Игумен Кирилл
(Сахаров). На выставке В.И. Нестеренко «Мы русские – с нами Бог!»
Эта выставка проходит не в первый раз, на сей раз она более
масштабная, в Манеже было представлено, по меньшей мере, 800 полотен разного
размера, это и подготовительные рисунки, и большие панорамные картины, и
небольшие пейзажи. Мы увидим разные жанры, в которых работает художник. Он
может писать все, как художник Возрождения, и сам говорит, что, если человек
получил хорошую академическую выучку, он может все: надо написать пейзаж– он
напишет пейзаж, если он хочет сделать портрет, он сможет сделать и это, и,
соответственно, вершина мастерства – это большие монументальные исторические
полотна. Именно эти полотна составляют основу выставки. Выставки Нестеренко
проходили по всему миру. Еще во время учебы в институте была выставка в США,
потом были выставки в Токио, в Пекине, в Праге, в Париже, в Ватикане была его
выставка, во многих городах России. Кроме Москвы это еще Санкт-Петербург,
Нижний Новгород, Рязань, Ростов. Сейчас возможно, что после Москвы выставка
отправится в Уфу. Выставка называется «Мы русские – с нами Бог!» Это слова
великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он сказал их во
время тяжелейшего перехода Русской Армии через Альпы. Когда армия была зажата в
каменный мешок, на Военном Совете к офицерам он обратился с такими словами:
«Помощи ждать теперь неоткуда, одна надежда только на Бога, другая на
величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск. Нам предстоят большие
испытания, но мы русские и с нами Бог, спасите, спасите честь и достояние
России». И им удалось невозможное – они не только перешли через Альпы, конечно,
были большие потери, но и вырвались из западни и даже привели с собой
военнопленных. Такие качества, как вера в Бога, сила, мужество,
самоотверженность – это, наверное, лучшие качества русского солдата, которые
помогали ему в любые времена.
Первый цикл работ касался сирийской спецоперации, а напротив
находились работы, которые касались спецоперации на Украине. Картина «Недругам
России» написана в 2017 году, она входит в цикл работ, посвященных Сирии.
Нестеренко путешествовал, чтобы собрать материал. В какой-то момент своей
творческой биографии он понял, что у него уже очень много полотен на
историческую тему – и Куликовская битва, и Смутное время, Первая Мировая война,
итоги Второй Мировой войны, но про состояние современной Армии у него еще
ничего не было написано. Ему хотелось, как художнику, сказать свое слово.
Получает разрешение, отправляется в Сирию, прибывает на военную базу. Но что
такое «собирать натурный материал» на военной базе? - вам выдают сопровождающего,
вы ходите только с ним, вы не можете делать зарисовки действующей техники, вы
не можете делать портретные зарисовки лиц – людей, которые там находятся, то
есть здесь, на картине, мы не ищем никакого портретного сходства. Картина
возникла спонтанно. Всем нам знакома композиция известной картины «Письмо
запорожцев к турецкому султану» Ильи Ефимовича Репина. Сами военнослужащие
предложили художнику: «А давай, ты напишешь что-нибудь подобное». Он схватился
за эту мысль, но поскольку интернета там нет, то все по памяти, и композиционно
выстраивал как раз с намерением показать связь с этой картиной. Но еще есть
вторая картина – Юрия Непринцева, советского художника, он написал «Отдых после
боя». «Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой на войне одной минутки
не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой» - слова Твардовского, лучше и
не скажешь. Именно поэтому художник нам изображает армию в такой веселый
момент, хотя момент был после боя. Действительно, был налет, и ребята
собрались, чтобы написать письмо турецкому султану, но уже современному, и в
этот момент их «поймал» художник. Здесь много перекличек: у лейтенанта за ухом
вторая авторучка - у Репина второе перо у писаря; на картине Репина был волк -
здесь волкодав. У художников множество таких перекличек – позы, развороты
корпуса. Ему очень хотелось передать колорит, который дал Репин, но в условиях
современной униформы этого не получилось, но зато получилось другое – он
передал многонациональный характер Русской Армии – на одной заставе, практически,
вся Россия: якут, ингуш, русский, белорус, даже украинец. Все вместе как единое
воинское братство.
В Сирии также написан цикл из трех картин – у них даже
одинаковые рамы, обожженные войной. Эти картины о древнем городе Пальмира.
Пальмира возникла в начале первого тысячелетия на пересечении караванных путей.
Город процветал, но постепенно жизнь уходила, и уже в 20-е годы XX века рядом возник
современный город, очень хороший, как говорят, по уровню жизни. У тех, кто
стремился в советское время работать заграницей, он котировался почти на уровне
ФРГ, было хорошо, комфортно работать там. Сама же Пальмира в 80 году XX века была включена в
список культурного наследия ЮНЕСКО, очень сильно пострадала в 2015 году от
действия боевиков ИГИЛ. Древняя Пальмира слева, справа современное состояние
города Тадмор, с танком на детской площадке. Но главная картина в центре –
«Возвращение к жизни». В город, разрушенный войной, возвращается девушка с
ребенком. Написано – «мин нет», но это совершенно ничего не значит, потому что
художника предупреждали внимательно смотреть под ноги. У девушки очень
интересный взгляд, он очень сложный – в нем и страх, и неуверенность, но есть в
нем и надежда. Есть и недоверие, но это – их дом, и они возвращаются. Этот
взгляд надежды перекликается с тем, что видно на картине в цикле, посвященном
Украине. На выставке представлено очень много картин, которые выставляются
впервые, это результат поездки художника в конце 2022 года на Украину. Здесь
единственная в его творчестве картина без названия в траурной черной рамке.
Поскольку художник следует лучшим традициям европейского и русского реализма,
то картины как бы говорят сами за себя, емко говорят. Следующая большая картина
– «Защитница Новороссии». Как называет ее художник – картина-памятник. В этой
картине так же нет детального, портретного сходства в лицах. Картина «Помоги».
Наверное, самая сложная картина, потому что она говорит о человеке, который еще
маленьким пережил Вторую Мировую войну, и не думал, что военные действия
вернутся на его Родину. Картина «Взыскание погибших» говорит о надежде.
Несмотря на то, что храм разрушен, уцелела фреска. Да, она пострадала, но
уцелела. И «Взыскание погибших» — это тот образ, к которому обращаются в
минуту, фактически, неминуемой смерти. Но голубой фон, радуга дают надежду. В
русском искусстве, в русской традиции было всегда обращение к Богоматери, к
Заступнице. И художнику близко такое понимание. На многих его картинах можно
это встретить.
Исторические полотна. «Клятва Дмитрия Пожарского». Конец XVI – начало XVII века, Смутное время. Что
это значит? Конец династии Рюриковичей, затем попытка Бориса Годунова
установить свою династию, Василий Шуйский, два Лжедмитрия, Семибоярщина, и итог
этого – поляки в Кремле. Сначала предлагают нам своего Владислава как государя,
но просят его перейти в Православие. Сначала вроде бы договорились, но король
Сигизмунд, отец Владислава, сказал: «Нет, будет у вас замечательный король и
католик». Вот тут уже все взбунтовались. Первое ополчение, к сожалению, не
достигло своей цели, не смогло освободить Кремль. Образовывается Второе
ополчение, которое, в отличие от первого, пошло по правильному пути. Сначала
начали собирать деньги. Кузьма Минин в Нижнем Новгороде, услышав воззвание
Патриарха Гермогена о том, что нужно сопротивляться, воспринял его очень лично.
Он был верующим человеком, старостой церкви, но он еще был и человеком
торговым, поэтому понимал, что армии нужно хорошее обеспечение, значит, нужно
собрать деньги. Сначала добровольно, потом принудительно собрали на ополчение.
Обратились к честному князю, потому что честных на тот момент осталось очень
мало. Князь Дмитрий Пожарский пришел со своим войском в Ярославль, они там
стояли несколько месяцев. Это было вызвано целым рядом причин. И в какой-то
момент пришло сообщение о том, что поляки идут в Москву, везут новый обоз. И
вот князь Пожарский дает клятву в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле о
том, что он будет защищать Землю Русскую. Он стоит, а над ним развевается на
знамени образ Казанской Богоматери. Казанскую икону к тому моменту только
недавно обрели. И вот этот список с иконы прошёл от Казани до Москвы, потом
попал к Дмитрию Пожарскому в Ярославль. Образ Казанской Богоматери участвует во
многих битвах вместе с Русским воинством. Эта картина приобрела неожиданное
продолжение. В Ярославле к 1000-летию города установили в Спасо-Преображенском
монастыре мозаичную стелу с её изображением.
Самое большое произведение художника. Размер его 4 на 8
метров 30 сантиметров. Называется оно – «Избавление от смуты». Изображен момент
битвы за Москву. 22-24 августа 1612 года произошла решающая битва за Москву.
Русские успели на один день опередить поляков, которые везли подкрепление в
Кремль. Поляки пришли со стороны Новодевичьего монастыря. 22 августа состоялось
первое сражение. Князь Дмитрий Пожарский был опытным полководцем, он укрепился
на рубежах, там, где сейчас станция метро Кропоткинская и Арбатская, тогда это
были Чертольский и Арбатские ворота Белого города. Кровопролитнейшее сражение
длилось несколько часов, отошли на позиции. 24 августа начинается новый бой,
уже с Замоскворечья, оттуда поляки идут, частично прорываются в Кремль и
завозят свой обоз. Поляков на момент подступа к Москве было 12 тысяч человек,
по самым авторитетным данным, примерно еще около 3 тысяч было голодающих в
Кремле. Русских же было примерно 7-8 тысяч человек. Несмотря на то, что
численный перевес был вроде бы не очень-то большой, но польская армия была
лучше экипирована. Историки говорят, что поляки 3 или 4 раза ходили на Москву,
то есть дорожка была проторена, и Польская армия – одна из самых сильнейших на
тот момент. Крылатые гусары – одна из элитнейших частей в XVI веке у польской кавалерии. XVI век – век не пехоты, а
конников, поэтому пехоты у поляков было не так чтобы очень много, говорят о тысяче
человек. У русских было чуть-чуть больше. И вот 24 августа начинается этот
серьезнейший бой. Сначала поляки теснят русских, но Минин, по преданию, берет у
Пожарского три сотни ратников, чтобы ворваться в бой, и ему удается переломить
ход сражения. То есть поляки повержены по какому-то диагональному принципу, как
будто русские сметают с полотна картины польскую рать. Здесь художник говорит о
том, что не просто ратный подвиг, но важно еще и покровительство святых – на
картине мы видим – св. Димитрий Солунский, ниже свт. Никола-Чудотворец, свв. Борис
и Глеб, вмч. Георгий Победоносец, полковое знамя с изображением Спаса
Нерукотворного, Сергий Радонежский, снова икона Казанской Богоматери и знамя
Дмитрия Пожарского. Знамя Дмитрия Пожарского – это единственное знамя с тех
времен, которое осталось. Сейчас оно хранится в Оружейной палате Кремля. Его
можно увидеть, оно сильно пострадало с тех времен. На нем изображен архангел
Михаил (традиционно это покровитель воинства), полководец Исус Навин и город
Иерихон, который он никак не мог взять. Когда у него уже не осталось ни денег,
ничего не получалось, ему явился архангел Михаил и сказал, что сделать. Город
пал от того, что несколько раз обошли вокруг него и дули в трубы при этом.
«Иерихонская труба» — это оттуда. Человек, в руках которого это знамя, борется
за правое дело – вот так трактовалось это в Средние века. Это знамя в руках
Кузьмы Минина. Он единственный на этой картине безоружный, не военный человек,
но может за собой повести в бой и воодушевить своим примером. Эта картина была
написана художником в 2012 году, к 400-летнему юбилею избавления от смуты.
Писалась долго, художник порядком устал, в процессе написания этой картины
решил отдохнуть – и появилась картина «Наполеоново нашествие». «Избавление от
смуты» написано весной, эта закончена осенью 2012 года, к 300-летнему юбилею
изгнания, но уже другой армии – армии Наполеона. 1812 год стал страшным годом
для России – нападение армии Наполеона летом, в июне 1812 года, и ее полнейшее
изгнание в декабре 1812 года. 25 декабря был издан Высочайший Манифест о том,
что война на территории России закончена и о создании храма-памятника – храма
Христа Спасителя. Картина несколько иная, здесь виден пейзаж, меньше фигур.
Если на той композиции было порядка 45 фигур в натуральную величину, то здесь
все менее масштабно, глаз отдыхает, художник, таким образом, передохнул. Самое
интересное в картине, это взгляд русского солдата на француза. Все, кто на нее
смотрят, говорят примерно одно и то же – сожаление и некоторая усталость. Это
уже не первый француз, замерзающий в снегах в конце 1812 года, которого спасают
русские. Такая картина повторялась регулярно – иногда замерзали за ночь целые
подразделения. Почему замерзали? Не от жутких холодов, о которых нам в школе
говорили, что был еще и генерал Мороз. Нет, сами французы констатировали, что
морозы были не такие сильные, а замерзали они от голода, потому что провиант
неоткуда было взять, провизии не было. И вот взгляд русского на француза без
агрессии, без злобы нам говорит о том, что русские поверженного врага не
добивали.
Масштабное, многофигурное полотно. Это первое полотно,
написанное выпускником Суриковского института Василием Игоревичем Нестеренко.
Написано оно было в 1994 году. К тому времени художник уже долго учился. Он окончил
Центральную школу при Суриковском институте художеств, затем отслужил в армии,
поступил в Суриковский институт, получил стажировку в США и вернулся. 1994 год.
Для тех, кто уже пережил это время, мы помним, какое оно было сложное, какое
оно было неясное по своим перспективам. Многие ему говорили: «Зачем ты
возвращаешься в Россию, когда тебе присвоили официальный статус
профессионального художника в США, ты можешь остаться, у тебя блестящая
перспектива». Ему важно было вернуться. Он возвращается и делает эту работу.
Зачем такое большое, масштабное полотно? Во-первых, чтобы показать уровень
своего мастерства и преемственность академической живописи XIX века, ведь тогда, заканчивая
Академию художеств, каждый художник должен был написать большое полотно на историческую
или библейскую тему. Ему тоже хотелось показать свой уровень владения кистью –
портрет, пейзаж, натюрморт, композиционное построение картины – все в одном
флаконе. Здесь мы видим Петра I.
Какой момент изображен на этой картине? Это вторая годовщина почетного для
России Ништадтского мира. Что произошло? В 1721 году Россия закончила Северную
войну со Швецией, очень длинную, кровопролитную, изматывающую, но из нее она
вышла победительницей. У России появился сильный флот. Петр I вступает на борт своего самого первого
ботика «Святой Николай». Когда-то он нашел этот ботик в Измайлове, спускал его
там на прудах, потом на Яузе, в Плещеевом озере. Эта забава его на какое-то
время захватила, потом захватила новая забава, из которой родились Семеновский
и Преображенский полки. Преображенцы справа на картине, в центре Петр I и два его сподвижника –
Александр Данилович Меньшиков, Светлейший князь – рука верная, но вороватая, по
словам самого Петра. А рядом с Меньшиковым стоит Федор Апраксин, наш адмирал,
правая рука Петра I в
деле создания флота. Меньшиков переглядывается с императрицей Екатериной I, за ними стоит канцлер
Головкин, далее родоначальник династии Толстых, тоже очень умелый дипломат. Он
несколько раз переходил с одной стороны на другую, участвовал даже в заговоре
стрельцов, но каким-то образом удержался при Петре. Семеновец держит знамя, и –
маленькое артистическое хулиганство – под знаменем сам художник, он себя
изобразил на собственной картине.
Ещё три портрета. По словам самого Василия Игоревича,
женский портрет – его любимый вид работы. Портрет мамы. Мать в жизни каждого
человека – самый важный, самый главный человек. Для него вдвойне, потому что
своего отца он очень рано потерял, ему было всего 9 лет, и матери пришлось
заменить ему обоих родителей. Вырастить ребенка сложно, а вырастить большого
художника требует ещё больших сил, и она сделала все, она поддерживала его и в
студенческие годы, присутствовала на открытии этой выставки. До сих пор она
остается его внутренней опорой, и это чувствуется, глядя на портрет. Очень
теплое, душевное, трепетное отношение к собственной матери. Опять глаза – очень
говорящие, живые, глубокие. И он старается быть опорой для своей собственной
семьи. У него большая семья - уже четверо детей, старший заканчивает школу, и
ждут еще пятого ребенка. Еще изображена его жена Ольга со старшим сыном Иваном.
Картина написана в 2005 году. Очень необычная у неё форма. Мы привыкли, что
картины, как правило, прямоугольные. А почему тут круглая? Потому что в XV – XVI веках такая форма была очень
распространена во Флоренции для изображения Богоматери с ребенком. Эта форма
называется «тондо». Для нее выбиралась очень красивая, богатая, резная рама,
как у нас. Художник размышлял: «Почему итальянцы изображали Богоматерь как
итальянку? Почему мы не можем изобразить Ее как русскую женщину?» И здесь не
совсем образ Девы Марии, а просто женщина с ребенком. Но когда мы видим женщину
с ребенком, мы все равно считываем подсознательно этот образ. Она и называется
«Русская Мадонна». Эта картина была заглавной картиной на выставке в Пекине, в
15 или 16 году, произвела там просто фурор. Она вся светится на фоне среднерусского
пейзажа.
Картина «Бабье лето». Девушка, которая здесь изображена,
костромичка. Здесь тоже интересное сочетание цветов, очень интересный
взгляд. Бабье лето — это период, когда
уже закончена летняя страда, период свадеб, и вот она стоит и думает, выберут
ее или не выберут в этом году. Традиционно в русском пейзаже бабье лето
изображается - голубое небо, золотистые листики. И часто этот сюжет, бабье
лето, связан с женскими персонажами – молодыми девушками или женщинами. Всё
немножко уже тронуто осенью, листья слегка пожухли. Пейзаж здесь, конечно,
выступает фоном. Но во многих картинах художника Нестеренко пейзаж – это
главный персонаж. Красиво, глаза отдыхают, цвета похожи на цвета передвижников
– коричневатый, голубоватый, охра, такой молочно-серый. Не яркие, не броские,
но всё очень родное. Природа очень долго была источником вдохновения для
художника. Он сам говорил, что просто отдыхает. Но есть другие картины. Он
очень много путешествует по России не только по средней полосе, но ездит и на
дальние рубежи. «На дальних рубежах» - картина так и называется. Она дала
название всей серии путешествий художника по России. Он был на Дальнем Востоке,
объездил Сахалин, был на Камчатке, на Алтае. То есть несколько раз в году он
старался выбираться в те места, где если уж и ступала нога человека, то крайне
редко. Когда он показывал работы людям, которые живут в тех местах давно, они
смотрели на них и удивлялись: «Мы никогда не думали, что можно посмотреть под
таким углом на то, что мы видим каждый день, и увидеть это как-то иначе,
по-своему. Вроде все знакомо, а смотрим – такая красота». Это умение художника
передать необычный ракурс красиво.
Знаменитый бас Владимир Моторин в роли Бориса Годунова. Его
увидел художник на сцене Большого театра, его образ показался ему наиболее
органичным, проникновенным.
Цикл картин, посвященный Святой горе Афон. Художник связан с
ней тесными узами. В 2015-2016 гг. он расписывал храм святого великомученика
Пантелеймона на горе Афон. Еще задолго до этого, в середине 90-х, он отправлялся
в это место, чувствуя необходимость отрешиться от суетных мыслей, потому что
наша жизнь сиюминутна. А что происходит на Афоне? Там происходит совершенно
иной бег времени, совершенно иное восприятие мира, то есть там есть возможность
подумать о вечном. Для него это была как бы точка перезагрузки, может быть,
пересмотра каких-то своих внутренних установок, и туда он возвращается
неоднократно. Что мы с вами видим? Мы видим вечернюю молитву на картине «С
крестом». Это самый любимый пейзаж самого художника. Он говорит, что вот так
выглядит его гармоничное счастье, когда ты выходишь, видишь простор моря, когда
ты стоишь на горе, вдыхаешь этот воздух, когда ты чувствуешь, что ты делаешь
свое дело. Потому что каждый из нас, по его мнению, должен выполнять свое дело
в этой жизни: если ты хороший художник, ты должен быть художником, ты должен
делать то, что ты не можешь не делать. Вот он не может не писать. Его
спрашивали: «Сколько Вы можете прожить без кисти?» Он отвечал: «Два-три дня
держусь, дальше тянет взять в руки карандаш, кисть». Самое ужасное для него –
отдых на пляже. Он говорит, что вот эта необходимость отдыхать его мучит, есть
у него потребность работать постоянно. В 2015-2016 гг. художник отправился на
Афон, чтобы расписать храм. В монастыре Старый Русик находится этот храм.
Освященный в 1920 году, он стоял практически сто лет не расписанным внутри.
Нестеренко вместе с командой пришлось сделать всю роспись. У него было два-три
рисующих художника в команде, остальные были орнаменталисты, выполнявшие определенные
виды работ, и им это удалось сделать за год. Почему нужно было за год? Потому
что в 2016 году отмечалось 1000-летие присутствия русского монашества на Святой
горе Афон. Обращает на себя внимание светописаный образ Богородицы. Что значит
светописаный? С греческого «фотография» переводится, как свет и писание. А
почему фотография, и с чем связано само возникновение такого необычного образа?
На рубеже XIX-XX веков, когда были
трудности с продовольствием, у Свято-Пантелеймонова монастыря было два подворья
– в Москве и в Таганроге. Еженедельно отправлялись корабли с провизией на Афон,
монахи раздавали милостыню нуждающимся в виде лепешек хлеба. В какой-то момент
священноначалие приняло решении прекратить подобную практику, потому что этот
хлеб принимали не только те благочестивые люди, которые потом шли в храм
молиться, которые действительно нуждались в этом, но и не очень чистоплотные
люди. В последний день была сделана фотография, и когда ее проявили, то
увидели, что на этой фотографии видна монахиня – Богородица с хлебом. Этот
негатив в 2015 году на Афоне нашли в архивах. Еще в 1903 году, когда увидели на
негативе Деву Марию – решили, что нужно каким-то образом изобразить в
иконографии. Но шла Первая Мировая война, у нас случилась революция. И только в
2003 году, к 100-летнему юбилею появления на фотографии образа Богородицы такое
изображение возникает на сводах Свято-Пантелеймонова монастыря, причем
практически в натуральную величину. Оно расположено на своде. То есть художнику
приходилось писать лежа. Уже через 8-10 минут затекает спина, а работать
приходилось по 12-15 часов. И это конечно был подвиг, который совершали
художники. Впоследствии, когда его спрашивали: «Как Вам это удалось сделать?»
Он говорил: «Ну только, наверное, с Божией помощью».
Главный храм Вооруженных Сил. Вся концепция храма была
разработана за два года. Нестеренко внес свою большую лепту – четыре панно, в
четырех приделах храма. Здесь самое крупное в мире изображение Спаса
Нерукотворного – 19 метров 45 см. Храм Вооруженных Сил весь с воинской
символикой. Изначально планировалось, что он будет посвящен только Великой
Отечественной войне, но в дальнейшем концепцию расширили, и храм стал
памятником всем воинам, которые когда-либо защищали нашу Землю.
Храм Христа Спасителя – это первое место, с которого
началась такая масштабная подвижническая работа художника по росписи храмов. В
зале Церковных Соборов, например, картина «Возрождение патриаршества», которая
нам напоминает о 1917 годе. Мы видим Патриарха Тихона. Петр I упразднил Патриаршество в 1721 году, и
только в 1917 году Поместный Собор избирает нового Патриарха. Это было связано
с тем, что нашей стране нужен был пастырь, а «патриарх» переводится как
«пастырь». Его избрание проходило в храме Христа Спасителя. Было избрано трое
достойнейших, и уже путем жеребьевки из этих троих старец о. Алексий после
усердной молитвы вытянул имя Тихона. Интронизация проходила в Успенском соборе
Кремля, и на этой картине она изображена.
Пять картин, которые висят в трапезной – «Чудесный улов»,
«Христос и самарянка», «Умножение хлебов», «Тайная вечеря» и «Брак в Кане
Галилейской».
Августовская икона Богородицы появилась во время Первой
Мировой войны. О ней говорили солдаты, причем, свидетельства были из разных
мест. Кто-то был в окружении, кто-то перед боем горячо молился, но примерно
описывают одинаково, что сначала увидели ночью на небосводе яркую звезду, потом
какое-то количество времени видели образ Богоматери, затуманенный снизу
облаком, потом черный крест, и снова сияющая звезда.
Панорамная картина «Мы русские, с нами Бог» написана
Нестеренко по воспоминаниям одного из очевидцев событий, инженера-фортификатора
Сергея Янкова. Он написал в 1939 году книжку про осаду Осовца. Сейчас руины
этой крепости находятся на территории современной Польши, а тогда это была
часть Российской Империи. Идет Первая Мировая война, немцам нужно занять
Осовец, потому что в 50 км за Осовцом находится транспортный узел Белосток, его
нужно взять, оттуда прямое движение на Москву. Крепость Осовец находится справа
и слева, с юга и с севера, ее окружают жуткие болота. «Там, где миру конец, там
стоит крепость Осовец» — это слова из песни, которую пели защитники этой
крепости. С сентября 1914 года ее не могут взять. Ее осаждают, обстреливают.
Держались настолько твердо, что даже командование не думало, что столько
продержатся. И вот в августе 1915 года немцы решили применить газ. Газ тогда
нельзя было просто распылить, нужно было дождаться попутного ветра. 10 дней они
ждали попутного ветра, и рано утром, в августе 1915 года они пускают газ.
Поражающая глубина этого газа 12 километров, ширина около 2 км. Разнятся
данные, но это наиболее достоверные. Те, кто были внизу в окопах, чуть-чуть в
низинах, растения и животные умерли сразу. Погибло примерно 1600 защитников
крепости, но комендант крепости призвал оставшихся в живых пострадавших хоть в
рукопашную, хоть со штыками, но сопротивляться и стоять до конца. Чаще всего
называют цифру – 57 человек, но их было несколько больше, около сотни. Потому
что выжившие с разных позиций бросились в бой. Вместо криков «ура» были хрипы,
вместо обычных лиц, обожженные хлором с бромом зеленоватые. На немцев это
произвело деморализующее впечатление, они были отброшены. Часть немцев вбежала
в газовое облако, погибло около тысячи человек. Но это не умаляет подвиг
русских солдат. Вспомним взгляд русского на француза. Внизу этой картины, видна
дубинка с железными ржавыми гвоздями. Вот этими дубинками немцы шли добивать
русских солдат - вот их отношение к противнику. Немцев буквально смяли, и это
дало время русской артиллерии заговорить и отбросить немцев. В принципе, может
быть, на картине есть какие-то исторические неточности, но главное, надо было
показать дух тех людей, которые даже в такой безвыходной ситуации, когда у них
не было никакой защиты от газа стояли до конца. Выживших было немного и среди
них как раз Янков, который написал эти воспоминания. Он служил потом в Красной
Армии, о них было известно еще до Второй Мировой войны, но широкой публике об «атаке
мертвецов» стало известно как раз в середине 90-х годов. Подвиг беспримерный,
конечно.
Парадный портрет Елизаветы Федоровны и Сергея
Александровича, ее супруга. Елизавета Федоровна известна нам как настоятельница
Марфо-Мариинской обители.
Цикл «Времена года» - написаны картины и в России, и на
Афоне, в разных частях света, снова портрет жены, снова замечательный женский
портрет, как замечательна и вся выставка.