему организму от заболевания печени.
Я обратил внимание, как быстро митрополит отошёл от
фото с изображением священноинока Симеона (Дурасова), ушедшего в мир, - да,
видимо, свежа ещё рана во владычнем сердце...
Пришедшая только вчера к нам в храм раба Божия Марья,
наряду со «старцем» Владимиром, как мы любовно называем убелённого сединами,
никогда не вступавшего в брак пожилого прихожанина с детским непосредственным
лицом, тоже побывала на выставке. На обратном пути она рассказала, как перед
выставкой заглянула в Покровский собор и обратилась к дежурным с неожиданным
приветствием: «Христос Воскресе!» - «Что-о-о?!» - услышала она в ответ. – «Что
Вам нужно?! Как Вы вообще сюда зашли?» - хором вопросили они. – «Можно
попросить воды? У меня таблетки во рту». Воду ей дали. «Спаси, Господи!» -
произнесла она. – «Это так там, у никониан говорят!» – «А как у вас говорят?» -
«Спаси, Христос!» Услышав этот рассказ, я неудачно пошутил: «Марья, Вы такая
наивная – зачем Вы христосуетесь в сентябре-месяце? Всему своё время. Вы бы ещё
сказали: «Слава Исусу Христу!», - как говорят на Западной Украине, – Вас бы
приняли за униатку и подняли на вилы. Поймите, мир старообрядчества очень
специфичен: здесь свой уклад, свои порядки - нужно очень аккуратно себя вести.
Вот и «старец» после того, как Александр Холмогоров пропел духовный стих,
по-детски задорно вскричал: «Браво!» - и сразу «сподобился» жёстких взглядов
стоящих рядом» (заметил, что митрополит очень редко когда делает замечания - я
бы точно шепнул на ухо помощнику: «Передайте этому крикуну, чтобы на будущее
тут никаких «Браво!» не было»). Мою неудачную шутку подхватили другие участники
поездки: «Ну и заявочки у Вас: воды Вам подавай! Скажите ещё спасибо, что со
ступеней не спустили!» - «Вот если бы я пришла к католикам или протестантам, то
меня бы встретили с распростёртыми объятиями: и чаем бы напоили, и всё бы
показали. Ах, если бы я знала, что я вошла к старообрядцам, а рядом есть
православный храм, конечно же, я бы зашла в православный». Интересно, что в тот
же день эта раба Божия, читая по обыкновению главу из Евангелия, прочла о чаше
студёной воды, поданной во Имя Господне. К тому же, вечером она узнала, что на
этот день на Рогожском был перенесён праздник Святых Жен-Мироносиц, одна из
которых – Святая Равноапостольная Мария Магдалыня как раз приветствовала словами
«Христос Воскресе!»
На выставке обратили на себя внимание несколько
цитат известных людей о старообрядцах и старообрядчестве. Две из них я выписал.
Первая: «Смысл консерватизма не в том, чтобы препятствовать движению вперёд и
вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме» (Н. А. Бердяев «Философия неравенства», 1923 г.). И
вторая: «Старовер не курил, не пил вина, строго соблюдал посты и был
морально устойчив, и лишь в одном не знал воздержания – в работе. <…> Со
временем он выделился в особый тип русского человека, который, вопреки всем
бедам и обстоятельствам, упрямо хранил в себе каждую косточку, каждый звук
старой национальной фигуры, несущий живое воспоминание о той поре, когда
человек мог быть крепостью, а не лавкой, торгующей в разнос» (В. Г. Распутин.
«Смысл давнего прошлого», 1993 г.)).
Вечером в Доме музыки состоялся песенный праздник
«Распевы Святой Руси». Ведущий – отец Василий Андроников искусно построил
композицию вечера. Перед каждым выступлением он зачитывал отрывок из «Жития
протопопа Аввакума», по содержанию перекликавшийся с очередным песнопением. Тем
самым в памяти собравшихся освежалось содержание «Жития». Иногда содержание
отрывков было столь жёстким, что напоминало холодный душ. Я ещё подумал: «Будь
среди зрителей кто-нибудь из новообрядческого духовенства, то не исключено, что
кто-то из них вышел бы из зала». Также возникли сомнения, что Патриархия
решится на реабилитацию огнепального протопопа после подобных высказываний.
Особенностью выступлений хоров было наличие в программе практически каждого из
них духовных стихов – это облегчало восприятие для светского большинства
собравшихся. В отличие от духовных концертов у новообрядцев, где в содержании
зачастую доминируют Херувимские, «Милость мира» разных композиторов, здесь
можно было услышать стихеры и ирмосы разных праздников. Задал тон песенного
праздника молодёжный хор из Ржева. Внушительно прозвучало песнопение «Единородныи
Сын». Пение стихов из третьей «Славы» 17 кафизмы «Призри на мя, и помилуй мя»
было исполнено в наонной традиции. Поскольку в нашем храме так поют уже
тридцать лет, мне показалось, что ржевитяне спели несколько академично. Чисто и
без акцента пел архиерейский хор из Румынии. Я всегда восхищался липованами –
простыми русскими рыбаками, живущими за рубежом. Их выступление было одной из
«изюминок» праздника. Когда они запели свой гимн, я сначала подумал, что поют
по-румынски. Кольнули в сердце слова: «Край наш родной» - имелась в виду отнюдь
не Россия, а их нынешнее Отечество… Хор Покровского кафедрального собора во
главе с Виталием Москвичёвым, как всегда, пел мощно и уверенно. Рогожане
неизменно держат высокую планку. Во втором отделении вечера выступили хоры из
Нижнего Новгорода, Новосибирска и Большого Мурашкино. Нижегородцы также пели
мощно, слаженно и чётко. В их программе был больший объём «твёрдой пищи»:
Евангельская стихера знаменным распевом, Трисвятое Большим знаменным распевом.
Никакой стихотворной лирики «на десерт». Кстати, именно они, а не сибиряки, как
ожидалось, оказались самими представительными и внушительными во внешнем
физическом плане. Зато новосибирцы спели аж два духовных стиха: «Колыбельную
Богородицы» и «Как на Божией горе…» Последний стих пелся не суровым
одноголосьем, а с заметной гармонизацией – для большого количества людей,
собравшихся в зале, это более удобоваримая пища. Интересно, что руководитель
хора М. В. Долгов пел, не как обычно поют у старообрядцев: лицом к зрителям
вместе со всеми певцами, а как ведут себя регенты в новообрядческих храмах –
лицом к певцам, энергично при этом взмахивая не указкой, а обеими руками. Может
быть, это только здесь, в концертном зале, так? Заключительным аккордом вечера
было исполнение сводным хором песенного приношения великому юбиляру протопопу
Аввакуму духовного стиха, посвящённого ему: «В Даурии дикой, пустынной…»
Руководил пением В. Москвичёв (в его стилистике отчётливо прослеживалось
влияние почившего отца Леонтия Пименова). Мощно и проникновенно прославили
певцы Аввакума и его семью, которым «за правую проповедь в свете жестокий им
вынесен суд». Когда в конце вечера на сцену для заключительного слова вышел владыка,
я, смотря на его подтянутый аскетический облик, шепнул на ухо соседу: «Как же
он не похож на лощёных тучных «боровов», которых приходилось видеть!» Владыку
неизменно сопровождал его верный оруженосец протодиакон Виктор –
немногословный, улыбчивый, очень деликатный и исполнительный. После выступления
митрополита светское большинство присутствовавших не выдержало: плотину
прорвало, пружина разжалась, напрочь были забыты просьбы ведущего
воздерживаться от аплодисментов, не принятых в старообрядческой среде, –
аплодисменты долго не стихали. Праздник прошёл очень удачно. Выступления
старообрядческих хоров подтвердили истинность слов, приведённых в предисловии к
программе: «Знаменный распев трогает душу, умиляет сердце, помогает отрешиться
от мирской суеты».
Рогожское живёт полнокровной жизнью: помимо строго уставных
богослужений, здесь пульсирует
активность в разных аспектах. Работает «мозговой центр» - в митрополии
происходят регулярные Советы и Соборы, а также собрания благочинных. В Духовном
училище когорта священнослужителей, служащих на приходах, через призмы своих
знаний и опыта проводит занятия для студентов. Работает библиотека. В трапезной
можно отлично покормиться. В доме причта проходят познавательные вечера и
открываются различные выставки. Две последние выставки, посвящённые юбилею
Аввакума, уникальны, просто потрясающи. Вновь и вновь просматриваю альбомы по
материалам этих выставок и не перестаю восхищаться.
Вот уже полвека я очень плотно соприкасаюсь со
старообрядческой средой как в Москве, так и в разных регионах: с персоналиями
разных возрастов и санов (как и положено «никонианскому куратору
старообрядчества»). Написал не один десяток статей – казалось бы, всё знаю
вдоль и поперёк, но при знакомстве с этими выставками у меня невольно расширялись
глаза и приоткрывался рот от удивления. Открылись новые горизонты и неожиданные
ракурсы. Для огромного числа наших соотечественников мир старообрядчества
совершенно неведом, они абсолютно не в теме, что называется «ни в зуб ногой».
Бывают очень трогательными в своём профанстве, напоминают одного из героев
фильма «Земля Санникова» (его играл артист Георгий Вицин), когда он, оказавшись
перед лицом вождя туземцев, обращался к нему то «Ваше сиятельство», то «Ваше
благородие». Или как наш замечательный певец и актёр Ножкин на заре своего
воцерковления на приёме у Патриарха Алексия II долго
мялся, не зная, как обратиться к Предстоятелю РПЦ, а потом выдал: «Ваше
высочество!» Все вокруг чуть не попадали от смеха. Или как артист Пуговкин в
фильме «Иван Васильевич меняет профессию» на коленях пугливо-сокрушенно
бормотал перед перенесённым машиной времени в современность самодержцем: «Житие
мое…», - похоже, что этими двумя словами у многих исчерпывается познания о
Древней Руси.
Возвращаюсь к фотовыставкам. Вот на одной из них
митрополит идёт по узкому мостику по неизвестной нам реке Салве, как бы
символически напоминая об узком пути христианской жизни. На фотографии «На
Енисее» он похож на орла, парящего над водной гладью широкой сибирской реки. В
Новосибирске на трапезе на лужайке, в то время как заботливый хозяин епископ
Силуян смиренно подносит митрополиту очередное блюдо, взор того вдруг
устремляется горе́ – что-то в небесной лазури привлекло внимание высокого
гостя. Мы озадачены – что же именно? А вот митрополит сидит на возвышенном
месте, а внизу открывается потрясающая панорама сибирского пейзажа – похож на
стратега-военачальника, внимательно осматривающего театр предстоящих военных
действий. Особая фотография, где митрополит в кафедральном соборе с
Президентом. Обращает внимание Владимира Владимировича на одну из икон, а
усматривается большее: владыка кротко и прочувствованно направляет взор главы
государства на столбовую дорогу русской духовной цивилизации, в смиренной
надежде на сердечный отклик. Почти все изображённые на фотографиях улыбаются –
поистине, от чистого жития лице цветёт. Прекрасны женские и детские образы.
Дети повсюду, в центре внимания; они – это будущее. На одной из фотографий о.
Никола Бобков с младенцем на руках – дочерью собрата о. Василия. Почему-то и
здесь, а не только в книге моих воспоминаний, неточность по отношению к этому
пастырю: у меня на фотографии он обозначен как о. Евгений (так звали его отца),
а здесь путаница с фамилией: вместо Бобков – Косарев (это фамилия о. Николы,
который служит в Гомеле).
Природа, животный мир – всё в гармонии с Божьими
людьми древлего благочестия, самых разных званий и возрастов. Лошадки такие же
милые и симпатичные, как и их «старшая братия». Сосредоточенные, отрешённые от
мирской суеты фотографии монахинь. Поселения старообрядцев на севере и в
Сибири. Это те очаги-плацдармы, которые удерживают человеческое присутствие на
безкрайних просторах Отечества, не позволяют им превращаться в безжизненную
холодную пустыню. Заимка-обитель Агафьюшки на фоне скалистой горы – её
гостеприимное жилище с дымком из трубы на крыше. Владыка Корнилий со своим
верным ординарцем протодиаконом Виктором «за послушание» под бдительным взором
Агафьи Карповны копают грядку. Сколько простоты и непосредственности на таких
снимках, как «На пророка Илию» или «После дождя»! Прекрасны образы предстоящих
за народ служителей алтаря Господня. Здесь тоже есть неожиданные ракурсы.
Например, на фотографии настоятеля Покровского кафедрального собора – отца
Виктора. Внешне он похож на строгого неприступного громовержца, но это
впечатление обманчиво: на самом деле это очень тёплый и душевный человек. На
фото он любуется сиренью, вдыхая её пьянящий аромат.
Фотография крестного хода в каком-то городе очень
напоминает композицию известной картины Репина «Крестный ход в Курской
губернии», особенно девочка с жердью. Но! Там на картине всё как-то блекло,
мрачновато. Здесь же у шествующих чувствуется внутренний огонь, стремительная
жизненная динамика. Некоторые групповые снимки напоминают рукава ручьёв, а
последнее фото одного из фотоальбомов было похоже на мощное половодье – оно убедительно
смывает всякие сомнения в благоприятной перспективе будущего старообрядчества.
На выставках впервые (не считая, конечно, старосты храма на «Белорусской»
Александра Васильевича Антонова) я соприкоснулся со специфическим
старообрядческим юмором – он проскальзывал в ряде фотографий. Этот юмор
незлобив, тёпл и благодушен.
В детстве, придя к вере и начиная воцерковляться, я
недоумевал: «Люди! Почему вы не спешите в храмы Божии? Неужели ваши взоры не
радуют виды храмов? Почему ваши сердца не трогают величественные обряды и пение
внутри них? Почему ваш слух не восхищает мелодичный трезвон колоколов, а ваше
обоняние не услаждает благоухание кадильного фимиама?» Глухота и слепота
окружающих обескураживала, ставила в тупик, была непонятна. Тем более, если речь
идёт о духовной красоте древлеправославия. Уверен, что подобные выставки
подвигнут многих наших современников пробудиться от спячки и снять пелену со
своих глаз.
Игумен
Кирилл (Сахаров)