Игумен Кирил (Сахаров). О «Служебнике святительском» 2019 года
Сей труд издан Патриаршим центром древнерусской богослужебной традиции по благословению Председателя Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополита Волоколамского Илариона. Текст подготовлен к изданию иереем Михаилом Желтовым при участии протоиерея Иоанна Миролюбова и протоиерея Евгения Саранчи. Составлен данный чин на основании святительского служебника, изданном единоверцами в 1910 году. В основе этого служебника – подлинные рукописи дониконовских времен. В издание служебника 2019 года внесены дополнения из уставов времен святителя Макария (16 век) и патриарха Иосифа (2-я четверть 17 века), которые отсутствуют в чинах архиерейских служб в Русской Православной Старообрядческой Церкви и Русской Древлеправославной Церкви. В практике этих двух Церквей также есть свои особенности. Так, например, если в храме РДЦ служат несколько архиереев, то в процессе Литургии каждый из них выходя на амвон с трикирием и дикирием благословляют народ со словами: «Господи, Господи призри с небесе…». Важным для использования служебника 2019 года, как сказано в предисловии, было опущение «различных теоретических выкладок с разъяснениями богослужебной символики» - это действительно сделало текст более удобным для использования в ходе службы.
Между тем в издании Служебника все-таки приводяться несколько вариаций, которые, на мой взгляд, лучше бы вынести в примечания в конец текста. Непонятно, что значит «егда звонят просфирам». Вернее, что это такое понятно, но зачем оно здесь, т.к. не состыкуется с реальностью. В разделе «Молитва в келии и на пути в храм» говорится об отпусте (стр.8). Вопрос: произносится ли отпуст, если в начале молитв и псалмов не было начального возгласа «Благословен Бог наш». Некоторые молитвы, читамые во время входных молитв, в текстах Служебника архиерей произносит перед входом в храм, причем с поклонами, не все из которых были ранее указаны в тексте входных молитв. Также в данный Служебник включено важное, на мой взгляд, примечание о лобызании архиереем чудотворных икон и святых мощей с чтением пред ними соответствующих тропарей и кондаков. У престола архиерей читает, согласно Служебнику, только одну молитву плюс еще «молитву за входящая», которой нет в современном старообрядческом издании служебника. Возникает вопрос: а как же остальные молитвы, чтомые у престола? Не лучше ли было, чтобы все служащии попеременно прочитали их стоя у престола? Еще вопрос: когда все это совершается в алтаре, что же делать народу в храме? О полунощнице в служебнике 2019 года ничего не говорится – видимо, по умолчанию, она должна читаться до приезда архиерея. Не лучше ли бы ее читать неспешно параллельно вышеуказанным действиям духовенства? Также представляется более реальным священнику совершающему проскомидию, заранее прочитавшему входные молитвы, начинать проскомидию одновременно с началом полунощницы. В Служебнике 2019 года архиереи один раз перед Литургией верных произносит: «приступите». В современном старообрядческом служебнике диаконы троекратно распевно призывают: «Епископи, священницы изыдите». Этот вариант представляется более торжественным и внушительным. Евангелие, согласно Служебнику 2019 года, из алтаря износит второй диакон (протодиакону он его передает перед возглашением: «Премудрость, прости!»). «Приидите поклонимся по Служебнику 2019 года поет в правый хор, тогда как до это пело все духовенство. Неожиданная новая деталь: сугубую ектенью протодиакон произносит «держа омофор на левой руце». После поминовения патриарха на этой ектенье архиерей свечой осеняет престол и сослужащих справа и слева со словами: «Господи, Господи призри с небесе..». Литон по Служебнику 2019 года раскрывают не священники, а диаконы, причем не на возгласе: «Да и тии с нами славят…», а на первой ектенье верных. Не указано какие части лица помазывать водой после
омовения рук (в старообрядческом служебнике это указание есть). На великом входе, согласно Служебнику 2019 года, возглашение: «Всех вас да помянет Господь Бог…» вслед за протодиаконом возглашает не только старший священник но и все другие священники. После пения «Яко Царя всех подъемлюще» Царские врата вновь отрываются и архиерей трехсвещником осеняет народ на три стороны со словами: «Господи, Господи призри с небеси…». «Возлюблю, Тя Господи крепости моя» произносится трижды – перед целованием дискоса, потира и престола. По старообрядческому служебнику эти лобызания совершаются в конце молитвы перед Символом веры. Судя по слову «людие», Символ веры, по служебнику 2019 года, можно понять так, что поет весь народ, а не так как было раньше: попеременно пели оба крылоса. При произнесении установительных слов Евхаристии («Приимите и ядите», «Пийте от нея вси») только архиерей и протодиакон указуют на дискос и потир, а в старообрядческом служебнике все сослужащие – это представляется более соборным действием. В Служебнике 2019 года каждение алтаря совершает протодиакон после преложения Святых Даров до возгласа «Изрядно о Пресвятей…». У старообрядцев по окончании молитвы «Еще приносим Ти словесную сию службу…» архиерей дважды покадив, произносит возглас «Изрядно о Пресвятей…» и кадит в третий раз. По Служебнику 2019 года на благословение архиерея народа со словами «И да будут милости великого Бога…» открывается только завеса, а Царские Врата остаются закрытыми (в старообрядческом служебнике они открыты). Не раскрыто в служебнике 2019 года как именно происходит причащение мирян, что, на мой взгляд, было бы важным. И, наконец, не приводятся детали самых последних действий архиерея уже после исходных поклонов.
Чего еще нет – привожу здесь.
1.Каждый священник и диакон подходит к архиерею с земным поклоном и со словами: Прости мя владыко святый и благослови.
Архиерей: Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божием (имя рек) всегда и ныне и присно и во веки веком.
В ответ: Аминь.
Архиерей: Христос посреди нас.
В ответ: Есть и будет (земной поклон).
2.Духовенство подходит к архиерею под благословение со словами: Прости мя, владыка святыи, и благослови (перед благословением и после делают земные поклоны).
Священнослужители подходят к архиерею с облачением за благословением: Благослови владыко облачитися во вся священная (все части облачения они держат на левом плече со спины).
Архиерей благословляет каждого священнослужителя со словами: Благословен Бог наш...
3.Во время пения Трисвятаго архиерей крестообразно осеняет трикирием Евангелие, которое приподнимают в вертикальное положение два священника, стоящие справа и слева от престола.
При первом осенении он произносит молитву:
Господи, Господи, призри с небеси, и виждь, и посети виноград Своей, и соверши еже насади десница Твоя Господи. Буди рука Твоя на мужа десница Твоя и на сына человеческаго, его же укрепил еси Себе.
При втором, со словами:
Господи Боже сил, обрати ны, просвети лице Свое и спасени будем.
При третьем:
Троице Пресвятая: Отче и Сыне и Святыи Душе призри с небесе святаго Своего и благослови вся.
Приветственное слово настоятеля.
Проповедь архиерея.( 21)
(по её окончании хор поет: много лет ти, святыи владыко).
Архиерей заходит в алтарь через Царские врата, и они закрываются.
Архиерей разоблачается у кресла в алтаре,
хор в это время протяжно поет: Тон деспотин.
Господу помолимся перед каждой благодарственной молитвой после причащения, а перед последними двумя Премудрость возглашает диакон после того, как священник сказал: Бог благословит чтецу.
По окончании благодарственных молитв архиерей в архиерейской мантии с жезлом выходит через Царские врата и, благословляя направо и налево, один раз говорит:
Да сохранит Господь Бог вся вы Своей Божественною благодатию, всегда ныне и присно и во веки веком.
Хор: Аминь. Исполайте деспота (один раз). Если архиерей благословляет всех молящихся индивидуально - хор в это время поет стихеры праздника.
Архиерей идет к западным дверям, впереди его иподиакон с жезлом, певцы и духовенство попарно , два иподиакона с выносными подсвечниками , архиерей с двумя иподиаконами справа и слева.
Идя через храм, Архиерей творит общее благословление направо и налево.
Став у западных дверей архиерей и все духовенство совершает три поклона.
Архиерей благословляет на три стороны людей, произнося один раз:
Да сохранит Господь Бог вся вы.
Хор: Много лет ти владыко и все кланяются.
Архиерей, сняв мантию, направляется на трапезу.
Архиерей произносит перед трапезой: За молитв святых отец наших Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас .После «Отче наш», благословляет трапезу.
Хор: Исполайте деспота.
Я не считаю себя большим специалистом, но литургикой всегда пристально интересовался – и так «даже до сего дне».