Игумен Кирилл
(Сахаров). В поисках Китеж-града в Наукограде Дубна
Некоторые
старообрядцы меня всерьез называют "никонианским куратором
старообрядчества". Вот и приходится везде поспевать, за всем следить,
чтобы соответствовать этому высокому званию, а годы уже не те, да и здоровье
часто подводит. Да, "тяжела шапка Мономаха"...
Кстати,
единоверие, учреждённое в 1800 году, как миссионерский проект по обращению
старообрядцев, в новейшее время, восстановив только десятую часть своего
прежнего потенциала, стало по преимуществу «нишей», как говаривал Патриарх
Алексий I, «для тех в лоне РПЦ, кто стремится к корням, к более строгой модели
богослужения». Даже сам термин «Единоверие» сокращает ареал своего
распространения в церковной среде. Наш храм, например, предпочитает
наименование «Старообрядный приход Московского Патриархата».
Дубна
– крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики.
Находится на севере Московской области. Единственный населённый пункт в
области, расположенный на Волге. В городе семь действующих новообрядческих
храмов, самый старый из которых был построен в 1827 году. Посвящён он Похвале
Пресвятой Богородицы. Интересно, что на территории этого храма установлен
армянский крест-хачкар; я встречал эти кресты на территории Данилова монастыря,
около храма Христа-Спасителя и даже в райцентрах провинции – по-видимому, это
результат продуманных стараний армянских христиан.
Старообрядчество в прошлом в этом «кусте» было значительным: два храма (в
Талдоме – в честь Архангела Михаила, и в Конаково – б.Кузнецы – в честь
Тихвинской иконы). Храм в Талдоме сгорел в годы войны. Кстати, его строил тот
самый архитектор, который строил Иверский собор в Николо-Перервинском
монастыре. Несколько лет в талдомском храме служил о. Андрей Попов, трагически
погибший в Ржеве в годы войны. Два скита и десяток моленных. Один из
скитов затерялся в лесной зоне. На месте храма в Конаково о. Евгений Чунин
установил Поклонный крест. О наличии здесь единоверческих церквей ничего
выяснить не удалось – скорее всего их и не было. Стало быть «ловить здесь
нечего». Остаётся только пожелать успехов братьям-старообрядцам, как поповцам,
так и безпоповцам (первые преобладают в Талдоме, а вторые – в Кимрах) в
восстановлении порушенных святынь. Таким подвижникам, как о. Евгений и
симпатичный поморский наставник с северо-запада, новгородско-петербургского
региона - один из устроителей выставки. Я в своём выступлении попытался
"перебросить мостик в современность", показать актуальность и
востребованность древлеправославных традиций и норм поведения. В качестве
иллюстрации упомянул недавние события в пос. Бужаниново Сергиево-Посадского
района Московской области, где гастарбайтеры с юга в лесу надругались и убили
женщину, собиравшую грибы. Разве не должны мужчины - близкие родственники
сопровождать женщин в подобных походах? Местные жалуются на то, что южане
пристают к девушкам. Безобразие! Ну а сами девушки следуют ли традиционному
дресс-коду в одежде? Если да, тогда не меньше ли было бы зацепок для подобных
искушений. И, наконец, жалуются, что завозят работать гастарбайтеров в то время,
как у самих работы нет. Забыт завет апостола Павла - заботиться прежде всего, в
первую очередь, о своих "присных", т.е. о родственниках,
соотечественниках, единоверцах. Пример чему показали старообрядческие меценаты,
такие как Масленников и Кузнецов.
В
Дубну на выставку меня пригласил р. Б. Вячеслав. Он молится по
старопечатным книгам, но в тоже время посещает обычный храм. Выставка
«Потаённая Русь» расположилась в музее города в здании городского вокзала
(музей здесь располагается с 1994 года; в его основе археологическая
коллекция). Открыла выставку директор музея Е.В. Чертовских (больше не
приведу ни одного имени и фамилии – когда штормит давление, не спутать бы, как
говорится, Бабеля с Бебелем, не забыть, где находишься и куда потом
возвращаться. Один мой знакомый намедни говорил мне: "После нескольких
операций под общим наркозом не забыть бы, как зовут супругу, с которой прожил
более полувека»).
Выступавшие говорили, что выставка призвана внести свою лепту в разрушение
бытующих негативных стереотипов о старообрядцах. В этом регионе их было немало.
В Дубне они молятся на дому. В центре города жила одна раба Божия, которая шила
саваны и переписывала молитвы. Вячеслав сказал, что его соседкой была
праправнучка известного старообрядческого мецената Масленкова. Моленные, в
частности, были в деревнях Подберёзье, Дубравка, Поповка (здесь была
последняя моленная, она сгорела в 1954 году). В Кимрах было четыре общественных
моленных плюс несколько частных.
В экспозиции были представлены традиционные элементы старообрядческого
богослужебного обихода: иконы, книги (рукописные и печатные), кацеи,
подручники, лубки, фотографии и т.п. Среди книг запомнились «Поморские ответы»,
«Сын церковный», сборник полемических материалов – собеседований между
поповцами и безпоповцами. Особое внимание привлекают два Евангелия – 1600
и 1640 гг. (издание Виленской типографии). Евангелие 1868 года поразило своим
огромным объёмом. Гораздо меньшее по размеру на службе я прошу износить
сослужащего собрата, это же наверняка посильно для поднятия двум нехилого
телосложения клирикам. Подобные выставки в последние годы в разных регионах
возникают, как грибы после дождя. Во многом они похожи друг на друга. Данная
выставка имела заметно выраженное своё лицо. Во-первых, это стенды,
рассказывающие об истории раскола, затем фрагмент моленной, детали быта
старообрядцев. Запомнились такие слова на одном стенде: «Никон и его справщики
спешно и необдуманно вводили те новшества, которые послужили первопричиной
возникновения раскола». Рассматривая одну из книг, я был поражён насколько
тщательно и скрупулёзно старообрядческие начётчики собирали апологетический
материал, например, о двуперстии. Так, в кратком сказании о явлении Боголюбской
иконы подчёркивалось, что из разверзшихся небесных высот было Спасово
благословение в двуперстном сложении. В другой книге «вера латинян»
квалифицировалась как «не правая и не истинная, развращённая злыми человеки и
нечестивыми еретики». Было несколько витрин с тематическим наполнением,
повествующим о крещении и отпевании, Выговском общежитии и пр. Один из стендов
был посвящён известному старообрядческому меценату Кузнецову. Он руководил
фаянсовым заводом в Кузнецах (Конаково). Намеревался массово изготавливать
иконостасы из фаянса (успел их изготовить только 88 ). Надгробная плита. «Карта
раскольнических селений Московской губернии. 1871 г.» (на ней наиболее густая
сеть старообрядческих населённых пунктов в районе Коломны и Вереи).
Содержание
выставки имеет ярко выраженный катехизический и даже миссионерский подтекст.
Разъясняется, что такое подручник и какова символика лестовки, на витрине о
крещении акцентируется, что оно совершается «строго погружением».
На
чаепитии в кабинете директора продолжилось интересное общение. У хозяйки, как
она не сразу призналась, возникло недоумение – будут ли старообрядцы чокатьтся
рюмками с вином. Я предложил дождаться выхода книги преподавателя
Старообрядческого духовного училища Р. Аторина «Сто вопросов и сто ответов о
старообрядчестве» (хотя подобные детали, скорее всего, будут разъяснены в
«двухстах» или «трёхстах» вопросах и ответах). Один из участников чаепития так
разъяснил возникшее недоумение: «Нет, не чокаются, ну разве что после третьей
рюмки».
После выхода из музея я решил ещё побывать в одном из храмов города. Посетил
новопостроенный храм во имя св.великомученика Пантелеимона, приложился здесь к
частице его мощей. Оказалось, что настоятель храма бывал в нашем храме, где ему
запомнилась дисциплина поведения людей на службе.