Игумен
Кирилл (Сахаров). Мысли в связи с 160-летием Окружного послания
Неокружническое движение было, пожалуй, крупнейшим
духовным движением в истории старообрядчества, в частности, Белокриницкой
иерархии. До сих пор глубокого исследования по этому вопросу не было. В
зависимости от позиции отличается и терминология: «неокружнический раздор»,
«окружнический раздор». Наверное, лучший вариант – «неокружническое движение». Окружное
послание было издано 24 февраля (8 марта) 1862 г. от имени старообрядческого
Московского Духовного совета и было адресовано всем старообрядцам, приемлющим
Белокриницкую иерархию, с целью унификации воззрений и единения
старообрядцев. Имело место распространение «безпоповских тетрадок», которые в
какой-то степени вносили разноголосицу, в частности, по поводу отношения к
имени «Иисус», утверждали, что иерархия пресеклась и приношение Безкровной
Жертвы упразднилось, о духовном антихристе и пр.
В качестве причины появления этого Послания исследователями
называются и желание послаблений от пресса государственной машины на
старообрядцев, и желание улучшения отношений с Синодальной Церковью. Последнее
оппонентами рассматривалось как явный шаг к унии. Кстати, первый Белокриницкий
митрополит Амвросий за два дня до кончины выступил в пользу окружников.
В течение нескольких десятилетий раздора
состоялось множество диспутов, сопровождавшихся активной полемикой. Так,
например, в 1866 году в присутствии старообрядческих епископов состоялся
диспут, в котором сторонников Окружного послания представлял Семёнов, а
противников оного Антипов. Камнем преткновения, в частности, был вопрос о
принесении пятой просфоры на проскомидии за царя. Противники доказывали, что за
царя, не хранящего древлее благочестие, не подобает делать приношение. Их
оппоненты убеждали, что моление о «иже у власти суть» в Церкви было изначально.
На мой взгляд, вынимать частицу за конкретных правителей, если те не являлись
членами Старообрядческой Церкви, с последующим опусканием её в Чашу с Кровью
Христовой вряд ли допустимо. Не будет ли оптимальным их поминовение на ектенье?
– это ведь можно рассматривать и как молитву о вразумлении. Или взять,
например, имя «Иисус». Противники Послания утверждали, что это имя иного бога,
и даже антипода Христа. Епископ Арсений Уральский отрицал, что члены
господствующего исповедания веруют в другого бога. Да, они погрешают,
соглашался святитель, но говорить, что
новообрядцы почитают иного бога – это крайность (хотя таковые утверждения
встречаются у протопопа Аввакума и деятелей раннего старообрядчества). На мой
взгляд, внедрение имени «Иисус» после печальной памяти реформы патриарха Никона
является проявлением его грекофильства – в стремлении во всём подражать грекам.
Справедливости ради нужно отметить, что в известных «Выписках из старопечатных
книг» Озерского приводятся примеры текстов дониконовского времени с именем
«Иисус». Кстати, нелепость негативной ассоциации с этим именем заключается в
следующем: принимать беглых попов, поклонявшихся по этой логике иному богу, в
сущем сане, никак не было бы возможным, так как это противоречило бы известному
правилу святителя Василия Великого о принятии в Церковь первым чином, то есть
через крещение, тех, кто искажает краеугольные догматы веры.
В Послании говорилось о заблуждениях Синодальной
Церкви, из-за которых старообрядцы от неё отделяются (изменение
«древлецерковных преданий», наложение Большим Московским собором
(1666-1667) клятв на последователей старых обрядов, «жестокословные порицания»
на имя «Исус» и двуперстное сложение при крестном знамении, резкие выражения
полемистов Синодальной Церкви).
В 1896 году в Подмосковье неподалёку от Михайловой
слободы в деревне Чулково старообрядческий архиепископ Савватий проводил
собеседование с неокружниками. В собеседованиях принимал участие епископ
Арсений Уральский. После мероприятия некоторые миряне-неокружники
присоединились к Рогожской архиепископии. Немало неокружников было в Казанской,
Нижегородской, Калужской и Московской губерниях, в Минусинске, на юге и в
других местах. В Москве у неокружников разных направлений было несколько
моленных. Последняя из них просуществовала до 80-х годов прошлого столетия.
Несмотря на окончательное упразднение Окружного послания в 1906 году
напряженность сохранялась ещё в течение ряда десятилетий. Так, в г. Бендеры
неокружники не допускали окружников в свой храм. Окружнический храм в Бендерах
был разрушен в 1962 г. Многие иконы из него были перенесены в неокружнический
храм (он был меньше по размерам). В Гуслицах, где была чересполосица
старообрядцев разных направлений, чтимую икону Богородицы Губинскую доносили до
границы какой-либо деревни, где жили, например, окружники или неокружники, и
молча передавали. В Боровске было три неокружнических моленных (их храм
появился здесь только в 1912 году). После его закрытия неокружники молились в
бывшей Покровской единоверческой церкви – до 1938 года. Последним
неокружническим священником был здесь о. Даниил Золотарёв. В 1934 году его
осудили на 10 лет лагерей по нелепому обвинению в убийстве супруги. После
возвращения из лагеря он принял иночество и проводил службы в деревне Чулково.
Принципиальным неокружником был его сын – он категорически уклонялся от
переговоров с окружническим священником. В бывшем неокружническом храме в
Боровске после его закрытия располагалась автоколонна. Храм был возвращён в
1992 году. В Нижегородском крае Окружное послание принял только один керженский
скит. В Заволжье окружниками была только одна десятая старообрядцев
Белокриницкого согласия. О степени накала страстей свидетельствует текст чиноприёма
переходящих к неокружникам: здесь автор Окружного послания Ксенос упоминается
наряду с Арием и Никоном.
Окружное послание было принято через несколько лет
после смерти гонителя старообрядчества императора Николая I, в напряжённой атмосфере перед
вторым Польским бунтом (1863 г.). Очевидно, что его подписанты могли
руководствоваться благими целями улучшения отношений с государственной властью.
Хотели одним махом осудить все измышления. Из истории Церкви мы знаем, что, как
правило, принятие подобных согласительных документов приводило не к миру, а к
раздорам. Также очевидно, что, несмотря на, в целом, разумное содержание, Послание
было несвоевременным или вообще ненужным. Явно была преувеличена степень его
актуальности и не просчитаны последствия.
Не было широкого соборного обсуждения этого документа, тем более
соборной рецепции после его принятия. Оно привело к большим нестроениям в среде
белокриницких христиан. Возникла параллельная иерархия, которая в свою очередь
разделилась на несколько направлений («иосифовцы», «иовцы» и пр.). Добавило
масла в огонь то обстоятельство, что несколько подписантов Послания, в том
числе два епископа, вскоре перешли в единоверие. Позиция сторонников Окружного
послания после его издания, по сути, ухудшилось, т.к. они попали в своеобразный
капкан, были вынуждены неоднократно упразднять Послание, но их оппоненты этим
недовольствовались и требовали отказа от его положений и даже проклятия
Послания.
Читая Окружное послание, я для себя отметил, что
по своему мягкому, дипломатичному тону оно напоминает знаменитые «Поморские
ответы» и ещё один документ, но уже 20-го века, - Декларацию митрополита Сергия
(Страгородского) (1927 г.). Читая этот явно вынужденный документ, с трудом
соглашаешься с некоторыми из его основных положений, но в целом на душе
остаётся тяжеловатый осадок, ощущение некоторой муторности. Так и в случае с
Окружным посланием.