Игумен
Кирилл (Сахаров). На вечере памяти инокини Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой)
В начале вечера, который проходил в Доме причта на
Рогожском, хор исполнил известный духовный стих, посвященный страдалице за
древлеправославие:
Снег белый украсил
светлицы,
Дорогу покрыл пеленой,
По улице древней столицы,
Плетется лошадка рысцой.
На улице шум и смятенье,
Народ словно море шумит,
В санях, не страшась заключенья,
Боярыня гордо сидит.
Высоко поднявши десницу,
Под звон и бряцанье цепей,
Она оглашает столицу,
Правдивою речью своей.
Она не боится мученья,
И смело на пытку идет,
И к истине, сердца влеченье
Ей силу и бодрость дает.
Сменила пиры и палаты
На мрачный сырой каземат,
Душа ее верой богата,
Ей правда дороже палат.
И верит она не погибнет,
Идея свободной мольбы,
Настанет пора и воздвигнет,
Ей памятник вместо дыбы.
О проекте памятника много говорил народный художник
России О. Молчанов. Памятник предполагается воздвигнуть в 2025 году к юбилею
350-летия мученической кончины боярыни в Боровске. На памятнике взор инокини
Феодоры обращен к небесам, руки ее в кандалах. Тем не менее, правая ее рука
занесена в двуперстном крестном знамении, а в левой она держит свечу. По мнению
Молчанова для «внешних», ничего не знающих о подвиге мученицы, особенно будет
важна установка этого памятника – пробудится генетическая память. По моему
мнению, у этого памятника, как, впрочем, и других подобных должен быть
установлен стенд с рассказом о жизненном подвиге ревнительницы старой веры.
Показали фильм о Крестном ходе из Вереи в Боровск
(этот фильм на недавнем фестивале в Крыму занял первое место). Кто-то упомянул
слова Ленина (не к ночи будь помянут) о том, что из всех видов искусства самым
важным является кино. Я вспомнил, как в советское время одна женщина с явно
провокационной целью подошла к священнику, и испытующе глядя ему в глаза
сказала: «Ленина помяните». Священник на мгновение растерялся, а потом так
отреагировал: «Ленин, как известно, «живее всех живых», а мы живых за упокой не
поминаем».
Помимо иконы святой в зале еще находилась знаменитая
картина Сурикова «Боярыня Морозова». Это, пожалуй, главная картина этого
великого живописца XIX
века. Многие считают эту картину вершиной русской живописи.
Боярыню Морозову называли символом русской женщины,
всегда готовой на подвиг ради веры. Многое в ее жизни поразительно и очень
запоминаемо. В 17 лет она вышла замуж за боярина Морозова – брата воспитателя
царя Алексея Михайловича. Муж был старше ее на 30 лет. Дворец обслуживало триста
слуг. Чете принадлежало 8 тысяч крестьян. Ездила боярыня Феодосия в золоченой
карете в упряжке из 6-12 лошадей. В 30 лет она овдовела. Ее сын Иван умер, когда
ему было 20 лет. Духовным наставником ее был сам протопоп Аввакум. В декабре
1670 года она тайно принимает иноческий постриг. Из-за того, что не пришла на
свадьбу царя, она вызвала его гнев. Ее арестовали, а имущество было
конфисковано. Двух братьев боярыни сослали. В заключении она была подвергнута
пыткам. Патриарх Питирим ходатайствовал за сестер, но царь не прислушался. 14
слуг ее сожгли в срубе. В сентябре 1675 года в земляной яме в Боровске умерла
сестра Феодоры, а в ноябре она сама.
После выхода в 1905 году Указа о веротерпимости старообрядцы
ходатайствовали о постройке часовни над местом гибели страдалицы, но им это не
было разрешено. В июне 1935 года захоронение сестер было вскрыто (описание
вскрытия не сохранилось). Надгробная плита была передана в музей. В 1998 году
для строительства часовни был выделен земельный участок. Построена часовня была
в 2005 году (в нее из музея была перенесена надгробная плита). Кстати, В.В.
Путин приезжал на Рогожское в день рождения боярыни Морозовой.
Митрополит Корнилий в своем выступлении говорил о
важности объективного освящения темы Раскола в новом учебнике истории.
Критиковал «византийскую прелесть» - стремление отвоевать Константинополь, что
привело к огромным жертвам среди русского народа. Я в своем выступлении
напомнил, что был уже изготовлен и Крест на Святую Софию, но Господь не
сподобил его установить (сейчас этот храм, как известно, используется как
мечеть). По-видимому, тогда духовно мы не были готовы к достижению этой цели.
Основоположник Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий)
говорил, что Константинопольский Патриархат мог бы стать 61-й епархией нашей
Церкви со всеми ее тогдашними изъянами и недостатками, но Бог не благословил
тогда исполниться этому намерению. Я вспомнил также недавний семинар в Институте
стран СНГ, посвященный 80-летию освобождения Киева от немецко-фашистских
захватчиков. Копнули историю, хвалили Патриарха Никона – идеолога объединения
Московского государства с Малороссией (Украиной). Для закрепления этого
объединения была проведена церковная реформа, приведшая богослужебный уклад на
Руси к новогреческим и малороссийским стандартам. Получается, что церковная
правда была принесена в жертву политической целесообразности. А, может быть,
нужно было поступить наоборот – малороссийское богослужение привести в
соответствие с изначальными каноническими уставами, сохранившимися в Московской
Руси?! Аввакум предупреждал, что начнут изменять и не смогут остановиться.
Инокиня Феодора (Морозова), как и другие подвижники старой веры, духовными
очами веры провидели, чем чреваты эти «затейки». Они помнили слова Спасителя:
«Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»,
«Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится».
Кириллов в своей книге «Правда старой веры» писал,
что после никоновской реформы вектор русской жизни изменился с духовного на
плотской, с небесного на земной. Архимандрит Константин (Зайцев) из Русского
Зарубежья писал, что с этого времени идея Святой Руси стала заменяться идеей
Великой России. В нашей национальной идее «Москва – III Рим» духовное содержание стало
вытесняться идеей Великой Имперской России. Подвиг инокини Феодоры и других
страдальцев за древлее благочестие позволил не до конца погибнуть этой великой
идее и дает надежду не только на ее сохранение, но и возрождение.