На старообрядческом кинофоруме
«Боже,
в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися!»
Помню,
при митрополите Адриане после какого-то мероприятия Сергей Григорьевич Вульгафт
обратился к присутствующим: «Братья и сёстры! Пожертвуйте на развитие
старообрядческого кинематографа!» Владыка и все присутствующие заулыбались –
настолько фантастическими казались слова о старообрядческом кинематографе.
Прошли годы – и вот мы видим, что мечты стали явью.
Некоторой
интригой перед форумом было следующее: будут показаны фильмы, авторами которых
являются старообрядцы? Фильмы будут только по старообрядческой тематике или
нужно ожидать более широкий подход? Отмечу те моменты после просмотров
фильмов, которые обратили на себя особое внимание.
Демонстрировались
фильмы, снятые старообрядцами о старообрядчестве. Вначале были показаны
несколько небольших сюжетов о разрушенных и действующих старообрядческих храмах
в Кировской области. Запомнилось, что в деревне Вишневка в
тридцатые годы был арестован староста храма, отказавшийся работать на
Пасху. Большой фильм был посвящен Казанской церкви села Безводное Нижегородской
области. Храм закрывался в 1929 году. Вновь открылся в 2007 году. В 2008
году в храме была совершена первая Литургия. Очень красивый трезвон. Молодежный
хор «Лествица» при храме исполнял несколько духовных стихов, заимствованных из
новообрядной среды: «Русь называют Святою…» (почему- то не было указано, что
автор стиха Роман Тамберг был архидиаконом РПЦ), «Вера вечна…», «Марие Дево
Чистая…»
Пожалуй,
«гвоздем программы» был фильм о. Михаила Родина «Ни элина, ни иудея»,
посвященный древлеправославию в Пакистане. Культ семьи и авторитет родителей в
этой стране создают благоприятную почву для восприятия древнего благочестия
здесь. Иностранцы по Пакистану передвигаются с вооруженной охраной. «Другой
мир, другая планета», «веруют по-детски» - отмечал о. Михаил. Христиане в
Пакистане составляют всего лишь около трех процентов населения (в основном, это
католики и протестанты). Есть приходы Константинопольского Патриархата, Русской
Зарубежной Церкви, Московского Патриархата (в Лахоре). Христиане, как
правило, занимаются неквалифицированным трудом (дворники, ассенизаторы и т.д.).
Живут очень просто и бедно. Очень развита солидарность и взаимопомощь. В
границах своих кварталов христиане пользуются относительной свободой. Прихожане
почти завершенного старообрядческого храма во имя прп. Сергия Радонежского
проводили по этому кварталу свой крестный ход. Настоятель о. Кирил
собирается звонить в колокола перед службами. Когда у батюшки
завершаются деньги, то он налагает на себя пост и начинает усердно молиться.
Как правило, его молитва бывает услышана.
Фильм
«Ферма на краю света» повествует об успешном старообрядческом предпринимателе
Тарасе Мелихове (Австралия).
Фильм
о боярыне Морозовой (режиссер Бочкарев) рассказывает о жизненном пути этой
подвижницы благочестия. В 17 лет ее выдали замуж (муж был старше ее на 30 лет -
в 30 лет она и овдовела). Была очень богата - одних крестьян было 7000
душ. В декабре 1670 года Феодосия Морозова принимает тайный постриг с
именем Феодора. Ее отказ присутствовать на царской свадьбе вызвал гнев
самодержца. Опала усилилась, когда стало известно о приверженности
Морозовой к древнему благочестию. Вместе со своей сестрой она была
сослана в Боровск (перед этим 14 слуг боярыни за отказ принять церковные новины
были сожжены). После смерти сестер, их братья установили на месте их
гибели памятную плиту. В 1905 году был установлен Поклонный крест
(часовню тогда строить не разрешили - ее начали строить уже в наше время в 1998
году). Захоронение было вскрыто в 1936 году (его протокол не обнаружен).
Ежегодно из города Верея в Боровск проходит крестный ход в память о
боровских мучениках, пострадавших за древлеправославие.
Фильм
«От Аввакума до наших дней» очень ценен тем, что в нем звучат живые
голоса старообрядцев – наших современников.
Хотел
бы сказать, что с каждым годом программа торжеств в Духовном Центре на
Рогожском становится всё более разнообразной и насыщенной. Я, было, собирался
немного, как выражаются в молодёжной среде, «сачкануть», воздержаться, по
крайней мере, от посещения вечера духовных песнопений под тем предлогом, что,
может, не будет письменного приглашения (его не было), и что наверняка на этом
вечере будет повтор того, что уже прозвучало в Доме Музыки. Владыка дважды
устно пригласил, но, несмотря на это, я, игумен Кирил, посоветовавшись с
игуменом Кириллом, всё-таки решил не ехать, тем более что моросил дождь и в
воскресенье я был на крестном ходе в Михайловской Слободе. Плюс усталость и
недомогание. Вернувшись из Слободы, прилёг, не выключив при этом телефон. Вдруг
звонок Алексея Калинкина из Черемшан. После разговора с ним я вдруг почувствовал
сильное желание ехать на Рогожку. Вспомнил, как лет в 13, в начале моего
церковного пути, в разгар зимних развлечений (дело было в пятницу) вдруг на
меня напал столбняк. Я замер. Всё моё существо охватило непреодолимое желание
сейчас же быть в церкви. Удивительно, что не в субботу, на всенощную, которую я
начал посещать тайно от родителей в храме нашего райцентра, а именно в будний
день, в пятницу. В одно мгновенье вся прелесть внешнего веселья померкла в моей
душе. Вот и вчера после черемшанского звонка возникло всепоглощающее желание
побывать на Рогожском. Оказалось, что значительная часть программы вечера не
повторяла того, что было в Доме Музыки. Меньше было песнопений большим
знаменным распевом, который, если проводить аналогию с военной сферой, можно
сравнить с тяжёлой артиллерией, а если углубляться в века - с закованным в латы
рыцарским войском. Больше было духовных стихов. Если дальше проводить аналогию,
их можно сравнить с лёгкой кавалерией.
Пару
слов о роли личности в истории. У меня нет ни малейшего сомнения, что успешное
проведение праздничных мероприятий во многом состоялось благодаря
митрополиту – его организаторским способностям, умению общаться с людьми,
не зацикливаться на мелких обидах и уколах в свой адрес, быть выше этого. Многому
можно поучиться у владыки, имеющему любвеобильное милующее сердце. Я наблюдал
за ним в разных ситуациях, а ещё больше слышал о таких ситуациях, когда
митрополит был выше этих средостений. Когда же дело касалось чести и
достоинства Церкви, канонического статуса её иерархии, то тут владыка со
свойственным ему гармоничным темпераментом, не задумываясь, образно говоря,
«бросался на амбразуру». На Рогожских торжествах было острое ощущение близости
горнего мира, благочестивых людей, покинувших эту земную юдоль, таких, как
владыка Силуан и отец Леонтий. Несомненно, что они радовались вместе с
живущими. По истине, «наши павшие, как часовые» - как пел Высоцкий. Или
как образно, щемяще сердце звучит песня Гамзатова о павших воинах: «И
превратились в белых журавлей». С замиранием сердца обошёл я памятную стелу,
поклонившись четырём мозаичным изображениям на ней – подвижников
древлеправославия. Сколько духовного изящества было в этих изображениях!
Как хорошо, что победил на конкурсе проект этой стелы, предложенный о. Леонтием.
Это была «лебединая песнь» доброго пастыря. Умилился на картину, увиденную
около колокольни: костромич Михаил – молодой счастливый отец, вокруг которого
увивались здоровые весёлые дети – четыре девочки и один мальчик. Наконец, два
слова о рогожских трапезах. Я всегда удивлялся их обилию и качеству продуктов.
Для меня всегда было загадкой: а как подавляющее большинство духовенства и
мирян, прежде всего митрополит, сохраняют при этом стройность и подтянутость.
Во всяком случае, что касается его, наверное, не потому, что я, будучи
приглашён на старообрядческие торжества, сидя за столом, примыкающим к
митрополичьему столу, не успевая за молодёжью, которая быстро «сметала»
«утешение монахов» (рыбу разных сортов), периодически «закидывал удочку» в тарелку
митрополита, «умыкал» снедь, извлекал часть архиерейской рыбы.
Пусть
помощь Божия сопутствует развитию и расцвету молодого старообрядческого
кинематографа!
Игумен Кирилл (Сахаров)