Игумен
Кирил (Сахаров). Город, в который
невозможно не влюбиться (о поездке в Верею)
Сегодня небольшой городок Верея
является одновременно и одним из самых маленьких городов Подмосковья (всего
чуть более 5 тысяч населения), и в то же время одним из самых древних городов
(входит в список 10 древнейших городов Подмосковья).
Историю современной Вереи принято
вести от 14 века, когда впервые упоминается в московских летописях это
поселение в связи с войнами между московскими и рязанскими князьями. Но в
некоторых древних летописях от 1159 года упоминается топоним Верейсча, который
некоторые краеведы связывают именно с Вереей. Этимология этого славянского
названия связана со столбцами, на которых держались врата и которые так и
именовались у славян – вереи (они присутствуют на гербе города).
И действительно так сложилось
исторически, что Верея выполняла функцию западных ворот в первопрестольную
Москву. Город лежал на западном тракте, по которому проходили как торговые
пути, так и различные военные кампании (от поляков до Наполеона и Гитлера).
Сегодня город с населением в 5
тысяч человек для нашей урбанистической цивилизации кажется крошечным – большая
деревня. Но в эпоху Древней Руси, когда 90 процентов населения проживало в
деревнях, эта цифра была среднестатистической нормой для большинства уездных
городов: и Муром, и Курск, и Белгород, и Полтава не имели больше жителей, ведь
в городах до эпохи капитализма и промышленной революции жили в основном купцы и
ремесленники, которые обслуживали крестьянское сословие.
В плане исторического развития
Верее и не повезло, и повезло одновременно – она оказалась отрезанной от
железнодорожных путей, этих главных экономических артерий. Но именно поэтому в
ней сохранился тот первозданный строй быта и городской архитектуры, который был
характерен для купеческой Руси. Даже архитектурный план застройки отображает
особенности средневекового города: в центре на возвышенности Кремль с его
крепостными стенами и валами, за стенами Кремля надёжно укрыт главный храм
(чаще всего монастырский, при котором хранилась городская казна, библиотека и
документация), а от Кремля лучами расходятся улицы-слободы, объединяющие
определенные сословия, со своим храмом, вокруг которого и проходила
социально-культурная жизнь.
Здесь даже сохранились торговые
ряды – уникальное архитектурное строение - центр экономической жизни. Неудивительно, что
именно Верею облюбовали общины старообрядцев – как тихую гавань среди бурных
волн гонений и репрессий. Поэтому здесь и ныне большое количество
старообрядческих храмов, где время остановило свой стремительный бешеный бег.
Был на даче Аторина Романа в деревне Судаково под Вереёй (легко запомнить
название деревни – Судаков – фамилия митрополита Санкт-Петербургского
Варсонофия). Роман, пригласивший меня, является сотрудником Старообрядческой
митрополии, он известный исследователь старообрядчества, кандидат философских
наук. Живёт здесь с 2014 года. Деревня небольшая – 25 домов, в основном,
дачников; сугубо деревенских домов осталось всего пять. Храма здесь никогда не
было. Роман построил на своём участке часовню в честь священномученика
Аввакума. Построена она по образцу безпоповских храмов Прибалтики.
Очень хотелось посетить старообрядческий храм в Верее. Священника здесь
временно нет, служба проходит мирским чином. Под праздник Отдания Пасхи службы
не было, а утром, в среду уже нужно было возвращаться в Москву. Во вне богослужебное
время храм посетить не удалось. В таких случаях, после нескольких искушений в
прошлом, я уже никак не пытаюсь во что бы то ни стало добиться своего. Хотя, к
сожалению, примерно на треть плодотворность поездки снижается.
Роман перешёл в старообрядчество благодаря епископу Апполинарию (Дубинину).
Учась в светском ВУЗе, он слушал лекции секретаря Белгородского Епархиального управления
прот. Олега Кобца по основам Православной веры. Часто задавал ему вопросы, стал
посещать Преображенский кафедральный собор, читал и пел здесь на крылосе.
Постепенно углубляясь в изучение веры у него стали возникать вопросы по поводу
Раскола. О. Олег посоветовал ему обратиться к старообрядческому епископу,
находящемуся в Курске, так он познакомился с владыкой Апполинарием. Владыка был
очень яркой и одарённой личностью. Люди к нему тянулись – он вполне мог стать
архиепископом. В течение многих лет преподавал в Менделеевском институте.
Приходил на лекции всегда в подряснике, полумантии и с панагией. Совмещение
приходского служения с преподаванием в ВУЗе, а также частые поездки на
различные конференции заграницу вызывали недовольство. Давление на Апполинария,
однако, не прекращалось, что, в конечном счёте, привело к кризису. В Курске
произошли большие потрясения. О. Апполинарий принял епископское рукоположение
от старообрядческого епископа Евмения, живущего в Румынии. Древлеправославная
Патриархия не признала сан и инициировала судебные тяжбы по обвинению, якобы в
незаконной перевозке церковных принадлежностей через границу с Украиной. Прошло
10 судов, обвинения были сняты. За нанесённый моральный ущерб выплатили 150
тысяч рублей. Переживания, связанные с судебными тяжбами, довели Апполинария до
инсульта. После него он напрочь забыл русский язык и мог изъясняться только на
английском или французском языках. Храм в Курске (ранее он принадлежал
единоверцам) был через штурм возвращён Древлеправославной Патриархии. Во время
штурма пострадало несколько прихожан (сам Апполинарий в это время был в
заграничной поездке). Долгое время сторонники Апполинария молились в церковной
сторожке, а затем на выделенном властями участке построили небольшую церковь.
Епископ Евмений вернулся после покаяния под амофор Древлеправославного патриарха,
который перерукоположил о. Тимофея – настоятеля нового храма, где молились
духовные чада Апполинария. О. Тимофей занял резкую позицию в отношении его. Тех,
кто продолжал молиться за Апполинария, отсылал в притвор. Владыка Апполинарий
скончался на 72 году жизни в Курске. Умирать он не собирался, строил планы на
будущее. Его однокомнатная квартира в углу пятиэтажного дома в Щёлково была
полна раритетами: старинная мебель, большая библиотека, рукописные издания,
дорогие вина (в том числе XIX века) и пр.
Интересно было прочитать в интервью сподвижника владыки Апполинария
епископа Антония (Баскакова) (я с ним заканчивал Московскую Духовную семинарию
в 1983 году) о том, как везли осла из Румынии с тем, чтобы в Новозыбкове устроить
«шествие на осляти». Документов на животное не было, его напаивали снотворным и
накрывали покрывалом. Из этой затеи ничего не получилось, так как по прибытии в
Новозыбков через 2 недели осёл сдох.
Интересны две фотографии с Первого Всемирного Старообрядческого Форума,
которые Роман поместил в своём телефоне: на одной из них Апполинарий дружески
беседует с митрополитом Корнилием, а на другой он, находясь в большом
напряжении, разговаривает с Патриархом Александром. Роман побывал на могиле
владыки Апполинария, похороненного рядом с матерью на своей малой Родине на Орловщине.
Надпись на кресте: «Дубинин Александр Григорьевич (древлеправославный епископ
Апполинарий)». Духовные чада владыки собираются строить на могиле часовню. По
словам Романа, после ухода владыки (с ним он плотно общался при жизни) в его
душе образовалась пустота …
Колоритно смотрелись мы во время похода на источник. Рома в шортах и в
кепке защитного цвета с бидоном в руке, его пятилетний сын Лёва с сачком (его
он периодически набрасывал на голову отца), я в подряснике с раскрытым воротом
в скуфье и тёмных очках. Очень живописная и уютная деревенька. Удивило, что
Роман всех её жителей знает по имени и отчеству – все друг друга тепло
приветствуют. У спуска к источнику живёт вышедший на пенсию офицер полиции. Он похоронил
двух сыновей и замкнулся в своём одиночестве. Рядом дом Равиля, с которым Роман
играет на гитаре.
К источнику ведёт крутой спуск. Справа две огромные
воронки от бомб времен Великой Отечественной войны - здесь проходила Можайская линия обороны. Приятная чистейшая вода в источнике обрадовала, я ещё подумал: «Пить бы её по 3 раза в день
из большой кружки вместо надоевших горстей таблеток».
«Вот с этих деревьев
я собираю берёзовый сок» -
говорит Роман. Я наивно уточняю: «Вы для этого залезаете на
дерево?» и представляю его, крепким
телосложением похожего на медведя, на верху дерева. «Нет, я это делаю по белорусской методе –
снизу»...
Сижу
в комнате, на втором этаже дома Романа, пишу эти заметки и полистываю книгу
священника Константина Белова "Попасть в Сретенку". Вдруг пронзает
такая мысль: "Вчера я был в Сретенском монастыре у мощей священномученика
Илариона архиепископа Верейского, а завтра буду в Верее - случайно ли это?!" За окном второй раз за день льёт мощный ливень. Меня периодически клонит в сон. По вечерам
Роман читает в своей часовне малую
павечерницу. Десяток свещей освещают
пространство часовни, в центре которой строгий лик Аввакума. Здесь же, при часовне рабочий кабинет хозяина
и его библиотека. Ежедневно утром и вечером я беру из неё для просмотра по
одной книге («Меч духовный», «Памятники древнерусской книжности»,
апологетические сочинения Ф Мельникова и др.).
Читаю также диссертацию Романа "Старообрядческие епископы - начетчики и богословы".
Широкая
душа у хозяина - готов всё отдать, не знает, как ещё угодить гостю. Неплохо играет на гармошке - знакомые мотивы
марша "Прощание славянки",
«Амурские волны» и пр. Все исполняется очень темпераментно, но не совсем
четко прописан музыкальный рисунок.
Хорошее питание, абсолютная тишина, минимум тревожащих звонков -
лепота! Проехались по городу, осмотрели
с внешней стороны все его храмы, внутри побывали в двух - во имя святых Константина и Елены и в
Богоявленском (до передачи верующим в нем в алтаре торговали водкой). В конце XVI века в Верее
было 17 церквей, из которых только одна была каменная. До начала масштабных
гонений было 9 каменных храмов. Сейчас в городе, насчитывающем около 5 тысяч
человек, 7 церквей, включая старообрядческую. Самый древний храм посвящён Рожеству
Христову – он занимает центр кремлёвского холма. Построен он был в 1552 году, в
конце XVII и первой половине XVIII века перестраивался. В подклете трапезной
покоится прах генерала Дорохова. Из-под жертвенника храма когда-то имелся тайный
ход к берегам Протвы, лаз в который после войны 1812 года был замурован. Особо
примечательна церковь Входа Господня в Иеросалим – бывший собор мужского
Спасского монастыря, упразднённого в 1764 году во время правления Екатерины II.
В основании колокольни можно увидеть гранитный камень. На таких камнях
построены все храмы в городе. Особое внимание обратило на себя деревянное
резное изображение св. Николы Верейского.
В Константиноеленовской церкви
находится частица мощей этих святых. Храм в 1824 году посетил император
Александр I.
К сожалению, после открытия этого храма его расписали в живописном стиле,
причем, в некоторых случаях не очень качественно. Особенно нас покоробило
изображение архидиакона Стефана. Много частиц мощей в Ильинском храме, немало и
в Покровском старообрядческом (здесь их 69, в том числе свт. Арсения
Уральского). Нужно сказать, что Верея единственный город в регионе, где
сохранилась старая планировка. Достопримечательностью города является памятник
генералу Дорохову – освободителю города от французов (+1815 г.). Памятник был
установлен в 1913 году – в год юбилея 300-летия династии Романовых. Собирали
пожертвования на памятник по всей России. Значительные средства внес Николай II. В 1932 году памятник был
разрушен. На его постаменте была водружена голова Карла Маркса (ее, как и
памятник Ленину, разрушили немцы). Кстати, оккупация города продолжалась три
месяца. В октябре 1941 года наши войска отступили, оставив город. За его освобождение
в январе 1942 года шли жестокие бои.
У
иконостаса Ильинской церкви были обнаружены останки расстрелянных
красноармейцев – фотография расстрелянных фигурировала на Нюрнбергском
процессе. Была расстреляна также группа молодых подпольщиков, которые помогли
бежать из заключения нескольким десяткам горожан, которых готовили к отправке
на работу в Германию.
Посетили краеведческий музей. Из экскурсии, которую
проводил Ю. Комаровский (в прошлом он в течение нескольких лет был губернатором
Ненецкого автономного округа, а потом городским главой Вереи), мы узнали о том,
что 7 августа с.г. будет отмечаться 650-летие города. Водный путь отсюда вел до
Санкт-Петербурга. Старообрядцы здесь
проживали изначально. В 1816 году они построили здесь новый каменный молитвенный
дом во имя Покрова Пресвятыя Богородицы после того, как в пожаре в 1812 году
сгорел старый деревянный. Из-за запретов на здании не было даже креста – купол
с крестом, а также колокольня появились только в начале 20 века после Указа о
веротерпимости. В конце 30-х годов храм в Верее был единственным
старообрядческим храмом на Московскую и еще три соседние области. Он никогда не
закрывался. Когда однажды такая угроза
над ним нависла, то делегация прихожан, главным образом, женщин, побывала на
приеме у «всероссийского старосты» М.И. Калинина и заручилась охранным документом. Восемь лет на рубеже 30-40-х годов
старообрядческий храм в Верее был единственным действующим храмом (до открытия
в 1947 году Ильинского храма). Благодаря этому множество жителей города были
крещены здесь через полное погружение. Сюда они приходили креститься и после
открытия Ильинского храма, т.к. в старообрядческом храме вносили сумму денег в
меньшем размере. Из старообрядческих священнослужителей, наиболее долго
служивших в Верее, можно упомянуть о. Стефана Лабзина (с 1891 до конца 1930-х
годов). Он был племянником святителя Арсения Уральского (сохранилась интересная
и содержательная переписка между ними). 36 лет прослужил священником Покровской
церкви в Верее о. Евгений Михеев (ныне епископ Кишиневский и всея Молдовы
Евмений).
Еще о храме: при входе с левой
стороны в нем можно увидеть два ящичка. В них хранятся поминальные синодики со
второй половины 19 века с именами прихожан, благотворителей храма, священников.
Дважды в год в поминальные субботы все эти синодики прочитываются (чтение
занимает более 3 часов).
Очень
содержательная экспозиция музея, посвященная старообрядчеству. Запомнилась
июньская минея, которой 300 лет. Интересны фотографии и видеоматериалы о
ежегодном крестном ходе из Вереи в Боровск. Видели мы также в музее картины,
выложенные из семян (их около 50-ти) и выставку фотоаппаратов 19-20 века.