На Всемирном Старообрядческом Форуме.
День
второй (окончание)
Заседание началось с зачитывания
Шаховым М.О. проекта Итогового документа Форума. Подумалось: «Красивый,
сбалансированный текст». Практически единственным существенным дополнением к
нему было предложение митрополита Корнилия внести изучение Жития протопопа
Аввакума в программы школ.
Очень хорошо выступил
о. Никола Коробейников, настоятель старообрядческого храма в Томске. Отметил в
его речи полное отсутствие слов-паразитов. Доклад батюшки был посвящен рассказу
об экспедиции «По пути Аввакума». Из уютного красивого городка Енисейска,
основанного старообрядцами, двенадцать участников экспедиции первые два дня шли
по непролазной грязи и болоту. Взятый с собой груз необходимых предметов весил
до трех тонн. По пути следования останавливались в следующих населенных
пунктах. Село Маковское (бывший Маковской острог). В местном православном храме
служит 95-летний священник. На вертолете к нему нередко приезжают люди за
советом. Есть немного поморцев – они остро нуждаются в богослужебных книгах и духовной
помощи. Очень красивая, но совершенно безлюдная территория по обоим берегам
реки Кеть. Встречаются заброшенные деревни, например, старинная деревня
Ворожейка. В поселке Лосиноборское когда-то
был монастырь – его закрыли еще во времена Екатерины II по причине приверженности его
насельников «к расколу». Наверняка в этих местах Аввакум крестил и совершал
другие требы. Сейчас здесь находится только метеостанция. В деревне Налимча осталась единственная
жительница – 85-летняя женщина, кетка по национальности. Из деревни она никуда
не выезжала, и уезжать не хочет. Живет тем, что ловит рыбу, сушит ее, а потом
употребляет в пищу. Большая деревня
Айдара была образована около ста лет назад теми, кто трудился на
лесозаготовках. Здесь живет много старообрядцев часовенного согласия.
Поразительно, что деревню периодически затопляет водой, а люди никуда уезжать
не собираются. «Привыкли» - объясняют они. На месте был изготовлен 9-метровый
поклонный крест. Устанавливали его с большим трудом. Экспедиция продолжалась 12
дней, дорога была длинной: 70 км по земле и 800 по реке. Это составляет менее
10% пути Аввакума. Рассказ о. Николы сопровождался отличным фоторядом.
М.Б. Пашинин,
председатель Культурно-Просветительского Центра имени протопопа Аввакума,
рассказал о многогранной деятельности возглавляемого им Центра. Очень важна
поддержка инициатив старообрядцев гражданскими властями, в частности
руководством Нарьян-Мара – столицы Ненецкого АО. К финансированию проектов
привлекаются нефтяные компании. Настоятель местного поморского храма о. Петр
Ляпунов в своем приветствии (дистанционно) назвал протопопа Аввакума «великим
мучеником за старую веру и идеалы Святой Руси». Свое выступление он закончил
призывом: «Будьте стойкими и непоколебимыми в вере своей!»
о. Евгений Чунин
посвятил свое выступление истории Санкт-Петербургской и Тверской
старообрядческой епархии. Решение об ее учреждении было принято в 1901 году.
Первым архиереем был епископ Виталий (скончался в 1906 г.). Затем епархия
управлялась из Одессы. В августе 1910 года епархию возглавил бывший епископ
Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенков). При нем состоялся первый Епархиальный
съезд. В 1912 году в сан епископа Санкт-Петербургского был посвящен вдовый
священник Геннадий Лакомкин, настоятель храма в селе Стрельниково Костромской
губернии. В иноческом постриге он получил имя Геронтий. До Октябрьского
переворота владыка провел еще два Епархиальных съезда и что поразительно –
после 17-го года еще семь Съездов. На все эти мероприятия требовалось
разрешение властей – его удавалось получить только после нескольких попыток. В 1924
году на Громовском кладбище была разобрана Успенская церковь. Основанное
владыкой молодежное братство в 1928 году приняло решение о самоликвидации, а
если быть более точным – о переходе на нелегальное положение. В 1932 году в
ночь после Марьиного стояния в Петербурге прошли массовые аресты духовенства и
активистов приходских общин. По существу старообрядческая епархия была
полностью разгромлена. Закрыт был Покровский собор (его взорвали в 1933 г.). В
1934-35 гг. были закрыты храмы на Волковом кладбище. На полвека легальная
церковная жизнь старообрядцев замерла. Попытки открыть храм до и после войны
успехом не увенчались. Верующих духовно окормляли приезжавшие священники. С
конца 70-х годов начались новые попытки открыть храм. В 1982 году была зарегистрирована
община, а в 1983 году ей передали Александро-Невскую церковь на кладбище Жертв
расстрела 9-го января (бывшее Преображенское). Храм был переосвящен в честь
Покрова. В 2007 году состоялся 11-й Епархиальный съезд, после которого Съезды
стали регулярными. В конце 90-х годов прошла первая Литургия еще в одном
старообрядческом храме - на Лиговском проспекте.
С теплым словом
приветствия (дистанционно) к участникам Форума обратился настоятель поморской
общины в Белгороде Тарасов А.Е.. Александр Егорович рассказал о юбилейных
мероприятиях, проведенных на Белгородчине, в частности, о выставке в краеведческом
музее и об установке памятного знака Аввакуму.
Интересным был доклад
Вокуевой Т.Д. о деятельности МОД «Русь Печерская». Речь шла в основном о жизни
старообрядцев-поморцев в большом селе Усть-Цильма в республике Коми. В 1990
году здесь была зарегистрирована община, которую возглавила директор школы.
Большая работа была проведена по установлению имен по пошедшим на отчаянный акт
самосожжения в 1734 году (были установлены имена более половины погибших).
Недослушав до конца
этот доклад, я срочно выехал на встречу настоятелей и прихожан единоверческих
приходов, которая проходила в доме причта церкви Покрова в Рубцово. Ведущий о. Евгений
Саранча рассказал о подготовке нескольких памятных мероприятий в этом году (100-летие
со дня гибели первого единоверческого епископа Симона (Шлеева), юбилее
архимандрита Павла Прусского, 50-летии Поместного Собора 1971 года, принявшего
историческое решение об отмене клятв на старые обряды и признании равночестными
и равноспасительными старых и новых обрядов – я предложил отметить этот юбилей
служением благодарственного молебна в Трапезном храме Лавры, где проходил
Собор). Интересным было сообщение о. Евгения о кандидате на диаконскую степень
для единоверческого прихода г. Ири в США. Выпускник иезуитского колледжа, он
проникся симпатией к древнему благочестию и принял трехпогружательное крещение.
В настоящее время он готовится к защите докторской диссертации в
Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (диссертация посвящена
сравнению дораскольных и униатских служебников). Говорили также об издательской
деятельности, на трапезе пели духовные стихи. Я впервые слышал стих о самарянке
в прозвучавшей строгой форме – ранее мне неоднократно приходилось его слышать и
даже петь в более эмоциональном, «южном» изводе.
Вернувшись вновь на
Форум, я застал доклад, посвященный восстановлению знаменитой Выговской
обители. К сожалению, к настоящему времени от нее ничего не осталось. Идея о ее
возрождении будировалась с начала прошлого века – помешали, однако, такие трагические
события как Первая мировая война и революция 1917 года. Интерес к этой идее
стал возрастать в 90-е годы: проводились конференции, несколько лет
функционировал детский лагерь, стала развиваться туристическо-паломническая
деятельность. В 1913 году была построена деревянная часовня в честь пророка
Илии и преподобных Зосимы и Саватия. На следующий год появился гостевой домик.
Два заключительных
доклада Форума были посвящены возможности межстарообрядческого диалога (о. Василий
Андроников) и истории и современному положению старообрядчества в Тонкинском
районе Нижегородской губернии. До революции здесь у Синодальной Церкви прихожан
было меньше раз в десять, чем у старообрядцев. В настоящее время здесь
действуют пять староверческих моленных (две в райцентре и три в деревнях
района). К сожалению, прихожане в основном пожилые, что создает угрозу
нарушению преемственности. Остро стоит вопрос о приобщении к вере предков
молодежи и достижению важной цели – «жить независимо от мира».
Заключительное слово
произнес митрополит Корнилий. Запомнилось цитирование слов покойного
руководителя поморцев О.И. Розанова, сказанные им после первого аналогичного
Форума: «Мы не подрались, не закидали друг друга камнями, будем развивать сотрудничество
в сохранении традиций наших благочестивых предков». Хотел бы еще процитировать
владыку – его слова из прекрасного предисловия к Каталогу выставки «Гонимое
Православие». Безпоповцы в нем были названы «братьями по вере». И далее:
«некоторые отличия и особенности богослужения не мешают нам всем быть
союзниками по отношению к благодарной и сердечной памяти о деяниях протопопа
Аввакума».
После окончания Форума
старообрядческий епископ Патермуфий неожиданно пожелал побывать у нас. Владыка
поразил всех своей простотой, кротостью и незлобием. Запомнилось задушевное
пение им известного духовного стиха «Господи помилуй, Господи прости», а я подумал: «Вот она — живая
иллюстрация к словам Христа: «будьте как дети»».
Игумен Кирилл (Сахаров)