Игумен
Кирилл (Сахаров). В Евразийской семинарии у адвентистов
Друг юности,
«знаток Москвы», как я его называю, посоветовал побывать в субботу в
Евразийской семинарии, принадлежащей христианам веры евангельской, то бишь
пятидесятникам. Конечно же, с целью дальнейшего их изучения. Оказалось, что
собрания у пятидесятников здесь проходят не в субботу, а в воскресенье. Чтобы
войти на территорию, люди нажимают кнопку – я тоже дважды нажал, но дверь не
открылась. Подозрительно выгляжу? Входят по паролю, нажав, например, трижды
кнопку, чтобы отсеять нежелательных посетителей? Рассматриваю рекламный щит – в
семинарии 20 секций по 6 направлениям – выглядит солидно. Прошла через ворота
семейная пара – я за ними. «Может быть, техническая поломка» – объяснили они
причину тщетности моих попыток пройти. В фойе расположилась галерея под
названием: «Реформаторы». Здесь портреты Дюрера, Яна Каменского, Шопена и Баха,
естественно, Пашкова и, неожиданно, Владимира Даля. Основание: написал книгу «Бытописание»
- по сути это переложение «Пятикнижия». И еще: писал о реалиях крестьянской
жизни, привлекая Писание…
Оказалось,
что сегодня собрание у адвентистов – хозяева предоставляют им небольшой зал. Со
мной здороваются, я объясняю, что интересуюсь. Ненавязчивая, непринужденная,
радушная обстановка. Подходит старший, жмет мне руку, предлагает расположиться.
Располагаюсь в последнем ряду. Радостный щебет присутствующих, ожидающих начало
собрания. В помещении расположились ряды стульев, фортепиано, экран, кафедра,
стол с микрофоном, стол с напитками. Вначале я подумал, что это фруктовые соки
для собравшихся, а потом мелькнула мысль: «а вдруг это их «причастие»?» Паузу заполняет
музыкальный фон, на экране возникают картины природы и картины на религиозные
сюжеты, в частности «Тайная Вечеря» - все в западном красочном, несколько
сентиментальном стиле. Все улыбаются друг другу, ведут себя естественно, тепло
друг друга приветствуют: «привет, привет!» Все женщины в брюках, из пожилых нет
никого. Я в черных кофте и брюках со значительной седой бородой и длинными
волосами, наверное, в этой обстановке напоминаю ископаемого динозавра. Не
совсем понятно насчет музыки – она на религиозные мотивы или, судя по ритмам,
что-то из современных молодежных образцов?
На экране
появляются три креста латинской формы и под громкую музыку начинается общее
пение: «Прошу научить меня любить, как любишь Ты. Очисти меня Кровью Своей, не
дай мне сойти с Твоих Путей. Ты любовь моя – я посвящаю Тебе свою жизнь, хочу
быть рядом, рядом всегда - Ты любовь моя». Начало довольно бурное, громкая
ритмичная музыка заводит молодежь. Начинают прихлопывать и притоптывать. Я
подумал: «ну дискотека в чистом виде». «Словно лань к потокам вод, я стремлюсь
к Тебе, Бог мой». Все приветствуют хлопками «гостя из Кемерово». Он произносит
проповедь на тему: «Побеждающий христианин». Зачитывает стих из Откровения
Иоанна Богослова: «Побеждающий от Бога наследует всё и буду ему Богом, и он
будет Мне сыном». Приводит два примера: один об апостоле Петре, другой об
американском президенте Линкольне. «Петр был вспыльчивый – отрубил ухо рабу.
Самоуверенно говорил: «если и все соблазнятся, то я никогда». Уснул в час
испытания. Испугался и был труслив – с таким в разведку не пойдешь. Но он все
победил. У Бога нет безнадежности – Христос – Победитель. Нам необходима вера
во Христа Распятого и Воскресшего. У нас должна быть установка – никогда не
сдаваться». Говоря о Линкольне, перечислял все постигшие его беды – смерть
матери, потеря работы, банкротство. Полгода он был прикован к постели. Проиграл
ряд выборов – в Сенат и Конгресс. Он никогда не сдавался и, в конце концов, в
51 год стал президентом Америки. Вывод: никогда не говори: «я не могу». Скажи с
апостолом: «я все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Аплодисменты.
Посетовал еще на то, что, будучи любителем театра, смутился, побывав на одном
спектакле. Идея спектакля: если тебе изменили, то и ты измени, не уходя – и
длинный монолог с апологией измены. Зрители, по словам проповедника, смутили
его тем, что все очень положительно воспринимали и на монолог ответили
овациями. Закончив, проповедник подошел к фортепиано и довольно классно без нот
исполнил несколько произведений Шопена. Была еще одна проповедь. Из нее
особенно запомнились теплые слова выступавшего в адрес присутствующей здесь же
супруги, которая, по его словам, каждый день становится все краше. Но в общем
говорил о важности семейных ценностей. Особенно энергично хлопал и реагировал
на все происходящее пожилой мужчина кавказской внешности, сидящий в первом
ряду. Казалось: добавь еще децибелов громкости, и он с криком «асса» пустится
плясать лезгинку. В общей сложности в обеих проповедях было приведено не менее
трех десятков цитат из Священного Писания (все они дублировались на экране).
В конце
собрания прозвучало: «Будем принимать символы Тела и Крови Христа – сливаться с
Ним». Присутствующие были приглашены в отдельные комнаты для мужчин и женщин
для омовения ног - одна из особенностей практики адвентистов, отличающих их от
других протестантов.
У выхода ко
мне подошел кавказец, представился как Шота и сказал: «Люблю Иисуса!»
На обратном
пути я суммировал свои впечатления: с одной стороны, отметил, что много
верующей молодежи. Далее, практика омовения ног. У нас это практикуется только
в кафедральных соборах и больших монастырях в Великий Четверток. Помню, в
Почаеве разыгрывалось целое действо с диалогами, звучавшими на Тайной Вечере
(участвовавшие в этом священнослужители стремились как можно быстрее выйти на
середину храма, так как на долю последнего приходились слова Иуды). В некоторых
монастырях, например, в Закарпатье паломникам омывают ноги. Христос прямо
сказал: «Я показал вам пример – и вы так поступайте». Конечно же, и
насыщенность Словом Божиим в содержании проповедей, что очень важно. С другой
стороны, заводящие музыкальные ритмы – с этим у протестантов бывает явный
перебор. С другой стороны, и это главное – жалкое зрелище их «причащения»,
которое они, вопреки своему принципу буквального понимания Писания и строгого
следования ему, понимают только как символический акт – только как воспоминание.
Совершает его выбранный общиной человек, не имеющий законного рукоположения и
апостольского преемства. Конечно, это настоящая трагедия. И это обстоятельство,
к сожалению, обезценивает отдельные положительные моменты, которые можно
наблюдать у протестантов.
На обратном
пути не получилось из-за севших батареек слушать записи «Радонежа». Попросил
водителя включить новости по радио. Затем зазвучали песни. Про себя я отметил –
практически музыка каждой из них, если вставить слова религиозного содержания,
могла бы прозвучать у протестантов.