Один
день Александра Сергеевича
Дерзкое,
конечно, название - перекликается с названием известной повести Александра
Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Но на своем микроуровне, в
несравненно меньшей степени, я испытал нечто похожее. Александр Сергеевич – это
мои гражданские имя и отчество.
…Настал
день очередного посещения мною медицинского центра. Добротное учреждение,
возглавляемое почетным попечителем нашего храма, любезно пригласившего
опекаться здесь. Накануне с вечера начались сильные головные боли,
продолжавшиеся всю ночь и весь последующий день. Давление 90 на 60. Прием у
невролога назначен на восемь утра. Приехал заранее, прогулялся, настроился. На
стук в дверь никто не откликнулся. «Узнайте у администратора на первом этаже» -
советует медсестра. Там сообщили, что врач неделю, как болеет. «А терапевт? –
мне к ней на 8:30» - «У нее сегодня неприемный день». Вот те на… Огорчение. А с
другой стороны – радость. Скорее домой. «Дай-ка еще раз загляну, ведь все равно
придется приезжать» - подумал я. И – о, удача! Терапевт на месте – он готов
меня принять. Сразу посылает на очередное ЭКГ. После процедуры медсестра
восклицает: «Ой, не вставайте, я должна позвать врача, есть значительные
изменения в худшую сторону». Врач подтверждает и снова настаивает на
госпитализации для тщательного обследования. Вдруг появляется невролог.
Посмотрев ЭКГ, подключается к «осаде». И мой куратор по медицинской части из
общины заодно с ними. Подавленный, слабо сопротивляюсь: «Я же без документов,
личных вещей, у меня даже тапок нет». Они: «Пусть подвезут Ваши тапки
помощники, главное – это направление. Заберут на скорой помощи». «А куда?»
Называют больницу. Я: «Ну, ведь несколько десятилетий я опекаюсь в 83-й
больнице (в настоящее время ФМБА). Там я неоднократно госпитализировался, мне
неоднократно делали операции, есть храм, знаю многих врачей». Терапевт: «Со
вчерашнего дня она перепрофилирована под заболевших ковидом». Звоню священнику
больничного храма – он подтверждает. «А 85-я? – в ней я тоже неоднократно
бывал». Терапевт: «Там нет возможности для проведения необходимых для вас
обследований». Подавленный, опустив голову, судорожно соображаю. Напрочь забыты
варианты со Свято-Алексеевской и 1-й Градской больницей, а главное, про
послезавтрашнюю встречу с известным травником старообрядцем с Алтая, которого
подлечить меня лично благословил митрополит Корнилий. В конце концов,
соглашаюсь.
Машина
скорой помощи подвозит к больнице, согласной меня принять. Огромное здание –
раза в полтора больше здания 83-й больницы у метро Красногвардейская. Этажей не
двенадцать, а четырнадцать. Кладут на каталку и длинными коридорами, постукивая
колесами, доставляют в реанимацию кардиологического отделения. Спрашивают,
какие таблетки принимаю от давления. Так же, как почти ни одной формулы по
физике и математике не могу назвать, так и тут сказать ничего не могу. Звоню
помощникам – они передают. «Кто будете по профессии?» - «Настоятель храма». –
«Какого?» - «Святителя Николы на Берсеневской набережной, в центре Москвы».
Ноль реакции – все в одном ряду: страховой агент, бухгалтер, социальный
работник, священник и т.д. Я сразу начинаю понимать, что здесь я никто и звать
меня никак – я просто «Сахаров», в лучшем случае «Александр Сергеевич».
«Сейчас
пока мест нет – располагайтесь в коридоре на тележке. Полностью раздевайтесь,
сдавайте все личные вещи». Через некоторое время другая медсестра: «Можете
оставаться в нижнем белье и майке». Потом третья: «Можно и в спортивных
штанах». – «А телефон? Можно я оставлю его в отключенном виде?» - спрашиваю,
заранее спрятав телефон под майку. – «Ну, ладно». Через некоторое время другая
медсестра: «Нет, что Вы – категорически нельзя!» Рядом на каталке умирающая
старушка – она уже ни на что не реагирует. Весь коридор уставлен каталками, по
нему снуют врачи, медсестры и пациенты. Громкие восклицания, перекличка
сотрудников – медицинская тематика вперемешку с бытовухой. Они как рыбы в воде,
привычные. Грохот, стуки, периодически что-то падает с шумом – напоминает метро
или вокзал. Толстая игла пронзает вену, резиновые примочки фиксируют сердечные
ритмы. «Распишитесь в согласии на предоставление личных данных». Я: «А можно я
не буду расписываться?» Медсестра: «Распишитесь, все равно мы уже все
заполнили». Озвучивают новый вариант – в той же палате, где шло оформление,
есть свободная койка. В палате две грузные пожилые женщины, едва прикрытые
простынями, между ними упомянутая свободная койка. Я в шоке. «Ах, да, есть еще
одно место в другой палате. Поедем к «невестам»! – бодро пытается шутить
медсестра. Угловая комната без дверей. Внутри две женщины – пожилая, она почти
лежачая, другая помоложе. «Вот жениха вам привезла!» Те в шоке, я вдвойне.
Пожилая громко возражает против нахождения в палате мужчины. Реакция медсестры:
«В больницах нет пола. И в других палатах есть мужчины вместе с женщинами. Очень
много больных – их как-то надо устраивать». Медсестра устанавливает две
небольшие перегородки – они чуток загораживают нас друг от друга. Пожилая
постоянно возмущается: «Что за больница?! Где врачи? Почему к нам никто не
приходит, не дают лекарств? Даже сигнальных кнопок нет – никому не
дозвонишься!» и еще: «я на судно здесь ни за что не сяду! По стенке буду
ползти, а дойду до туалета». Туалет рядом – он общего пользования, обе кабины
внутри не закрываются. Вдруг оттуда слышится грубый бабий окрик: «Это кто здесь
нас**л?!» Сюрреализм происходящего. Картины достойные кисти Босха. Я
почувствовал себя студентом семинарии, попавшем в советское время в стройбат,
как неблагонадежный элемент.
Пару
часов лежал в полузабытии, потом стал «очухиваться». Пронзительное чувство
изолированности и оторванности, неизвестности будущего. «Нельзя ли мне сделать
короткий звонок?» - негромко прошу медсестру. Та молча отворачивается и уходит.
Вообще, медсестры отвечают как-бы нехотя, отрывисто и недостаточно
вразумительно. А ведь как важно попавшему в стрессовую ситуацию пациенту,
оторванному от привычной будничности, услышать умиротворяющее мурлыкание
банальностей. Для сотрудников они привычны, но для впервые попавших в больницу
пациентов они очень важны – действуют как успокоительные таблетки.
Я
привык к уединенной жизни, в больницах всегда находился в отдельной комнате. На
приходе любой шум, громкие разговоры в храме до и после службы, шорохи во время
отдыха мне доставляют дискомфорт. На дальних подступах к месту моего отдыха – блокировка,
предупреждающие знаки. Здесь же ежесекундный гул, не позволяющий расслабиться.
Вдруг меня накрывает волна паники, страха, ощущение заброшенности – я в яме,
туннеле, шахте, замурован в каземате. Только три часа я здесь – впереди долгий
вечер, безсонная ночь, наверняка храп соседок. Мне, привыкшему каждую минуту
что-то делать, читать, слушать, смотреть, ездить, рассказывать, писать – часами
бревном лежать, уставившись в потолок?! О, ужас! Все мое существо окутывает
мрак и тревога. Стремительно нарастает желание стремглав бежать, прорвать все
кордоны. Но я… я безпомощен – без документов, денег и телефона, я почти
обнажен, у меня нет даже тапок. «Женщины, нельзя ли воспользоваться вашими
тапками, чтобы пройти к врачам?» - обращаюсь я к соседкам. «У меня они
одноразовые» - сухо реагирует молодая. Быстро встаю и в одном исподнем, в
полосатой майке, босиком иду по грязному холодному полу из одного конца
длинного коридора в другой. Решительно заявляю: «Я ухожу!» Медсестра в ответ:
«Надо дождаться врача». Я: «А когда он будет?» она: «После конференции, часа
через полтора, во время вечернего обхода». Еще несколько раз повторяю
свои вояжи мимо каталок со страдальцами и облезлых дверей. «Мужчина туда нельзя
заходить, мужчина здесь нельзя сидеть!» постоянно слышу при этом. И еще:
«Наденьте хотя бы бахилы». Надеваю …на босу ногу. Как же так – я же был
доставлен в больницу не из дома, а на скорой помощи из поликлиники –
естественно не был готов к госпитализации, не взял необходимых вещей, включая
тапки. Периодически слышу выражения на «фене», проскальзывает мат. Боже мой! Я
ли это – «кандидат богословия», «член Союза писателей», «духовник Союза
Православных братств», «известный церковный общественный деятель», «пастырь с
35-летним стажем служения»?! Взлохмаченный, в маске, в одних трусах и майке, в
бахилах на босу ногу, с тревогой в глазах мечусь по длинному коридору. Не есть
ли это прообраз предстоящих мытарств, на которых мы, обнаженные от добрых дел,
будем истязаны в том «яже соделали»? О, как я жалок и презрен в своем
неприглядном виде, с затравленными глазами, тихим голосом и некачественной
дикцией (что бывает, когда я в стрессовом состоянии).
Появляется
врач. «А Вы у нас выписываетесь?» - спокойно спрашивает она. «Сейчас мы все
оформим. Только выписываться будете в соседнем отделении». Она мудрено называет
отделение, в названии звучит слово «ковид». Я напрягаюсь. О, Господи! У меня же
брали тест на него, когда попросили показать язык и когда тыкали в нос. А вдруг
будет положительный результат и меня замуруют здесь на несколько недель?!
«Окружили демоны!» - вырвалось, как у одного из героев фильма «Иван Васильевич
меняет профессию». Следующая загадочная фраза врача повергла в ужас: «От нас
так просто не уходят». Что это значит? На опыты, на органы?! Панические настроения
резко подскочили. Боже! Как же вырваться, как прорваться отсюда, куда бежать
босиком, в трусах и майке?! Воображение рисовало жуткие картины: вот двое
верзил скручивают меня, накачивают психотропными веществами, привязывают к
каталке, затыкают кляпом рот. А где вещи, в частности документы, которые должны
подвезти помощники? Звучат разные варианты: в отделении, у охранника на первом
этаже, в каких-то секциях там же. Как их заполучить – ведь я еще не получил ту
одежду, в которой был сюда доставлен. Наконец, заезжает каталка, и я, к
удовольствию моих «сокамерниц», прощаюсь с ними. Везут в соседнее отделение.
Здесь также много пациентов, подобно теням, бредущим по коридору, некоторые
сотрудники в антиковидных скафандрах, ощущается запах дезинфекции. Здесь мне
предстоит получить личные вещи, медсестра молча удаляется. Я ей вдогонку:
«Скоро ли вернут вещи?» Она скупо в ответ: «Ждите».
По
телевизору идет всякая белиберда: сериалы с явной натужностью в игре актеров,
энная серия фильма «Пес». Спортивные матчи перемежаются с рекламой, один сериал
прерывается рекламой на самом остром моменте – обманутый муж наводит пистолет
на неверную жену. «Ну, убил бы с…!» - раздается суровый мужской голос зрителя.
Зрительница активно обвиняет мужиков в изменах, те не менее активно возражают.
Все вперемешку с матом. Старый азербайджанец материт всех подряд: известных
ведущих, рейтинговые программы. Все ждут футбол. Я по-прежнему в майке и в
нижнем белье, в бахилах на босу ногу. Проходит час, другой, а одежды все нет.
Становится прохладно. Периодически подхожу на пост и патетически восклицаю:
«Долго еще?», «может быть, меня забыли?», «я уже мерзну!» Не поднимая головы,
отвечают: «ждите», «заявка зафиксирована», «у нас одна сотрудница занимается
выдачей личных вещей на всех четырнадцати этажах»(!) У меня на глазах выступают
слезы, судорожно сжимаются кулаки – держусь изо всех сил. И молитва, постоянная
Исусова молитва и в палате, и здесь. Призываю на помощь Богородицу и всех
святых. Жалостно прошу одного из пациентов телефон на минутку. Помню только два
телефонных номера - своего храма и гостиной в доме причта - увы, в ответ
длинные гудки. Наговорил на автоответчик: «Срочно приезжайте, вызволяйте,
спасайте!» С третьей попытки добиваюсь у сестры-хозяйки получения тапок. Прошу
ее содействия, обращаюсь за помощью к проходящим мимо врачам (наверное, я
напоминал в это время просителя милостыни Кису Воробьянинова из фильма
«Двенадцать стульев»). Ждет личных вещей еще один пациент этого отделения – по
виду доходяга, но уже выписывается. «Наверное, сегодня не успеет» - обреченно
говорит он. Я в панике, внутри у меня все обрывается: «не может быть, а как же
я, а что будет со мной?!» Наконец, появляется долгожданная сотрудница и выдает
вещи «доходяге». Я блокирую дверь – готов сражаться до победного конца. Получив
свои вещи, быстро одеваюсь. Прощаюсь с медсестрой на посту. Сидя спиной, она
молча кивает. Усталый врач на мой вопрос о выписке отвечает: «Сегодня не успею,
очень много пациентов, буду делать выписки всю ночь – приходите завтра». Мчусь
по длинным коридорам и переходам больницы, все еще не веря, что свобода
возможна. Опасаюсь погони и препятствий на пути. Неужели пропустит охранник на
внешнем посту, а он даже не смотрит.
Свежий
воздух дает приток жизненных сил. Ушлый кавказец предлагает заказать такси –
нет не надо, это мы уже проходили. В машине, захлебываясь от волнения,
рассказываю о своих злоключениях прихожанке, заказавшей такси. Приехав в храм,
звоню знакомому священнику: «Все, что я раньше тебе рассказывал о своих
операциях и госпитализациях ни в какое сравнение не идет с тем, что я пережил
сегодня». Врач общины, выслушав мой рассказ, не решается журить меня за мой
побег. Помимо записи на диктофон, далеко за полночь писал эти заметки, с
волнением излагая пережитое. Утром не удержался и за завтраком еще раз
рассказал обо всем. Один из слушателей, ополченец из Донбасса, так
отреагировал: «Добрый Вы человек, отец Кирилл. Когда мой сын лежал в больнице в
Донецке, врачи, по их словам, никак не могли определить причину падения у него
давления. Я схватил за горло главного хирурга и сказал: «Даю два часа, если не
поможете сыну, то я за себя не ручаюсь!» Через короткое время мне сообщили:
«Причина падения давления - внутреннее кровотечение. Мы все устранили». Я в
ответ: «В каких-то ситуациях я могу быть решительным и напористым, а в иных –
вялым. Я очень рад, что не сорвался и ни кому не нагрубил. Во многом причины
трудностей объективные: большой наплыв больных, много тяжелых, болящие люди
часто бывают капризными и назойливыми, им всегда не хватает внимания. Но врачи
же не могут разорваться. Наверняка есть финансовые и материальные проблемы. А
потом – дала бы мне медсестра позвонить по телефону, потом и другие бы просили,
и что было бы?»
Случайно
ли то, что со мной произошло? Как верующие люди, мы знаем, что случайностей не
бывает. Мне была показана малоизвестная сторона жизни. Я получил большой урок
смирения, ощущение бренности и зыбкости нашего земного бытия. Я сделал вывод о
необходимости более внимательного и терпеливого отношения к людям. А врачам и
медсестрам - низкий поклон за их подвижнический труд.
Игумен
Кирилл (Сахаров)