Возвращение к истокам (материалы по старообрядчеству)

Особенности древнерусских богослужебных чинов

Они же старые, то есть дореформенные, дониконовские.

Вот уже три года на Рогожском после окончания Соборов в Духовном училище проходят встречи со студентами и молодыми клириками по каноническим и богослужебным вопросам. Ведущий этих встреч о. Вадим Коровин (до недавнего времени он служил в Успенском храме г. Саратова). Не знающего церковных правил клирика батюшка сравнил с водителем, не знающим правил дорожного движения и с врачом, купившим диплом, но беспомощным во врачевании. В Писании сказано: «Горе тому граду, где князь – юноша» (то есть, малоопытный) – горе, если священник презирает правила или не знает их. Как невозможно пройти через минное поле, не имея карты, так и священнику успешно осуществлять своё служение, не зная церковных законоположений. С другой стороны, человек, знающий и не исполняющий правила, но не имеющий любви, представляет собой не меньшую опасность. 

На фото: о. Вадим Коровин
thumbnail

Во 2-м Правиле Шестого Вселенского Собора и 1-м правиле Седьмого Вселенского собора святые отцы изложили следующую мысль: «Всё, что другие Соборы постановили, мы подтверждаем, и всё, что они отвергли, и мы отвергаем». Суть Православия – в неразрывности и преемственности Предания. Ересь заключается в частичном или в полном отвержении Предания.

Тот Собор является разбойничьим, который не подтверждает и не продолжает прежде бывшие Соборы (Кормчая).

Конечно, нужно учитывать, что сейчас другая историческая ситуация. Не всё в правилах предусмотрено, возникают новые вопросы, новые, как сейчас говорят, вызовы. И Церковь дополняет и развивает Свои канонические установления, достраивая здание на прежнем фундаменте, а не разрушая его.

Постараюсь воспроизвести всё, что особенно запомнилось. Начну с Таинства крещения, которое является дверью в ограду Церкви.

Таинство Крещения. Первоначально крестили быстро. Могли крестить в тот же день, когда человек обратился к вере. Позднее было установлено оглашение – время подготовки ко крещению. Нельзя было крестить тех, кто не оставил смертных грехов (св. мч. Иустин Философ).

Перед крещением священник проводит собеседование о грехах – по сути, исповедь, но без отпущения грехов. Кто крестил, тот и является духовником.

Крещения в Константинопольском Патриархате совершались епископами торжественно, при большом стечении людей. Оглашение начиналось с первого дня Великого поста и заканчивалось к Лазаревой субботе, в которую и крестили. В середине Великого поста на Литургиях начинали молиться о «готовящихся ко просвещению». Во время пения «елицы во Христа крестистеся…» оглашенные в белых одеждах со свещами входили в храм. Они причащались за Литургией.

Крестили также в Великую субботу, на Св. Пасху (всю Светлую седмицу) на Рожество Христово и Богоявление. Позже, уже к XII веку, обычай длительного оглашения был оставлен (по-видимому, в связи с тем, что крестили практически всех в младенчестве), так что крещение совершали, по свидетельству св. Симеона Солунского, в любой день года.

Диавол ведет брань с оглашенными, чтобы не допустить их ко крещению, и поэтому практиковалось неоднократное чтение заклинательных молитв над ними (св. Симеон Солунский писал, что эти молитвы вычитывались семь раз). Оглашенный каждый четверг должен приходить к епископу для отчета о своей вере и получения этих молитв.

Крещаемые должны быть полностью раздеты, подобно новорожденным детям – ведь крещение является духовным рождением. Конечно, в этом плане есть сложности: для женщин, например, Пакистана это непреодолимый барьер. И это несмотря на то, что на момент погружения в храме присутствует только помощник священника (по полу крещаемых), а сам священник находится в алтаре, ожидая сигнала на выход после того, как человек уже будет в купели. Как известно, «по нужде и закону применение бывает», из двух зол нужно выбирать меньшее. Буквально всё исполнить, например, во время гонений – бремя неудобоносимое. Если в странах шариатского закона крестить полностью раздетых невозможно (смертельно опасно), то возможно проявить снисхождение.

Если человек тяжело болен, всё равно нужно сделать всё возможное для того, чтобы его погрузить. О. Вадим рассказал про случай, когда болящую женщину крестили в строительном корыте для раствора, застеленном чистой плёнкой. Четверо мужчин опускали в эту ёмкость женщину, лежащую на простыне. Батюшка сторонник того, чтобы на момент погружения все присутствующие вышли бы из храма (в моей практике они выходят до самого окончания крещения). (Если бы так поступил новообрядческий священник из Гатчины, которого запретили в служении после неудачной его попытки троекратно погрузить младенца в присутствии его матери и других родственников, то такого искушения не было бы.) Момент погружения – кульминация духовного напряжения, и это требует максимальной сосредоточенности и собранности священника. Ничто постороннее не должно его отвлекать, всевозможные помехи должны быть устранены.

Возникает вопрос: а что делать в том случае, если нужно постригать волосы у человека, а он совершенно лысый  (после химиотерапии опухлои, например)? Ответ о. Вадима: тогда нужно волосы постричь из бровей или ресниц, или даже постричь ногти, в крайнем случае, если и брови с ресницами не сохранились.

В идеале каждого нужно крестить в отдельной воде. О. Вадим вспоминает: в Самаре, в храме РДЦ, было шесть купелей. Воду освящали в большой купели, из которой потом разливали её в другие и доливали воду. Есть практика, когда после погружения каждого человека троекратно крестообразно освященную воду доливали в купель – происходило как бы её обновление. В старообрядческой среде бывают споры, вплоть до разделений, по вопросу, допустимо ли крестить несколько человек в одной купели. Есть мнение, что раз грехи в воде омыты, то она теряет свою силу, и нужно новую воду. На возражение оппонентов, что вода ведь святая, некоторые отвечают: «вода святая, но поганая». Это понятие, конечно, неправильное. Свт. Иоанн Златеосут пишет в беседе о расслабленном, что тогда (в Овечьей купели) только первый, кто влез в купель, получал исцеление, а гныне, во Христвоой благодати, - даже если вся вселенная войдет тв купель, все получат духовное исцеление в таинстве Крещения. Есть лицевые изображения в древних рукописях, где одновременно в одной купели крестятся несколько человек.

Интересно, что в Греции нередко в крещальную купель бросали лепестки роз.

Младенцев после каждого погружени, согласгно Большому Потребнику, поворачивают через правое плечо, делая круг, что символизирует вечность, к тому же это была и необходимая встряска (в случае крещения взрослых так не делать в Потребнике не указано). Крестить нужно обязательно в естественной, не подогретой, «живой» воде. Замечено, что если вода тёплая, например, в мелком ручье, то ребенок непременно хлебнет её. При крещении же в холодной воде дыхание у ребенка на мгновение перехватывается, и он никогда не захлебнется. В последнее время даже медики говорят о том, как важно для укрепления иммунной системы ребенка погружать его именно в холодной воде.

Если неизвестно точно, крещен ли человек, и крещен ли погружением, то его обязательно нужно крестить. После воссоединения с Малороссией, где было повсеместно распространено обливание, тамошние священники писали челобитную Патриарху Никону, чтобы он разрешил им обливать, так как у них плохо получается погружать, вплоть до случаев гибели младенцев.

Известно, что родоначалбьник ереси «кафаров» Новат был крещен обливанием, нро когда из его ереси священнослужители или миряне возвращались в Церковь, то их не перекрещивали, а принимали через миропомазание,  в сущем сане (8 правило 1 Всел.соб., 7 прав. 2 Всел. соб.).

У безпоповцев-«нетовцев» есть толк, адептов которого называют «некрестяки». Воду они вообще не использовали, а только читали псалом 50, не произносили формулы крещения, но просто надевали на младенца крест с гойтаном.

На Руси в XVII веке, как правило, всех инославных крестили. Случаи принятия вторым чином, через миропомазание, были крайне редки (так принимали крещенных в православии. ньо потом отпавших в язычество или магометанство). Патриарха Игнатия за принятие Марины Мнишек вторым чином (миропомазанием вместо крещения) даже лишили сана.

По мнению о. Вадима, лучше крестить младенца на сороковой день – а раньше, если только он серьезно болен. Наречение имени должно происходить на восьмой день на дому. На Руси раньшеннередко  у крещаемых было два имени: имя в честь святого, в день памяти которого он родился, и имя в честь святого, в день памяти которого состоялось крещение (так, князь Острожский, чьим попечсением была напечатана Острожская Библия, назывался и Василием, и Константином). К тому же у многих было еще и нехристианское прозвище (Третьяк, Мал и т.п.).

В свидетельстве о крещении необходимо указать дату дня ангела человека и краткую молитву святому покровителю, чтобы крещаемый смог молиться своему святому.

Нужно отметить, что у старообрядцев не принято отмечать день рождения. При этом они ссылаются на слова Златоуста, который писал: мы не знаем в Священном Писании упоминаний о дне рождения, кроме нечестивых царей Валтасара и Ирода Четвертовластника.

У старообрядцев мирянам не нарекают мужское имя «Серафим», так как в древности не было святых с таким именем. Это имя в честь ангельского чина. Однако изредка монашествующие старообрядцы носили такое имя. Так, в пещере у Черемшанских скитов подвизалс и прославлен нетлением инок Серафима (XIX век), быший насельник мужского серапионова монастыря. Священноинок с этим же именем отпевал умершегно архиепископа Антония (Шутова) на Рогожском кладбище. Кстати, у старообрядцев при пострижении в схиму нет наречения нового имени.

После прикладывания младенца мужского пола к иконам Спасителя и Богородицы, его вносят в алтарь и прикладывают к четырем углам престола (против часовой стрелки). Младенцев женского пола, помимо икон Спасителя и Богородицы, прикладывают еще и к иконе Благовещения (Богородице и Архангелу), что делается вместо целования св. престола. После этого необходимо крещаемого причастить (в случае необходимости и Запасными Дарами). Ведь неизвестно, принесут ли еще младенца в храм и какова будет его дальнейшая судьба.

В России нередки были случаи крещений, которые совершались мирянами. Греки не признавали таких крещений, если они были совершены без особой нужды. У нас было много безпоповцев, радикально относящихся к Синодальной Церкви («господствующему вероисповеданию», как тогда говорили). Если крещение, совершенное безпоповцами, было правильным по форме, то его принимали как действительное. Если же какие-либо действия совершались самозванцем, тот есть никем не рукоположенным, но выдающим себя за священника или епископа, то они не признавались действительными, в том числе и крещение.

Крещения, совершенные запрещенными священниками, или теми, кто был лишен сана, находящимися в незаконных, раздорнических сборищах (их еще называли «подцерковными»), не повторялись, поскольку хиротония – неотъемлемая печать на душе человека (см. Катехисис). Так следует поступать в отношении крещенных лишенными сана о. Александром Черногором и о. Леонтием Варваричем-Сергеевым (г. Черновцы), если они будут возвращаться в Церковь.

В Русской Древлеправославной Церкви (раньше она именовалась Новозыбковская Архиепископия) одно время повторялись все действия (венчания, погребения и т.д.), совершенные священниками, находящимися под прещениями. Возникает недоумение – ведь с точки зрения канонов таковые люди рассматриваются как раскольники.

В настоящее время нередко можно видеть, что перед началом крещения четыре свещи закрепляются на купели (как при отпевании на дому - на гробе усопшего). По мнению о. Вадима, это анахронизм, сохранившийся от эпохи гонений, когда было трудно всё соблюсти в полноте. Более правильно, на взгляд батюшки, было бы ставить четыре напольных подсвечника на достаточном расстоянии, чтобы не было помех для действий священника, особенно в момент погружения. Причем эти подсвечники нужно расставлять не крестообразно, а по сторонам купели (см. «Историю и обычаи Ветковской Церкви», И. Ксеноса). Перед началом чина крещения нужно покадить купель вокруг, а затем и присутствующих при крещении.

Если по смертной нужжде крестит мирянин, то после общего начала (от «Царю Небесныи» до «Приидите поклонимся» включительно), читается псалом 50 и Верую, а после погружения еще и псалом 31 (трижды), и затем малый отпуст. Крёстных (восприемников) при этом нет. Некоторые безпоповцы (часовенные) дают новокрещённому частицу Причастия или Великую воду. Запасные Дары мирянин, причащаясь в случае великой нужды, берет не лжицей, а устами (Причастие при этом располагается на чистом плате). После этого запивают святой водой. Есть указание, которым руководствуются часовенные, что принятию святых Даров предшествует «скитсткое покаяние», несколько молитв перед причащением, малое прощение («ослаби, отпусти…»). Причастие кадится ручной кадильницей (кацией).

Важной темой встречи был вопрос о чиноприёмах тех, кто возвращался в Церковь от ересей и расколов. Известны три чина: первый, самый строгий, через крещение – для тех, кто «чужд вере», искажает основы веры; второй – через миропомазание; и третий – через покаяние. «Римо-католиков» (или, точнее, «латинян») можно было бы принимать вторым чином, но так как они полностью утратили канонический способ крещения через погружение, то старообрядцы их принимают через крещение. Патриарх Филарет на Соборе 1620 года на этом особенно настаивал, говоря, что латиняне «обновили древние ереси», приводя об этом же высказываение священномученика патриарха Ермогена. Также можно было бы принимать вторым чином и монофизитов, например, армян, но, к сожалению, в последние десятилетия в их практику повсеместно вошло обливательное крещение.

Что касается безпоповцев, то их, по икономии, не крестят заново, а только довершают, то есть совершают все те действия и молитвы, которые положены только священнику (особенно миропомазание). Как известно, старообрядцы, приходящих к ним от новообрядцев, если бы они были крещены погружением, принимают через миропомазание и отрицание ересей.

Интересно, что в древности, например, иконоборцев принимали только через покаяние. Известно, что еще в конце XVIII века в старообрядческой среде шли споры, вторым или третьим чином принимать приходящих от «никониан». Собор в Керженце ( конец XVII в.) настаивал на втором чине, а «диаконовцы», последователи диакона Александра (вторая половина XVIII в.) – на третьем чине.

Греков, приезжавших на Русь в XVII в., если они после крещения временно впадали в магометанство и были обрезаны, допускали к молитве только после сорока дней поста и миропомазания.

В случае массового обращения из ереси или раздора ситуация рассматривается особо, допускается некоторое снисхождение; так, в случае преодоления раздора, единение может произойти без всяких чиноприёмов – так было совсем недавно, когда РПСЦ и часть беглопоповцев вступили в молитвенное и евхаристическое общение через подписание «Мирной Грамоты». При этом, как говорят, совместно помолились о своих усопших предках (старообрядцы в Румынии пока не признали этой грамоты, хотя и сохранили молитвенное общение со своими собратьями в России).

О. Вадим предупреждал слушающих: не надо священнику сразу молиться с новопришедшем, не испытав его веру. При этом не нужно слишком глубоко «копать» малограмотного человека.

Помазывать миром при чиноприеме нужно не только чело человека, но и все те части тела, как и при крещении. Согласно Требнику, омовение помазанных частей тела совершается на восьмой день, но на практике это делается сразу. Некоторые поступают буквально, восемь дней не моются, а только протирают лицо влажными тряпицами, которые потом сжигают (так поступают они и после соборования).

Чин отречения от безпоповских заблуждений составил в конце XIX века епископ Арсений Уральский (с 1960-х годов его стали использовать и «беглопоповцы»). Возникает вопрос: возможно ли изменение практики чиноприёма? Ответ очевиден: если практика обливательного или даже окропительного крещения в новообрядческой среде станет поистине повсеместной, то старообрядцы на своём Соборе могут принять решение о том, чтобы всех, приходящих к ним от новообрядцев, крестить. Теоретически возможно и послабление, переход к третьему чину, в зависимости от исправления аномалий в новообрядчестве, что, впрочем, проблематично.

У старообрядцев белокриницкого согласия (нынешнее название – Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ)), были большие нестроения после выхода в свет «Окружного послания» (60-е годы XIX века). Интересно, когда епископа Арсения Уральского спрашивали, допускать ли неокружников к общей молитве, он отвечал: «Раз они молятся с нами, то они уже тем самым показывают, что не считают нас еретиками, а признают истинными священниками».

В Румынии, где большинство белокриницких, приходящих в храм беглопоповцев, хотя и принимают вторым чином (по мнению о. Вадима, в этом случае они погорячились), не отвергают: они могут приложиться к иконе, взять дору и т.п. Выезжая на заработки за рубеж, вместе там молятся. А возвращаясь обратно домой, молятся врозь. Как и казаки-старообрядцы, выступая в поход, многие брились и курили, а возвращаясь домой, так больше не поступали (иначе старики заругают).

 

Таинство Миропомазания. Миропомазание по старому чину совершается в одиннадцати местах, и все они не ниже пояса (в пореформенном чине помазуются и ноги). При каждом помазании произносятся особые слова. Например, при помазании чела: «Печать дара Св. Духа, да избудет студа, егоже преступив первыи человек всюду ношаше». Святитель Кирил Иеросалимский упоминает в «Огласительных и Тайоноводсвенных поучениях» эти «приглашенипя». Святитель Симеон Солунский называет немиропомазанного человека «несовершенным христианином». По его словам, именно после миропомазания человек вписывается в Книгу жизни, и ему вручается ангел хранитель. Как известно, у безпоповцев нет миропомазания. Их крещение о. Вадим сравнивает с «крещением Иоановым», Духа при этом они не получают. Известен случай в жизнеописании новооборядческого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), когда в ссылке ему нужно было покрестить человека, а мира не было. После некоторого замешательства вспомнил, что он преемник апостолов, во времена которых на крещенного возлагались руки, через что нисходила благодать Святаго Духа. По мнению о. Вадима, если бы впоследствии появилась возможность помазать миром такого человека, то нужно было это сделать.

Если миро загустело, его нужно погреть (подержать пузырек с миром в горячей воде в течение нескольких минут). У белокриницких старообрядцев было только одно мироварение, при митрополите Амвросии в 1847 году, – и этого мира было сварено такое огромное количество, что его вполне хватает и до настоящего времени. В Россию это миро в бидонах привёз Василий Борисов (у Мельникова-Печерского он «Василий Борисович»). Впоследствии он перешёл к единоверцам. Беглопоповцы трижды варили миро – в 1925 г.(Москва), около1960 г.(Самара)  и 1990-е годы (Новозыбков).

Таинство Покаяния. В настоящее время в РПЦ МП нередки случаи так называемой общей исповеди, когда грехи зачитываются по книге, и все кающиеся хором отвечают: «Прости нас, Милосердный Господи», после чего индивидуально подходят ко священнику, который накрывает патрахилем и читает разрешительную молитву. О. Вадим вспоминает, как он это наблюдал в Самаре, когда в 1991 году от полного неверия пришел туда, «куда все приходят», то есть в храм Московского Патриархата. Священник полил его из кружки и так как он уже пил чай, пригласил его причаститься на следующий день. После такого «крещения» – свидетельствовал о. Вадим, он не ощутил какой-то благодати и старался воздерживаться от дурных поступков только усилиями воли, а после погружения ощутил деятельную силу на борьбу с грехами.

Священник, если не принимает кающегося на исповедь, подвергает себя опасности проклятия (прав.52 св. Апостол). В этом плане бывают сложности, когда досаждают психически больные люди. желающие исповедоваться чуть ли не ежедневно. О. Вадим рассказал случай, когда одна женщина просила об исповеди, а священник ответил: «Через неделю будет пост, тогда и приходите». Ночью эта женщина умерла… И священник с сокрушением сердца отпел погребение по ней, поскольку не она была виновна в том, что умерла без покаяния, а он сам….  Согласно Номоканону, священник может брать в духовные чада не более 20-ти духовных чад. На практике, однако, по причине недостаточного количества священников, духовных чад могут быть сотни, ибо отказать в исповеди кающемуся мы не имеем права, по апостольским правилам.

В древности исповедовали только епископы, которые потом стали делегировать полномочия в этом плане и священникам. В Потребниках есть специальная молитва на поставление священника в духовники. Если духовное чадо отбывает в другую местрность и хочет перейти к другому духовнику, то ему необходимо заручиться от прежнего духовника письменным свидетельством о том, что он не отлучён.

«Чин исповеданию» предписывает вычитывать последование исповеди каждому приходящему, что на практике, конечно, невозможно сделать. Поэтому в старообрядческих храмах принято начальные и конечные молитвы исповеди читать всем прихожанам вместе, а саму исповедь проводить индивидуально с каждым. Желательно исповедовать в отдельном помещении, но с большим окном, чтобы снаружи было всё видно (бывает, хотя и редко, когда истерического склада женщины могут обвинить в домогательствах). Важно не упускать епитимий. Так, за блуд отлучают от причастия на семь лет (по другим правилам, – на четыре). По мнению о. Вадима, если в глубокой старости человек впервые кается за блудные грехи, совершенные в молодости, то лучше не рисковать, отлучая его от Причастия на длительный срок, а, пособоровав, причастить (то же самое по отношению к тяжкоболящим людям).

Снять епитимью может только тот священник, который её наложил (даже епископ этого сделать не может – только в случае смертной опасности). Если священник не налагал епитимию, то он будет наказан, грех без этого может оказаться не прощен (см. Житие св. Василия Новаго, мытарства блаж. Феодоры). Ответит и кающийся за то, что избрал себе в духовного отца такого «потаковника» (Книга «Златоуст», поучение в неделю 20-ю по Пятьдесятнице).

Тому, кто после исповеди не допущен до Причастия, молитвы читаются отдельно – в них нет слов о прощении и разрешении. Недопущенные до Причащения могут причаститься святой великой водой (их может причастить при необходимости и диакон). В качестве подготовки таковые вычитывали правильные каноны (молитвы перед Причащением опускались).

Интересно, что прп. Иосиф Волоцкий в утешение тем, кто временно был отлучен от Причастия, давал невынутую просфору. Епитимия должна быть посильной с учётом возраста, состояния здоровья, уровня воцерковления и т.д. Она может быть сокращена в зависимости от исправления человека, ограничений во вкушении мяса, поста по средам и пятницам для тех, кто вообще не постился, и т.д. Епитимия – не наказание, а врачевство, испытательный срок. В случае смертной опасности человек может быть причащён, но по выздоровлении он должен продолжить епитимию. Священник, не являющийся духовным отцом человека, находящегося под епитимией, может его причастить только в том случае, если тот будет при смерти (даже если он отлучен епископом). Не может быть причащен и в случае смертной опасности только епископ, самовольно захвативший чужую кафедру.

Говорил о. Вадим о необходимости борьбы с мысленными прилогами, о том, что полезно вести дневник для записи грехов (прп. Иоанн Кассиан Римлянин). Запомнилось такое образное сравнение: «Мы не можем птице запретить прилетать на наш огород, как и помыслам приражаться к нашей душе. Мы, однако, можем не допустить птице свить гнездо на нашем огороде – так и помыслам пустить корни в нашей душе и не дать им перейти в дела».

Вел дневник и инок Павел Белокриницкий, и он хранилсяв архиве Белокриницкого монастыря. Этот архив был вывезен в Россию перешедшими в единоверие несколькими насельниками обители. Профессор Субботин издал этот архив – не всё в его сочинениях благоприятно для старообрядцев, но апостольская преемственность их иерархии несомненна.

Духовные чада не могут без крайней нужды переходить к другому духовнику. Духовный отец, в принципе, должен быть несменяемым. Разве только если духовное чадо переезжает в другое место. В древности священник, принимая кающегося на исповедь, возлагал руку кающегося на свою шею, говоря: «Чадо, да будут на мне грехи твои».

Если духовное чадо не слушает духовника, не исполняет епитимьи, полученные от него, то духовник, чтобы не приобщаться к его грехам и с ним не погибнуть, должен расстаться с ним (Большой Потребник, в предисловии к чину исповеди).

Нужно избегать проситься в духовные чада к священнику младше сорока лет, ибо до этого возраста душа человека – «игралище бесовское» (Номоканон).

Таинство Брака. Согласно 72 Правила Шестого Вселенского Собора, брак православного с неправославным должен быть расторгнут (исключение – когда неправославная сторона обещает принять Православие). Брачное право очень сложно для восприятия. Кровное и духовное родство должно соблюдаться до восьмой степени (у новообрядцев, согласно решению Синода еще в синодальный период – до четвертой степени). Браки не должны заключаться тайно и должны совершаться только в той общине, к которой принадлежат брачующиеся. О предстоящем браке публично объявляют с амвона за несколько недель до свадьбы, дабы выяснить от прихожан,не знают ли они каких-либо препятствий к заключению данного союза. Нельзя венчать, не исповедав решивших вступить в брак и не проведя вышеуказанного «брачного обыска». Не должно венчать чужих духовных чад. Если у брачующихся разные духовные отцы, то между обоими священниками должно быть согласие по поводу предстоящего брака. Желательно ещё до венчания, чтобы у пары был один духовник.

Если священник не отказывается продолжать жить с впавшей в прелюбодеяние супругой, то он должен снять сан.

В древности вдовый священник либо постригался во иночество и уходил в монастырь, либо прекращал служение в своем приходе (молился только на дому). Священник, пришедший на его место, должен был позаботиться о его содержании (отдавать ему третью часть своих доходов). Это связагно с тем, что над овдовевшими или одинокими священнослужителями нависает опасность, что кто-то из прихожанок может в них влюбиться – требуется большая осторожность в их поведении. Лучший вариант – принять монашество.

Вообще, священник может столкнуться со всякими неожиданностями. О. Вадим рассказал о таком курьёзном случае: «Ещё до революции на Урале одна из безпоповских общин присоединилась к нашей Церкви. К ним направили неплохого священника, но те его изгнали. Послали ещё одного, ещё более положительного – и того тоже. Тогда приехал горький пьяница – с горем пополам он отслужил, правила не читал, проповедь не произносил. Тем не менее, он был принят. В чём же дело? Оказалось, что почтенный старец из общины у всех кандидатов палкой приподнимал рясу, и так как первые два священника оказались в брюках европейского пошива, то они оказались неугодными».

Если кто-то из венчавшихся отказывается от физической близости в течение трех лет подряд, то брак может быть расторгнут по этой причине. В городе Новозыбкове был случай, когда на следующий день после венчания брак был расторгнут. Причина – неспособность мужа к брачному сожительству. Позже, однако, этот мужчина изнасиловал старую женщину. Вывод: в случае подозрения в неспособности к брачному сожительству с разводом спешить не надо: нужно, чтобы прошло не меньше трех лет, как того и требуют священные правила.

Если муж пять лет был в безвестности и его жена вышла замуж, то после его объявления она должна вернуться к нему.

Жена имеет право на развод, если муж принуждает её к извращенным формам физической близости.

Тот, кто является виновником развода, не может вступать в новый брак. Некоторые высказывают мнение, что в крайнем случае, виновная сторона вступает в брак только через пятнадцать лет, понеся епитимию. Но в РПСЦ такой практики нет.

Во время венчания и священник, и кто-либо другой не должен вступать на подножие – белое полотенце на полу – оно только для новобрачных, как символ непорочности их союза.

Если священник повенчал состоящих в близких по свойству степенях родства, если он это сделал не по незнанию, то он должен быть лишен сана. 


Таинство Соборования. В соборовании прощаются больным людям малые и забытые грехи, но нельзя заменять соборованием епитимию за смертные грехи для здоровых людей. Не соборуются те, кто не допущен к Причастию, кроме смертной нужды. Семь свещей на этом Таинстве либо по одной возжигаются перед каждым помазанием (см. Большой Потребник), либо возжигаются все сразу, а после каждого помазания по одной гасятся (есть разные обычаи). Некоторые священники в случае массового соборования людей читают по два Евангелия, положенные при соборовании и мужчин, и женщин, а другие читают, в случае смешанного состава соборующихся, 14-е зачало из Евангелия от Иоанна (пред 1-м помазанием), а потом (на следующих помазаниях) – Евангельские зачала, которые читаются при соборовании мужчин. В случае смерти соборовавшегося, остатки освященного масла (после отделения его от вина) вливаются в сосуд, в котором хранятся до 40-го дня. Если человек умирает в этот период, то этим маслом поливается тело усопшего в конце чина отпевания. В пищу это масло не употребляется. Если же соборованные не умер, после 40-го дня масло сжигается в лампаде (как и вино, смешанное с маслом). Бывают случаи чудесного исцеления людей после совершения над ними соборования, во всяком случае, практически всегда получается облегчение болезни.

Таинство Причащения. Если человек умирает, священнику нужно всё бросить и буквально бежать к таковому, даже не будучи званным. Если не успеет, то на волю Божию. Если сигнал поступил во время службы, например, когда совершается проскомидия, то нужно прервать службу, заполнив паузу чтением поучения, и поспешить к одру умирающего. Бывают случаи, когда сразу после Причастия человек умирает; бывает, что напротив, оживает. Так было, когда о. Валерий Шабашов беседовал с архиепископом Никодимом (Латышевым) (†1986), и вдруг тот внезапно падает. Все в страхе разбежались, а батюшка поспешил причастить владыку, и тот ожил.

Еще один случай, произошедший в храме РДЦ в Самаре. Группа верующих накануне причащения всю ночь молились в храме. Во время службы вдруг одна женщина падает на пол. У нее полностью отсутствует пульс, дыхание, удары сердца не прослушиваются. В этом случае необходимо 1 или 2 раза сильно ударить кулаком в нижнюю часть грудины, после чего сердце часто заводится. Эта женщина пришла в себя и её причастили, после чего увезли в больницу.

По мнению о. Вадима, если человек находится в коме (в безсознательном состоянии) – это не повод его не причащать. Такие люди, к удивлению врачей, могут и глотнуть. Они могут прийти в сознание, и даже выздоравливают – бывают такие чудеса. Если человек жил христианской жизнью, желал исповедоваться, то нужно его причастить. Если же он отвергал церковь и ее покаялся, то такого нельзя причащать. Но в любом случае, человека нельзя причащать против его воли, даже если он находится в коме.

Хочу сказать, что особую ценность того, о чём рассказывал о. Вадим, придают те примеры, случаи из жизни, которые он приводил. Священник, по его мнению, должен предпринять все меры, чтобы подвигнуть умирающего человека к исповеди и причащению, однако если его усилия успехом не увенчались, то он не вправе совершать погребение над этим человеком. Однажды он посетил однокомнатную квартиру, среди шкафов которой, на полу лежал умирающий человек. Он был в сознании, на предложение батюшки исповедаться и причаститься так отреагировал: уходи поп, я вас не признаю. Через три дня он умер, христианское погребение над ним не было совершено… Другой случай. В деревне женщина жила с болящим сыном. Умерла без исповеди. Отец Вадим, подойдя к её дому, стучал в ворота. «Чего надо?» Батюшка рассказал о цели своего приезда. В ответ: «Ничего не надо, всё прекрасно – уходи». Он ушел, а утром пришла племянница этой женщины, сообщила о её смерти и попросила отпеть. В качестве оправдания она сказала, что накануне священника не пустили не родственники, а соседка, которая хотя и со старообрядческими корнями, но читает по всем покойникам без разбора. Это она, чтобы не лишиться денег, сказала, что ничего не надо. Пришлось о. Вадиму в храме у гроба усопшей прочитать канон прп. Паисию Великому об умерших без покаяния. Для себя он сделал вывод, что в любом случае Бог приводит ко Причастию достойных.

Еще случай. Умирала крылошанка. О. Вадим мог приехать только утром. Предложил, чтобы Причастие преподал диакон, находившийся рядом. Больная категорически  возражает: нет, только ты. Когда батюшка приехал, то за полчаса до этого женщина умерла…

По мнению о. Вадима, если человек не успел исповедаться и причаститься по вине священника, то его можно отпеть. Священнику нужно сразу реагировать на призыв исповедовать и причастить умирающих. В этой связи я хотел бы отметить сложность с этим в столице. Дело в том, что во многих больницах Москвы есть храмы и опекающие их священники. Когда кто-то из знакомых просит меня приехать причастить кого-либо в больнице, я всегда спрашиваю: есть ли там храм и священник? Вот здесь очень важно не тянуть, а как можно быстрее получить ответ и дальше действовать исходя из обстановки.

Неоднозначно отношение к исповеди в письменном виде, переданной по почте. Разве что по великой нужде. Разрешальные молитвы в таких случаях читаются заочно. Если кто из мирян в отсутствии священника принял исповедь у умирающего, то он должен передать её содержание епископу. Имеет место у некоторых людей суеверие о том, что исповедь тяжело больного человека или соборование его – к смерти.

Как известно, в древности служили на одной просфоре без изображения на ней. Было время, когда было шесть просфор (рукописные служебники XVI века). Ко времени реформы было семь просфор, хотя кроме этих служебных просфор были ещё просфоры частные. Не надо было хулить сложившуюся практику, имевшую к тому же глубокую символику.

В том приделе, в алтаре которого было намечено совершать Литургию, должен быть совершён суточный круг уставных служб. Нельзя из одной просфоры вынимать более одной частицы, так же, как нельзя два раза крестить или рукополагать. Овцу закалают единожды, если закалать второй раз, то это уже будет над трупом. Вино для Литургии, как известно, должно быть виноградным. Однажды, во время Смутного времени, иезуиты, чтобы прекратилась Литургия на Руси, заблокировали его поставку. Тогда Земский и Поместный собор решил служить на вишневом соке. Как только об этом стало известно, поставки виноградного вина на Русь возобновились.

Таинство Священства. Суд в Церкви принадлежит только архиереям – они принимают решение либо единолично, либо советуясь при этом. Диакона судят три архиерея, священника семь плюс митрополит, епископа – двенадцать, плюс митрополит. Если кто-то из священнослужителей был незаконно лишен сана, но при этом продолжает служить, апелляция для такового невозможна.

Известно, что у старообрядцев епископа возводят в митрополичье достоинство, совершая над ним хиротонию. Так было и с Никоном при возведении его в Патриархи. Греки за это упрекали русских, однако именно греческий Патриарх Иеремия так посвящал первого русского Патриарха Иова. По мнению о. Вадима, раз это было, то нет нужды подвергать это сомнению. Правила запрещают дважды рукополагать во священство, ибо второе поставление свидетельствовало бы о непризнании первого. Но в данном случае поставление не отрицает, а дополняет прежнее рукоположение, так что под данное правило такое действие не подпадает.

По поводу рукоположенного в сан после блудного падения, о. Вадим заметил, все его священнодействия действительны, но сам он «сгорает».

Очень сложно регламентируется церковным правом вопрос об обвинениях в адрес духовных лиц. Обвинители должны дать письменное подтверждение, что они предупреждены о последствиях. Мирянин за ложь в таких случаях может быть отлучен от Церкви. Он должен лично выступать на суде. Анонимные обвинения не принимаются. Свидетели не должны быть отлученными от Причастия. Не должны состоять в невенчанном браке, должны быть воцерковленными людьми. Свидетелями не могут быть ближайшие родственники, зависимые от обвиняемого или от обвинителя люди, а также ранее обличенные во лжесвидетельстве. Если одно из обвинений не подтверждается, то остальные к рассмотрению от данного обвинителя или свидетеля не принимаются. Свидетели должны лично видеть то, о чём они утверждают, а не то, что они от кого-то слышали. Для обвинения клирика нужны два-три свидетеля, а епископа – пять. Аудио-, видео- и фотоматериалы в качестве доказательства – вещь сомнительная, т.к. возможен искусственный монтаж.

За обличение в лицо мирянином священника, даже если это соответствует действительности, согласно канонам участь такого человека в «Иудином месте», он отлучается от Церкви (Номоканон).

Суд должен быть только очным. Обвиняемого трижды приглашают на суд с изложением обвинений через двух равных ему по сану (о. Александра Черногора, лишенного сана в РПСЦ, приглашали несколко раз). На время расследования священнику не следует запрещать служить.

В случае конфликтов в общинах и обвинений в адрес священников на Совете Митрополии создается комиссия, которая заслушивает обе стороны и старается призвать к примирению их. Если нарушение не очень серьезное, то могут ограничиться замечанием, а если речь идет о тяжких грехах, то они рассматриваются по особой процедуре. Особенно сложны вопросы, связанные с конфликтами в семейной жизни. Однажды архиепископ Геннадий (г. Новозыбков) пришел в одну семью мирить супругов, а они объединились против него и муж ударил его чем-то по голове. После этого случая владыка зарекся вмешиваться в разборки между супругами (что-то подобное встречается и в воспоминаниях митрополита Питирима (Нечаева) – иг. К.).

Священник должен постоянно служить – если он не служит по неуважительной причине три воскресных дня подряд, он извергается из сана. Те, кто не причащаются на Литургии, вкушают дору (антидор), причем, только те, кто не отлучен от Причастия. От отлученного нельзя принимать просфоры в течение нескольких первых лет отлучения.

Если духовник по неграмотности или по слабости рекомендовал к рукоположению недостойного к принятию сана, то он понесет за это самую строгую ответственность. Поскольку священническое служение связано с большими нагрузками и постоянными стрессами, важно, чтобы кандидаты на рукоположение предоставляли медицинские справки о том, что они психически здоровы. Не может быть рукоположен в духовные степени человек, допустивший вольное или невольное убийство, например, сбивший насмерть человека автомобилем. Нежелательны гневливые и несдержанные. Не могут быть кандидатами в священство не соблюдшие девство или женатые не на девственницах или актрисах.

Если духовник благословляет на рукоположение духовное чадо, у которого были плотские грехи, то, согласно выражению в древнерусских церковных книгах, и этот духовник и тот, кто был рукоположен по его рекомендации, хотя и все совершенные им священнодействия будут действительны, но в будущей жизни «они сгорают», т.е. их участь будет незавидна (Номоканон).

Волосы на лице священник не должен брить, усы не подрезать (как и миряне), волосы на голове не подстригать. Клирики Московского Патриархата, напротив, обязаны подстригать усы, чтобы не было препятствий при причащении (старообрядческие священники, причащаясь, их закручивают). Тех, кто усы обкусывают, называют самоядцами.

Как известно, Христос не стриг волосы. На изображениях апостолов мы их видим как с длинными волосами (ап. Андрей), так и со стриженными (апп. Петр и Павел). В Древней Руси священники и монахи выстригали круг на голове («гуменце»). Каждые 40 дней его поновляли. В Константинополе до его падения длинные волосы носили чиновники, а после падения стали отращивать и священники. Длинные волосы носил протопоп Аввакум, так что это не новшество никонианское. Длинные волосы были и у беглых попов, переходивших к старообрядцам из господствующей Церкви. До конца 18 века и даже в начале 19 века священники Синодальной Церкви носили скуфьи. Позже их заменили шляпы – их они сохраняли и переходя к старообрядцам. В Румынии старообрядческие священники, как правило, носят длинные волосы. Казанско-Вятский епархиальный собор в 19 веке по причине гонений разрешил священникам подстригать волосы. Освященный собор РПСЦ в 1922 году постановил, что хотя и не грех священникам подстригать волосы, но лучше, чтобы они их растили. Этого обычая строго придерживаются беглопоповцы и старообрядческое духовенство в Румынии. О. Вадим констатировал, что по этому вопросу существуют разные мнения и спорить по этому поводу не стоит.

Интересно, что митрополит Димитрий Ростовский рукоположил нескольких человек, которые впоследствии перешли к старообрядцам и были приняты ими в сущем сане. Не все с этим согласились, на Вятке даже произошел раскол.

Из Пролога мы знаем, что вместо лишенного сана священника, который был связан под престолом, служил Литургию сияющий ангел в белых одеждах – «ради веры приходящих». В Номоканоне говорится, что благодать действует через всех священников, но горе тем из них, которые являются недостойными орудиями.

Погребение. О. Вадим склоняется к тому, чтобы его тоже считать Таинством, но не отдельным таинством, а завершением таинства Покаяния.

С погребением связано множество суеверий. Например, что нельзя омывать тело усопшего и нести его гроб родственникам. Возможно, что подобное мнение распространяют сотрудники ритуальных служб, не желающие упускать выгоду. Старообрядцы стараются, чтобы всё, в чём усопший во гробе, сгнило («земля еси, и в землю отыдеши»). Даже нательный крест старались надевать деревянный, а не металлический (отсюда иногда у археологов возникает недоумение: христианское ли это погребение, если не находят металлических нательных крестов). На усопших мужчин одевали рубахи до колен, препоясывали, на ноги одевали порты и легкую обувь – ногавицы, на левую руку лестовку. И мужчин, и женщин завертывали в саваны (лицо закрывали по окончании отпевания). В правую руку, сложенную двуперстием, влагали рукописание, в котором вписывалось имя духовного отца, даже если отпевал по согласованию с ним другой священник.

Венец (венчик), чтобы не соскочил со лба, закрепляли лентой вокруг головы. Поверх покрывала во время отпевания гроб покрывался ещё бархатным или парчовым церковным покрывалом (так было при отпевании епископа Арсения Уральского, как это видно на фотоснимке; в последние годы гроб усопших архиереев старообрядцы стали покрывать архиерейской мантией (влияние новообрядчества? – иг. К.). Маслом старообрядцы поливают само тело усопшего, а не покрывало на нём. Поливают, творя восьмиконечный крест (после вертикальной линии большую линию посредине, затем нижнюю перекладину и верхнюю). Если нет масла от соборования, то используют масло из лампады из алтаря. Сосуд из-под масла, закапывают вместе с покойником, полагая в гроб у его ног. Такие сосуды находят в древнерусских погребениях. Пузырек из-под масла найден при поднятии честных мощей святителя Арсения Уральского, в нижней части гроба. По-видимому, так поступали и потому, что опасались волхования.

Если священник не едет на кладбище, то перед тем, как закрывают крышку гроба, он поверх покрывала со словами «Вся от земли и вся в землю посылаеши…» посыпает землёй. Если священника вообще нет, то гроб с усопшим с соответствующими песнопениями провожают миряне во главе с уставщиком. А священник совершает заочное отпевание. Уставщики в отсутствие священника поливали маслом тело усопшего, но скорее всего не крестообразно. Также они влагали и рукописание в руку усопшего. При иноческом погребении возжигали сорок свещей. По пути к кладбищу с гробом инока делали три остановки для совершения заупокойных литий (в Румынии тамошние старообрядцы делают остановки с гробом мирянина на перекрестках). Обычай бросать горстями землю в могилу, по предположению о. Вадима, скорее всего отголосок язычества, когда насыпали курганы. Греха в этом батюшка не усматривает. Ведь могильщики это же делают лопатами. Венки из искусственных цветов – тоже отголосок язычества, это делать не есть хорошо. Но лучше не препятствовать и вообще во время погребения не делать замечаний, чтобы не было ссор и раздоров. Тем более что никакого символического смысла в эти вещи люди не вкладывают. Отец Вадим рассказал о том, как в Балаково Саратовской губернии хоронили известного купца мецената Мальцева – об этом была статья в старообрядческом журнале под названием «Небывалые похороны». На фото видно, что весь гроб был в цветах. В память об усопшем 40 дней кормили весь город, причем два раза в день.

Если отпевание бывает заочным, то оно совершается перед кутьёй, мёд которой символизирует сладость жизни будущего века. Спиртное на поминках не допускается, чтобы не превращать их в гулянку.

Сложен вопрос об отпевании внезапно умерших. Одно дело, если смерть происходила внезапно, другое дело, если, например, пьяный человек знал об опасности, но утонул, переплывая реку. Тогда он уже – самоубийца. Запомнился пример о том, как юноша – сын женщины, которая, несмотря на предупреждения, устроила стирку в канун памяти святителя Николы, утонул, упав с обрыва. По свидетельству очевидцев, он как завороженный, как будто под гипнозом, держа руки по швам, шёл навстречу своей гибели.

Старые священники поминали духовных чад ежедневно, причём именно об упокоении, а не о здравии. Поминовение на сороковой день бывает строго день в день, а на девятый день и годину, если они приходятся на великие праздники, то переносится на субботу (кроме Лазаревой и Великой).

Об освящении воды на Богоявление. По поводу освящения воды в Крещенский Сочельник и в сам праздник Богоявления. До сих пор нет единого мнения по всем вопросам, связанным с этим. Прп. Максим Грек писал, что при Патриархе Фотии (IX век) водосвятный молебен «августовским чином» совершался в начале каждого месяца, а в январе – в день Богоявления ( а чин молитвословий преподобный не указывает). Патриарх Никон отменил одно из освящений. Сейчас в новообрядческих храмах освящение совершается дважды, причем в обоих случаях происходит великое освящение воды. Епископ Арсений писал: «Не знаю точно, но думаю, что в Сочельник нужно совершать великое освящение воды, а в сам праздник Богоявления – тем же чином – малое». В нескольких древних рукописных Потребниках XVI века сказано, что на праздник Богоявления пространная молитва (« Велии еси Господи и чюдна дела Твоя…») в чине Великого освящения воды читается громко вслух, а на великом освящении накануне она пропускается (вместо нее читается первая молитва из того же чина, но вслух, а не тайно) – собственно, в этом и вся разница.

Купание на Богоявление было у старообрядцев в Саратове еще сравнительно не так давно. Погружался даже священник. Погружение в Иордань было и в прежние времена. Правила это не запрещают, следовательно, никакого греха в этом нет. Но должна соблюдаться христианская благопристойность.

О церковных облачениях. Интересен был рассказ о символике облачений. Патрахиль (по-новому – епитрахиль) напоминает ту верёвку, за которую Христа вели на Голгофу. Он же символизирует и благодать, изливающуюся на священника. Пояс обозначает строгость ветхозаветного закона, а четыре подвески на нём («источники») – Благодать и свободу во Христе, то есть Новый Завет, вытекающий из Ветхого, четыре Евангелия. На поясе изображается четырехконечный крест («сенный крест», то есть прообразовательный). А на каждом источнике – по три восьмиконечных креста, итого двенадцать, символизирующих двенадцать апостолов. Поручи символизируют оковы Христа. Раньше у всех священников и в России, и в Румынии были на поручах по семь пуговиц. С середины XX века при архиепископе Флавиане (Слесареве) у священников и священноиноков стало по семь пуговиц, обозначающих семь Таинств, у протоиереев и архимандритов – девять, обозначающих девять ангельских чинов, у епископов двенадцать – в честь двенадцати апостолов. Кресты и панагии епископы в древности носили только в дороге, а не на службах. Ромб в нижней части фелони символизировал мир (четыре конца света) и четырёх евангелистов.

Интересная была информация о. Вадима об особенностях совершения Чина о панагии.

Свещи, конечно, должны быть восковыми – они подобны чистой жертве Авеля. Парафиновые свечи можно сравнить с жертвой Каина, смешанной с плевелами. Ещё в хрущевское время в храмах использовали оливковое масло, а позднее всё чаще подсолнечное. Фитили в растительном масле нужно убавлять по толщине в два раза, потому что они разбухают и не дотягивают горение.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Изучая во время обучения в МДС и МДА литургику и пастырское богословие, я, пожалуй, получил меньше, чем за эти две лекции (или беседы) о. Вадима (в общей сложности они продолжались около 13 часов). Чего не хватало в Духовных школах? Конкретных живых примеров, не удовлетворяла излишняя схематичность и схоластичность преподаваемого материала. Вообще, недостаточный вес литургики в объеме преподаваемых дисциплин, а ведь для будущего пастыря это один из главных предметов. Конечно, были интересные моменты и в лекциях ныне покойных протоиерея Геннадия Нефёдова и архимандрита Матфея (Мормыля), особенно в курсе ПРП - практического руководства для пастырей о. Дамиана Круглика. Но у «ходячей энциклопедии», как иногда называют о. Вадима, было нечто особенное. Вспоминаю учебник по пастырскому богословию во время моей учёбы (1980-1987 г.) - на две трети он состоял из длинных цитат из ветхозаветных пророков, обличающих нерадивых пастырей. Тоже важно, но недостаточно. Дай Бог, чтобы о. Вадим порадовал нас в дальнейшем изданием серии книг по литургике. Они послужили бы незаменимым подспорьем для служителей алтаря.


Игумен Кирилл (Сахаров)

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную