После
имперского блеска и помпезности в тишину Преображенской обители
Раздался густой бас колокола храма Христа Спасителя.
Как и на Афоне ночью, возможности не заметить звон и его проигнорировать нет
никакой – его звук рядом, над ухом. Мысленно беру себя за шиворот и с усилием встряхиваю – сказывается усталость
после многочасовых служб Страстной седмицы и Пасхальной ночи. После ночной
службы была еще поездка в Данилов монастырь на поздравление старшей братии.
Здесь, в монастыре, после нашего размеренного плавного пения, непривычная для
уха быстрота и бравурность. На трапезе погружение в мир рыбного царства (щука и
пр.). Запомнились два высказывания насельников обители: «Как хорошо, что,
заболев в раннем детстве, я не умер. И вот теперь снова встречаю Пасхальную
радость». Это я услышал в прошлом году. А теперь услышал другое: «Как жаль, что
я не умер в раннем детстве – тогда попал бы в рай, а сейчас большие сомнения в
этом». Один из старших даниловцев сказал: «Подходит братия с поздравлениями, и
мысленно отмечаешь – этот такие добрые дела сделал, а этот другие. А вот этот
брат, слава Богу, ничего плохого не сотворил». Во время угощения надо не
расслабляться и ухо держать востро – того и гляди, чтобы какой-нибудь ушлый
иеродиакон с корзиночкой не «увел» из под носа вкуснятину.
На поздравлении у эконома один из братии вдруг
говорит: «Отец Кирилл, а давайте споем по-нашему, по православному» и запел
пасхальный тропарь по старому тексту. Я подхватил. Необычное пение сразу обратило
на себя всеобщее внимание. Воцарилась тишина. Потом заговорили о хождении
крестными ходами посолонь – за Христом – Солнцем Правды. Звучало знакомое:
«Какая разница, как ходить, главное, быть со Христом». Другие возражали: «Везде
в церковных книгах говорится о шествии за Христом, нельзя пренебрегать
символикой». Один иеромонах рассказал, как его знакомые приходили в наш храм в
день памяти святителя Николы Чудотворца – наш престольный праздник. «Отстояли
мы Литургию, начался молебен. Не просто с запевами, а с полным каноном. Затем
водоосвящение. Продолжение молебна с крестным ходом. Чувствуя, что больше
стоять не в состоянии, молились Святителю: «Прости нас, угодник Божий, но
больше стоять мы не можем» и ушли».
… На автопилоте иду через Патриарший мост к храму
Христа. Храмовая глыба вырастает перед моим взором. Сегодня здесь собирается
московское духовенство для поздравления Патриарха. Его встречают десятка три архиереев
в сверкающих митрах и множество духовенства. Еще больше духовенства заполняет
пространство храма у солеи с правой стороны. Знакомлюсь с несколькими
священниками. Все исключительно любезны и благожелательны. Сияет позолота, сотни электрических лампочек
в паникадилах и светильниках отражаются в мраморном покрытии стен. Мощные
голоса протодиаконов, бряцающих кадилами, наполняют пространство храма. Весь
массив служащего духовенства мощно возгласил пасхальный тропарь. Во время
пения второй стихиры на «Господи возвах»
говорю своему помощнику – сыну священника из Львова: «Зараз будэ «Слава и Ныне»»
(укр.). И точно – хор запел догматик. А что ему оставалось после минимума
каждения только иконостаса, служащих и молящихся (не ходя по периметру всего
храма). На входе два протодиакона несли
огромное Евангелие. Потом после общего пения «Свете Тихий» прозвучал великий
прокимен «Кто Бог велий» - «изюминка» службы. Рядом стоящие священники, глядя
друг на друга, одобрительно закивали головами, настолько искусным было
возглашение прокимна. А я подумал: «Этот протодиакон даст фору любому певцу из
Большого театра». Прозвучали витиеватые возгласы на греческом и арабском
языках, соответственно, представителями Александрийского и Антиохийского
Патриархатов. После отпуста и многолетия один из митрополитов начал
поздравительную речь. Дольше я оставаться уже не мог – нужно было успеть к
утрени на Преображенку к поморцам. При
выходе из храма, перед тем как «идти в народ», снимаю клобук, крест, рясу – все
это не понадобится в поморском храме, а наоборот, может привести к осложнениям.
Как то здесь все будет? Воображение рисовало такую
картину: я вхожу в моленную, и надо мной вырастает огромный дед-медведь. Строго
предупреждает, чтобы не было никаких внешних показательствов соучастия в
соборной молитве. Вхожу в притвор и сталкиваюсь лицом к лицу с одним из певчих,
облаченных в кафтан. Он испытующе смотрит на меня. Едва слышно произношу:
«Нельзя ли при входе постоять в храме на службе?» - «Что?» - переспрашивает он.
Я повторяю свою просьбу. «Пройдите, только молиться не надо». Я киваю головой.
В храме молящихся человек сорок плюс по десятку
певчих справа (мужчины) и слева (женщины). Ярко горят высокие восковые свечи.
Молящиеся стоят рядами. Многие женщины одеты в разноцветные сарафаны и длинные
платки. Некоторые из них были вытянуты, как стрела, и стояли неподвижно. Группа
детей, не очень мешая молитве, пребывает в более свободном режиме. Возглавляет
службу мой старый знакомец Василий Федотович. Необычайно тщательно и
благоговейно он совершает поклоны и каждения. В положенные моменты все дружно
творят предписанные Уставом поясные или земные поклоны. По 6-й песни канона читали
святоотеческое поучение – не отрывок, как у нас, а полностью (тут я присел и
меня совершенно развезло). На 7-й песни Василий Федотович вынес крест для
поклонения. Второй наставник (это был Григорий Андреевич) нес перед ним свечу
на подсвечнике. Обратило еще на себя внимание, что в ответ на пасхальное
приветствие «Христос Воскресе!» молящиеся отвечали негромко, дабы не создавать
помех чинности службы – цельной,
безыскусной, без всяких «спецэффектов». Хотелось еще понаблюдать, как общаются
между собой прихожане по окончанию службы, но на 1-м часе я не остался. Мне
предстояла длительная поездка в глубинку и подготовка к завтрашней Литургии.
Игумен
Кирилл (Сахаров)