Игумен
Кирилл (Сахаров). Круглый стол старообрядных (единоверческих) приходов, 2023 г.
(впечатления участника)
Как и в
прошлом году, мероприятие проходило в конференц-зале Дома причта церкви Покрова
в Рубцово. Собравшихся тепло приветствовал архиепископ Гомельский и Жлобинский
Стефан – он, как и в прошлые годы, возглавлял Круглый стол. Основным
выступавшим на Круглом столе был протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель церкви
Покрова в Рубцово, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной
традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по
взаимодействию со старообрядчеством. О. Иоанн сообщил о том, что идет работа
над концепцией старообрядных приходов. Выступавший отметил, что в старообрядном
движении наличествуют тревожные тенденции, имеют место попытки внести
разделение на собственно единоверческие приходы и таковыми не являющимися в
полном смысле этого слова, то есть как бы неполноценные. При этом выразители
такой позиции считают единоверие одним из направлений (согласов или согласий)
старообрядчества. В проекте Итогового документа Круглого стола критически
говорилось о том, что представители этих взглядов общаются избирательно, им свойственны
элементы фарисейства, буквоедства и обрядоверия. Они часто выступают анонимно,
считают, что не должно молиться святым, прославленным Церковью в послераскольный
период, являются противниками нахождения в единоверческих храмах икон таких
святых. В частности, это касается Новомучеников и исповедников Российских, в
лучшем случае они им молятся по общей минее или по службе, составленной о.
Симеоном Дурасовым (в этой службе не упоминаются имена святых). Настаивают, что
в единоверческих храмах молиться подобает только по книгам первых пяти русских Патриархов
(в Положении о единоверии, однако, не говорится, что только по этим книгам, а
сказано, что в единоверческих храмах применяются такие книги). Далее они
считают, что единоверческими являются те священники, которые были рукоположены
по чину, содержащемуся в дораскольном потребнике (так были рукоположены отцы
Иринарх (Денисов), Петр (Васильев) и Иоанн Миролюбов). Между тем, до революции
священники, переходящие к старообрядцам («беглые попы») были принимаемы в сущем
сане (в случае, конечно, если они были крещены полным погружением). О. Иоанн
привел пример, как в 20-е годы единоверцы из храмов на Самокатной (там был Центр
единоверия) пригласили к себе служить о. Николу Полубенского из соседнего с
церковью Покрова в Рубцово Никольского храма.
Следующий
тезис: единоверческими храмами являются те, которые были зарегистрированы в
этом качестве. Здесь делается акцент на юридической стороне. А вот мы,
например, имеем благословение Патриарха служить по старому чину, а
зарегистрированы на общих основаниях. Спрашивается: неужели юридический аспект
превалирует над духовным? В конце концов, регистрация зависит не только от
нашего желания.
Что касается
служб новопрославленным святым. Неужели, если, допустим, мы после воскресной
Литургии пред иконой прп. Серафима Саровского, изображенного с двуперстным
знамением, иконой с частицей его мощей, пропоем величание в связи с днем его
памяти, может явиться основанием, что после этого с нами не следует общаться?
О. Иоанн ребром поставил следующий вопрос: во всех ли единоверческих храмах
читается молитва о мире на Украине? В нашем храме, например, после уставной
заамвонной молитвы читается молитва о победе Русского воинства. На мой взгляд,
то, что в некоторых единоверческих храмах, вместо этой молитвы, совершается
молебен о победе над супостатами, вполне приемлемо. Вообще, я за гибкость, за
то, чтобы единоверческим приходам не предписывалось механически применять в
литургической практике распоряжения священноначалия. Здесь своя традиция, свой
формат, с которыми нужно считаться и к которым нужно бережно относиться. Я с
уважением отношусь к тому, как проходят богослужения в церкви свт. Николы в
Студенцах – здесь на сегодняшний день имеет место быть наиболее истовый вариант
службы по старому чину.
Критиковались
на Круглом столе некоторые публикации на телеграм-канале Единоверческого
общества имени князя Андрея Ухтомского. Говорилось, что оно действует
самочинно, анонимно, сеет рознь и т.п. На мой взгляд, в публикациях на этом
сайте помещается много содержательных и интересных материалов. А телеграм-канал,
например, Преображенской церкви в Куровском, вообще, является образцовым
приходским информационным ресурсом.
Не устоялся,
не упрочился до сих пор вопрос о наименовании приходов, служащих по старому
обряду в РПЦ МП. До революции их называли единоверческими (красивое слово, оно
мне всегда нравилось). В решениях единоверческих съездов в первой четверти XX века предлагалось другое
наименование – «православные старообрядческие храмы». С нулевых годов активно
внедряется термин «старообрядные». Комиссия при ОВЦС так и именуется – «по
делам старообрядных приходов». Честно говоря, нам это название более всего
подходит, так как наша община формировалась из числа прихожан обычных храмов,
потянувшихся к корням. Но мы не против любого наименования, согласны принять
любое соборное решение по этому вопросу, например, наименоваться «православным
старообрядческим (единоверческим) храмом».
О. Иоанн
подвел черту над размышлениями на эту тему: «Приходы имеют разное
происхождение, невозможно всех подвести под один знаменатель». Что касается «Единоверческого
общества», то, по мнению о. Иоанна, оно должно быть зарегистрировано при
каком-то храме и должно духовно окормляться конкретным пастырем (для меня
остался открытым вопрос – да, это желательно, но обязательно ли, если
какое-либо общество позиционирует себя как общественная организация?).
Интересная
деталь прозвучала в словах священноинока Варсонофия из Кузнецка Пензенской
области. Когда он был еще прихожанином старообрядческой церкви в Саратове, то
часто слышал от настоятеля критику в адрес прп. Серафима Саровского. Будущему
батюшке запомнились слова пожилой прихожанки этого храма: «Не почитаешь, но и
не хули».
Я в своем
выступлении признал, что надо действовать смелее – коль ты настоятель
старообрядного прихода, то на общецерковные мероприятия и одевайся
соответственно. Критика в мой адрес по этому вопросу послужила для меня
импульсом быть более активным в этом направлении. И уже на недавнем
праздновании памяти прп. Феодосия Великого – одном из престолов в нашем храме,
на службе с участием благочинного я уже вел себя без комплексов. В мой адрес
звучали упреки – приезжает, мол, со своими прихожанами на какой-либо приход без
приглашения; подозревают в каком-то шпионстве и тому подобных необоснованных замыслах.
Да, в молодости я, по своей наивности, приезжал несколько раз на службы без
предупреждения в некоторые единоверческие храмы, полагая, что в этом нет ничего
зазорного. Мною двигала жажда общения и познания. Все, однако, оказалось не так
просто. Со временем я это понял. Когда же появился интернет, моя
любознательность вполне была удовлетворена обильной информацией о жизни этих
приходов. К тому же, с возрастом и болезнями запал стал угасать.
Говорили
также о стремлении Миссионерского общества имени архимандрита Павла Прусского
(недавно была выявлена его могила) начать подготовку его канонизации. Этот
вопрос, однако, не так прост – и не только потому, что реакция старообрядцев
будет крайне негативной, но еще и потому, что неизвестно о его почитании и
посмертных чудесах.
Обсуждался
вопрос о реабилитации известного единоверческого деятеля XIX в. о. Иоанна Верховского и о
канонизации единоверческих епископов Вассиана и Амвросия (о нем был большой
доклад на Секции по старому обряду в храме Христа Спасителя).
Закончилось
заседание теплым архипастырским словом владыки Стефана, который призвал всех к
миру, любви и согласию. Обстановка, вначале напряженная, к концу заседания
окончательно умиротворилась. На трапезе царило благодушие, звучали интересные
рассказы из приходской практики. Я поведал о нескольких «приколах», вот один из
них: «На одной речной переправе служил паромщик, с чрезвычайно сильным басом. И
вот как-то его голос пришлось услыхать тамошнему архиерею во время объезда
своей епархии. Владыка решил, что с таким даром Божиим этому человеку уготована
прямая стезя к диаконскому служению. Паромщик не заставил себя долго
уговаривать, и вскоре был рукоположен в диаконы. И вот его первая архиерейская
служба. Церковный причт вышел из алтаря и выстроился для встречи епископа, и
среди него, в центре, лицом ко входу стоит новоиспеченный диакон. Архиерей
вошел в храм и остановился, ожидая начального диаконского возгласа
«Премудрость». Все замерло и воцарилась тишина. Но молодой диакон, ощутивший
себя в центре внимания, растерялся и молчит. Священники, что стоят поближе,
начинают громким шепотом подсказывать ему: «Ну давай! Начинай!» Тот красный и
совсем сконфуженный, забыв всё, чему его учили, таким же шепотом спрашивает:
«Как?» - «Ну как обычно, давай же». И вот, сам себя не помня, стоящий напротив
архиерея недавний паромщик воздвиг десницу с орарем, и, во всю мощь своей
утробы, громовым гласом возгласил «как обычно»: отча-алива-ай!»
Шутили: кто
будет слишком резко себя вести, отправить его в Подмосковье к пчелам
священноинока Антония. Наиболее активным и на Круглом столе, и на трапезе был
диакон Константин из храма Новомучеников в Строгино (один из трёх диаконов в
единоверии). Он с прекрасным образованием, хорошо служит. Слушая его в очередной
раз, я, в конце концов, не выдержал и в шутку сказал: «Похоже, что диакон
просто так, подобру-поздорову, не уйдет отсюда. Вот мы с о. Иоанном только
кандидаты богословия, а он целый магистр!»
На мой
взгляд, Круглый стол в этом году был наиболее содержательным и продуктивным –
были устранены разные недоумения, и произошла явная консолидация, пока еще
немногочисленного духовенства РПЦ, служащего по старому обряду.