Игумен Кирилл (Сахаров). На юбилейных торжествах Рогожского
17
октября на Рогожском в Духовном Центре Русской Православной Старообрядческой
Церкви прошли юбилейные торжества, посвящённые 250-летию основания Рогожского.
Позвонил в Митрополию, просил передать владыке Корнилию поздравления с
престольным праздником Покровского кафедрального собора и с этим юбилеем.
Сотрудник Митрополии в ответ: «Мы Вас приглашаем». Вспомнил, как во время
поездки в Мстёру секретарь митрополита озвучивал ему программу мероприятий на
следующий день. У владыки невольно вырвалось: «А когда же мне отдыхать?» То же
самое подумал и я, а потом сказал, что не получал письменного приглашения с
программой мероприятий – в надежде, что может быть всё как-то забудется и
рассосётся. Каково же было моё удивление, когда не прошло и часа, как на электронной
почте нашего храма появляется приглашение за подписью митрополита Корнилия.
Ничего не поделаешь, надо ехать – в конце концов, такие юбилеи бывают раз в
полвека – до следующего, естественно, не доживу. Конечно, что-то узнаю нового,
побывав на юбилее, хотя почти за полвека соприкосновения с Рогожским, казалось
бы, уже всё знаешь, изучил вдоль и поперёк. Отношение ко мне в целом
благожелательное, хотя в СМИ иной раз встречаются ярлыки, типа «агент»,
«соглядатай» и т. п.
Приезжаю
заранее, зайдя, как всегда, в Никольскую церковь РПЦ поклониться чтимым иконам
Троеручицы и свт. Николы. Митрополит пришёл ранее озвученного времени, все
выдвинулись на территорию, ближе к воротам на открытие фотовыставки (она
продолжилась в Доме причта). На фотографиях преимущественно Крестные ходы,
групповые и индивидуальные снимки старообрядческих деятелей. Большинство из них
были крупного формата. Пояснения к фотографиям в основном давал новый
настоятель собора о. Алексей Михеев. На улице особенно запомнилась фотография
участников поездки в с. Шувое Московской области на юбилей (70-летие) о. Петра
Михеева: архиепископа Флавиана, о. Василия Королёва и др. О. Пётр 9 лет провёл
в заключении, преследовался при жизни. Однажды он спрятался в стоге сена, где с
помощью вил его пытались там обнаружить, но безуспешно. К сожалению, на
следующий год после юбилея он скончался. Фотография о. Виктора Жельцова (в
чтецы его рукополагал епископ Геронтий, причисленный в РПСЦ к лику святых) с
Евангелием, украшенным драгоценными камнями. Фото отпевания трагически
погибшего о. Евгения Бобкова (октябрь 1985 г.; я присутствовал на этом
отпевании). Возглавлял его местоблюститель архиепископского престола епископ
Анастасий. Масса народу. Заметная струйка внешних, не старообрядцев.
Многочисленная родня. Больше всего запомнилось чтение будущим отцом Сергием
Бобковым заупокойного Апостола и его утешение девочке – другу семьи. Поразило
отсутствие надрывности, безысходности, придавленности произошедшей трагедией,
хотя была заметна некоторая растерянность у владыки и духовенства. Доминировало
то, что мы называем «радостотворная печаль». Помню ещё, как удивительно легко я
проник в кабинет владыки Питирима и предложил ему опубликовать в «Журнале
Московской Патриархии» фотографию с отпевания отца Евгения. На фотографии
отпевания можно увидеть диакона Александра – будущего митрополита Алимпия - и
знаменитого рогожского уставщика, «человека-легенду» Валентина Александровича
Лукина (в день, когда исполнилось 50 лет его служения на крылосе, неожиданно
для всех он стал читать 50 псалом – именно с чтения его полвека назад началось
его служение). О. Евгений был ярким полемистом. Примечательная деталь: никогда
до принятия сана, в любых обстоятельствах, он не брился. Был примером
ревностного совершения богослужений. В быту он был очень непритязательным,
зимой и летом ходил в одних туфлях. Никогда не критиковал церковное руководство
и не любил, когда это делали другие. Однажды в Клинцах некий пожилой человек в
очередной раз стал критиковать архиепископа. Отец Евгений с помощником молча
взяли его за руки и ноги и аккуратно вынесли из помещения – остынь, мол,
старец.
Первый раз я увидел отца Евгения в середине 70-х,
когда, будучи студентом светского ВУЗа, побывал на всенощной в Покровском
соборе на Рогожском. Отец Евгений, тогда диакон, читал на службе эксапсалмы
(шестопсалмие). Прошло несколько десятилетий, сотни раз я слышал чтение
эксапсалмов, но то чтение было неповторимым, оно глубоко врезалось мне в
память. Как сейчас вижу его немного сутулую фигуру, возвышающуюся на амвоне, со
спускающимися до поясницы волосами. Огромный собор, море мерцающих лампад,
абсолютная тишина. Доверительно и проникновенно проходила беседа с Творцом неба
и земли. Было обострённое чувство близости Бога. Слыша об этом необычайно
одарённом человеке, я, будучи насельником Данилова монастыря, вскоре после его
открытия, написал ему письмо, где выразил робкое желание пообщаться с ним. И
что вы думаете? – через короткое время отец Евгений с сыном приезжает в
Данилов. Я провел экскурсию, и вот уже в полной мере наслаждаюсь общением с
этим удивительным человеком. Нужно отметить, что во время своих общений отец
Евгений обращал внимание на трагедию раскола, свидетельствовал о духовном
богатстве древнего благочестия.
Упомяну ещё о нескольких увиденных на фотовыставке персоналиях. О. Прокопий,
настоятель собора в 70-е годы. Отчётливо помню, как на праздник Воздвижения
его, человека почтенного возраста, воздвигавшего крест, два крепких старика с
помощью полотенец, протянутых под мышками, поддерживали за руки. Как его,
идущего по храму, вдруг заклинивало и с большим трудом застывшего на
месте священнослужителя подвигали идти дальше. Поистине потрясающий
пример нахождения на боевом посту до конца!
На нескольких фотографиях можно было увидеть о. Георгия Устинова. Это был
эрудированный и начитанный человек, очень обаятельный в общении. Помню его и в
качестве протодиакона, и в качестве священника – настоятеля собора и секретаря
Митрополии. Лично с ним я познакомился, когда уже открылся Данилов монастырь.
Это было тяжёлое для него время – он был в состоянии запрещения. Знакомство
произошло на проходной в мастерских Патриархии у Тихвинской церкви на ВДНХ. Я
туда специально ездил, чтобы с ним поговорить. О. Георгий оказался очень
интересным доброжелательным человеком. Заинтересовался вариантом перехода на
работу в Данилов монастырь. При моём содействии был принят туда, стал
начальником отдела кадров (вспомнилось сталинское – «кадры решают всё»). Много
раз мы с ним беседовали на разные темы, в который раз я выслушивал его версию о
произошедшем с ним. К сожалению, о. Георгий так и умер в состоянии запрещения.
Вечная ему память!
В Покровском кафедральном соборе была группа,
которая, по его словам, его донимала. «Никонианщину разводишь», - говорили,
когда крест на усопшем из елея он делал четырёхконечный, а они были за
восьмиконечный. Или настаивали крестить в ледяной воде, а он ставил купель у
батареи – комнатная температура. Или требовали крестить не в одной купели, а он
приводил пример про расслабленного.
«Меня запретили за «ковы архиерею», навесили ярлык стукача;
но без общения, контактов невозможно, а они, если что не так – обвинение.
Сейчас без общения нельзя. Это в Молдавии, в селе…» - говорил он.
И ещё: «Существование Белокриницкой иерархии предохраняет
Православную Церковь от соединения с католиками, а существование безпоповцев
предохраняет нас от соединения с Православной Церковью».
Хотел бы ещё кратко сказать о двух настоятелях
Покровского собора, изображённых на фотографиях. О. Александр Берестнёв (в
схиме Амфилохий). С детских лет сей благочестивый муж был устремлён к служению
Церкви Христовой. В нём была особенная стать, он обладал замечательным голосом,
был очень внимателен к людям. О. Леонид Гусев был человеком детской простоты и
сострадательного сердца. Щепетилен во всём, что касается богослужения и
канонического порядка. За всё переживал – для него не было понятия «моя хата с
краю». Всё, что касалось достоинства Церкви и несло угрозу для благочестия,
вызывало в нём неподдельную тревогу. Из протодиаконов этого времени вспоминаю
о. Фёдора. Это был усердный служитель алтаря Господня. Запомнились его слова:
«Очень важно сохранить этот оазис в чистоте» (речь шла о Рогожском).
На церковной территории фоторяд замыкала пронзительная
фотография человека с запоминающимися фамилией и именем – многолетнего
сотрудника Митрополии Ромила Ивановича Хрусталёва. Это был
глубоковоцерковлённый, высококультурный, интеллигентный и очень тактичный человек.
Запомнился его рассказ об архиепископах послевоенного времени (они тоже
присутствовали на фотографиях).
Архиепископ Флавиан (Слесарев) был Предстоятелем
Старообрядческой Церкви 8 лет – с 1952 по 1960 годы. Мы с ним земляки – 43 года
(1901 – 1944) он прослужил в Успенской церкви пос. Городище Луганской области.
Об этом напоминает мраморная доска с его силуэтом при входе на территорию этого
храма. До избрания архиепископом 6 лет он возглавлял Донскую и Кавказскую
епархию. Очень любил порядок при богослужении. Своеобразной неповторимой
погласицей читал Евангелие. Был очень грамотным и начитанным – в
дореволюционной старообрядческой периодике можно встретить немало его
проповедей и статей. В общей сложности у него за плечами почти 60 лет
священнослужения. Страдал от болей в ногах. Будучи ещё мальчиком, Ромил
Иванович после службы стягивал у него с ног меховые сапоги, а он говорил:
«Ромильчик, мне бы сейчас продать ноги на что-нибудь холодное». Владыка Флавиан
произносил на службах краткие, но ёмкие проповеди. Очень любил гостей – их было
очень много, особенно из Городища и юга. За полгода до смерти по причине
болезни он слёг. Вообще, при архиепископе Флавиане церковная жизнь
активизировалась – стали чаще совершаться рукоположения. Он поощрял возврат к
традиционной русской одежде – косовороткам и сарафанам. Очень любил церковное
пение – при нём на Рогожском была организована школа церковного пения. На
Рожество и Пасху он непременно приглашал певцов к себе в резиденцию.
Преемник Флавиана Иосиф (Моржаков) произносил более
пространные проповеди, тщательно готовился к ним. После службы его ожидала
большая масса народа – всем он старался уделить внимание. Говорил ещё: «Если
возникнут какие-то вопросы, не стесняйтесь, звоните мне». Просил только
приглашать его по телефону по гражданскому имени и отчеству – «Иван
Михайлович». Такое было время…
После смерти Иосифа в 1970 году архиепископом избрали
иеродиакона Никодима (Латышева). Он был твёрдым в вере, как говорится, «не
поступался принципами», не поддавался на давление властей. Отношения с Советом
по делам религии были напряжёнными. По причине болезни и с той целью, чтобы
вдали от Москвы сохранить большую свободу в последние годы Никодим проживал в
доме племянницы в Молдавии, приезжая в Москву в основном на Пасху и Пасхальную
неделю. По принципу – «подальше от царей - голова целей». Конечно, такая
ситуация не могла не отразиться на состоянии церковной жизни.
Потрясающим молитвенником и аскетом был преемник
Никодима – Алимпий (Гусев). Неопустительно вычитывал длинное иноческое правило
со множеством земных и поясных поклонов. В редкие минуты отдыха любил кормить
синичек. Чаще всего читал поучения Никона Чёрной горы на церковно-славянском
языке. Очень переживал за состояние церковных дел. Истово совершал
богослужения, а внешними делами тяготился. На время его предстоятельства пришлись
торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси. Во время этих торжеств он был
возведён в сан митрополита.
На одной из фотографий был изображён нынешний Томский
епископ Григорий с четырьмя протопопами в «шапках» (митрах) – единственное фото
на выставке, где старообрядческие священнослужители улыбаются. Запомнилась
фотография первого послевоенного Крестного хода (1946 г.) на праздник святых
Жен-мироносиц (тогда он прошёл с заходом на кладбище). Можно было также увидеть
среди участников Крестных ходов детей, в том числе, будущих священнослужителей
(о. Алексея Михеева, например).
После небольшого фуршета в зале, где проходят Советы
Митрополии, с общим обзором истории Рогожского выступила известная
исследовательница старообрядчества Е. Юхименко. Собравшихся приветствовали
представитель властей господин Терентьев и видный безпоповский деятель М.
Пашинин, автор книги «Москва старообрядческая» В. Козлов, а также
старообрядческий священник из Новгорода о. Александр Панкратов (он выступал по
видеосвязи). Предложили выступить и мне. В большом конференц-зале, в основном,
выступал хор студентов Духовного Училища (на трапезе они продолжили петь).
Особенно запомнились в их исполнении духовный стих «Был у Христа Младенца сад»
и баллада о трёх сыновьях. Продолжились поздравления (после каждого
поздравления все собравшиеся пели «многая лета»). Я примостился поближе к
президиуму, за столом, примыкающим к нему (туда меня сажали и раньше).
Оказавшись в окружении мясных блюд, я принялся было за салат, тщательно
выковыривая из него вкрапления из колбасы. Как и в прошлые разы не выдержал, и,
улучив момент, стянул из архиерейского блюда кусок рыбы (потом митрополит мне
уже сам её передавал). На столах было только красное домашнее вино. Особенно
понравились фрукты – виноград, яблоки и мандарины, а также пирожки с рыбой и
капустой (несколько их штук я по обыкновению, по окончании трапезы прихватил
через помощника).
В целом юбилейные торжества (они продолжались ровно 5 часов,
с 16 до 21 часа) прошли на достойном уровне и надолго останутся в благодарной
памяти их участников.
Епископ Геронтий
Архиепископ Флавиан
Митрополит Алимпий
О. Евгений Бобков
О. Георгий Устинов
Ромил Иванович Хрусталев