Возвращение к истокам (материалы по старообрядчеству)

«Пока так поют - будет жив русский народ». Пасхальный концерт старообрядцев в международном Доме Музыки

В концерте, который прошёл 10 мая 2019 г., приняло участие 5 ведущих хоров Русской Православной Старообрядческой Церкви. Как всегда, доброму делу предшествовало искушение. На этот раз в виде сильного удара по голове большим книжным фолиантом во время разбора мною приходской библиотеки.

В первой части концерта выступили хоры Лиговской общины города Санкт-Петербурга и Покровской общины из Ржева. Выступление Покровского кафедрального собора Рогожского было более лёгким для восприятия, т.к. исполнялись в основном известные песнопения. В конце программы хора из Ржева прозвучал духовный стих "Душе моя". Запомнилось, как мощно распели петербуржцы слова "Христос Бог" в евангельской стихере. Неожиданно прозвучало слово "именуем" в тексте песнопения "Воскресение Христово видевше", вместо ставшего привычным "нарицаем".

В основном отделении блистал Нижегородский хор. На полях страниц текстов с песнопениями, исполнявшимися этим хором, я сделал пометки: "Бодро! Тонизирующе!" Когда хор исполнял догматик 5 гласа "В чермнем море", сидевший рядом о. Димитрий Смирнов ("почётный гость концерта" - как его представил по окончании митрополит Корнилий) стал тихонько подпевать ("сыи прежде сыи"). Дело в том, что в последние годы в храмах РПЦ отдельные песнопения, в частности догматики, исполняются зачастую знаменным распевом, стали привычными. В пении Нижегородского хора особенно чувствовались собранность и серьёзное отношение. Завершил хор свою программу пением воскресного стиха на утрени "Свят Господь Бог наш". Я пометил: "Мощно!"

Очень молитвенно пели сибиряки, они в частности исполнили пространный пасхальный духовный стих "Се ныне радость", после чего по-гречески пропели пасхальный тропарь. Оригинально прошла завершающая часть. Очередную песнь пасхального канона пели разные хоры, причём в пении стихер и припевов чередовались мужские и женские голоса. О. Димитрий собрался было уходить, но, как завороженный, стоя, оперевшись на колонну, дослушал пение до конца. Стихеры Пасхи пели все участники концерта под руководством Виталия Москвичева и Валентины Синельниковой.

О. Димитрий, приглашённый владыкой Корнилием на сцену, отметил молитвенность пения. Сам владыка сказал: "Пока так поют - будет жив русский народ". Слыша отчётливо пение хоров, я отметил для себя, что партесное пение в этом плане сильно уступает. Много раз я пытался вслушаться, что поётся в новообрядческих храмах - вот недавно посетил вечернюю службу под престольный праздник в новом храме в одном из микрорайонов столицы (шёл к нему от метро по дождю больше километра). Слова можно было разобрать с большим трудом. Никакая катехизация не поможет наполнить храм, пока не будет чёткого и разборчивого пения.

В отличие от программы вечера духовных песнопений на Рогожском в праздник святых Жён-мироносиц, на этом концерте было больше духовных стихов. Все певцы статные, подтянутые. У одного из певцов московского хора обратила внимание длинная борода. Я ещё подумал: "Наверно, у него проблемы с социальной адаптацией". В Нижегородском хоре оказался певец с бородой ещё большего размера: широкая, рыжего цвета с проседью. Крупный зеркальный лоб. Подумал: «Пожалуй, если эту бороду обернуть вокруг шеи, то она послужит в качестве надёжного шарфа».

Завершающее слово, которое я оставил на программке, было написано левой рукой (в правой руке я держал маленькую видеокамеру): "Триумф!" Так и есть. По окончании концерта я поприветствовал в фойе о Леонтия Пименова. Спросил его: "Наверно, сегодня для Вас очень счастливый день?" Батюшка подтвердил это, на глазах его выступили слезы.

Игумен Кирилл (Сахаров)

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную