Публикации, проповеди

Игумен Кирилл (Сахаров). Пятидесятники, да еще цыгане – это круто!

Воображение рисовало залихватские ритуальные танцы в ярких сверкающих одеждах, но разве лишь без коронного их элемента в женском исполнении – потрясанием голого плеча.

Вот он - молитвенный дом общины «Жизнь и Свет» - один из нескольких десятков в столице, где протестанты собираются на молитву. Первое, что бросилось в глаза – три изображения на евангельские сюжеты на стенах зала. Под одним из них надпись: «Спаситель мира – Христос». Изображения, конечно, не иконографические в соответствии с каноном. Понятное дело, что их здесь не целуют, перед ними не кадят, лампад и свечей не возжигают. Но, тем не менее, очень необычно и непривычно для протестантских молитвенных залов.

На сцене крепко сбитый невысокого роста колоритный цыган с черной смолянистой бородой с проседью и зеркальной лысиной на крупном черепе. Сразу предупреждает, что главное не борода, а рождение свыше, необходимость во Христе и проповедь Евангелия. В таких случаях сразу вспоминаю слова Спасителя: «Сие надлежит делать и того не оставлять». Все важно – и чтобы мужчинам «не скоблить рыло», уподобляясь женскому полу, не касаться края бороды, как заповедано еще в Ветхом Завете, не искажать замысла Творца «блудодейным образом». Смотрите, брадобрийцы, на облик Христа и апостолов, всех святых и учителей Церкви, подвижников благочестия - и устыдитесь.

Обычно женщины у протестантов, да и у католиков тоже, на собраниях и службах почти все без платков и нередко в брюках. Ничего подобного не было здесь – почти все женщины в платках (кроме самых молодых) и никого в брюках. За кафедрой четверо певцов, в том числе, одна женщина. «Колоритный» энергично запевает, певцы подхватывают – под громкую ритмичную музыку звучат молитвенные гимны на цыганском языке. Красиво и что-то очень знакомое. Ба! Да это же наша «музыкальная шкатулка» - звучание песен известных исполнителей из избранного диска, который мы иногда после трапезы в воскресный день включаем.

«Ты прекрасен и велик – аллилуия» Я подумал: «Пошел обычный «разогрев» пятидесятнической аудитории, прежде чем заговорят «на иных языках».

«О, Ты велик, Ты прекрасен и другого нет такого, как Ты» - пели искренне и от души. Кто-то поднимал при этом руки – одну или обе, кто-то указательный палец правой руки – и часто «аллилуия» и аплодисменты. Петь цыгане, конечно, большие мастера – Николай Сличенко, Рада Рай, Ляля Черная, Михаил Эрденко, Александр Марцинкевич и др. – все эти имена говорят сами за себя. Некоторые покачивались в такт музыке, другие стояли дружески обнявшись, но до танцев не дошло, тем более в стиле: «Ах, ручеёчек, ручеёк!» Тем более, с медведями. Под заключительный аккорд песнопений, тихое звучание музыки – молитва. Потом проповеди – одна и другая, короткие выступления – рассказы о прошедшей в Курске конференции. Простите – это все вместо Божественной Литургии, Таинства Тела и Крови Христовых?! В качестве вне богослужебного мероприятия, с коррективами, конечно – еще куда ни шло – но заменять этим Евхаристию – это просто трагедия. Давайте вне храма отметим день Ангела или юбилей в похожей стилистике, но зачем же отказываться от главного, заменять основное содержание приложением! Конечно, важна христоцентричность в проповеди с несколькими цитатами из Евангелия (здесь их было около 30 – от Ветхого Завета до Апокалипсиса).

Ничего страшного не вижу и в молитве священника своими словами в конце проповеди. Здесь после проповеди хор запел: «Я поклоняюсь Тебе – Твое Имя свято!» У многих женщин на руках малые дети – они более-менее спокойны, особенно не бедокурят. Черноволосые цыганские девушки напомнили грузинок – членов нашей общины. Объявлена молитва за детей – значительное их количество потянулось на сцену. Старший пресвитер налагал на их головы руки – позже он это делал и по отношению ко взрослым, вышедшим на сцену, стоявшим там с закрытыми глазами для тихого покаяния. Все это сопровождалось пением гимна на цыганском языке. Это пение чем-то напоминало знаменитое «Арго» на грузинском языке. Положив руку на голову взрослого прихожанина, пресвитер громко и экспрессивно молился на цыганском языке. Взрослых еще помазывали маслом, причем, крестообразно. Кстати, почему так? Мы так делаем согласно Преданию, а здесь, интересно, чем аргументируют? У молодого проповедника неспешное течение речи менялось на более энергичную, на цыганском языке (так, кстати, я слышал и у карелов). В потоках слов на цыганском проскальзывало по-русски: «Во имя Иисуса Христа», «По Твоей благодати», «Что не подвластно человеку – подвластно Богу», «Много может молитва праведного» и т.д. Темой проповеди был призыв – «Бодрствуйте!» с соответствующими цитатами из Писания.

Я всегда относился с интересом и с известной долей симпатии к этому загадочному, экзотическому народу. Мне он более знаком по песням и пляскам с их размахом и привкусом язычества. Изящная стилистика цыганского танца, виртуозное владение гитарой («Милая, ты услышь меня, под окном стою я с гитарою», «ведь цыган без лошади, как без крыльев птица»), гадания, гипноз, настырное попрошайничество, обособленное существование с асоциальными проявлениями, распространение наркотиков - об этом нередко приходилось слышать, читать, иногда видеть. Был знаком со священниками и даже монахами цыганской национальности. Изредка цыган можно было видеть в церкви – конечно, не выстаивающих уставные службы, а ставящих свечи, расхаживающих по храму. Вряд ли в православных храмах возможен выплеск их природного темперамента. Другое дело, у пятидесятников – здесь для цыганской энергетики простор. Как все-таки христианство их поразительно преобразило – чисто одетые, обходительные, дружелюбно настроенные. Чувствуется жажда слышания слова Божия.

Собрание подходит к концу, а глоссолалий – говорений на иных языках, так и не прозвучало. Может быть не тот день, когда на них говорят? А может быть, они и не совсем пятидесятники? Славяне в молитвенном доме на улице Павки Корчагина в этом плане более продвинутые.

Старший пресвитер произносит заключительную проповедь – умеренная жестикуляция, не навязчивый набор ораторских приемов, прекрасная русская речь, поставленный голос. Начало некоторых евангельских цитат мгновенно подхватывается собравшимися: «Кто во Христе» - «тот новая тварь»! «Теперь творю» - «все новое»! и т.д. К сожалению, в православной среде не очень большое знание Священного Писания. «У меня есть любимый стих» - заинтриговал старший. Я сразу подумал: «Се стою у дверей и стучу…» - попал в точку. Проповедник продолжал: «Грех не остается ненаказанным. Бог прощает, но воздает за грехи».

… Моя куртка висит на стуле у меня за спиной. Закралось сомнение: а на месте ли там мой сотовый телефон? Проявился сложившийся стереотип восприятия цыган. Нет, все в порядке – христиане же они, в конце концов! Негативные проявления подобного рода у их нехристианских собратьев у здесь собравшихся вымывается живительной струей Евангельского благовестия. Пожилая цыганка, сидевшая позади меня, низким мужским басом часто приговаривала по ходу проповеди: «Аминь, аминь». Потом она вышла на сцену и неожиданно мелодичным высоким тоном пела по-цыгански – это напомнило сопровождение медленного танца.

В заключении все собравшиеся прочитали молитву «Отче наш» и слова из Послания апостола Павла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да пребудет со всеми нами» (у апостола – «со всеми вами»). При выходе из зала, меня с улыбкой приветствовала молодая цыганка: «Да благословит Вас Бог!» (она видимо обратила внимание, как я за всем происходящим внимательно следил и кое-что письменно фиксировал) - «И Вас так же» - отреагировал я, улыбнувшись в ответ.


На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную