Игумен Кирилл
(Сахаров). Размышления в связи с 50-летием окончания средней школы
Юбилей придётся на
будущий год. Конечно, буду служить благодарственный молебен, делиться
воспоминаниями с прихожанами. Поездка в далёкий Донбасс маловероятна и не только
потому, что опасна и затруднительна, но и по состоянию здоровья. Посмотрел сайт
школы – практически ни одного знакомого лица, кроме учительницы, жившей на
нашей улице. Давно умер единственный человек, с кем я более-менее общался в
классе – Боря Архипов (он так и не женился, а умер из-за злоупотребления
спиртными напитками). Талантливый был парень, хорошо учился, рисовал,
коллекционировал старинные монеты. Позади его сидел Андрей Жулькин – он
увлекался спортом, но учился неважно. Иной раз откровенно зевал и ловил мух на
уроках. Боря стал называть его «Шкреком» и стал активно рисовать всякие
картинки из лягушачьей жизни. Они были весьма остроумными и забавными. С Борей
был весьма дружен Андрей Крепких, которого за плотно сбитую фигуру называл
«Мамонтом». Андрей – единственный, кого я смог выявить в сетях. Пару раз мы там
контачили с ним. Чтобы я был поосторожней, он меня предупредил, что одна из
учениц стала иеговисткой, а потом свернул общение, написав: «Ну, пусть тебе
помогают твои боги». Вспоминаю ещё Кольку Карташёва (он давно уже умер). Это
был хулиган-забияка, сын зэка. Внутри него постоянно кипела агрессия. Его
держали на первой парте и подсаживали к нему девчонок покрупнее – их он бил
смертным боем. Никто из ребят, в том числе и я, не вставал на их защиту.
Парадоксально, что когда 23 февраля, в День Советской Армии, ребята заходили в
класс после того как девчонки приготавливали подарки – больше всех их было на
парте у Кольки. О, непостижимая женская логика!
… «А в школе тоже спят
днём?» - спросил я отца, ведущего меня за руку в школу в первый раз в далёком
1964 году. Дело в том, что, находясь в садике, я тяготился послеобеденным сном
согласно режиму. Помню, как разрисовал в букваре фотографию Ленина. Родители
пришли в ужас – ещё очень свежими были воспоминания о годах репрессий.
Учительницей начальных классов была очень энергичная хохлушка Александра
Петровна. Она могла и похвалить (помню, красными чернилами написала под моей
работой по арифметике «Умник ты, Саша!»), но и так встряхнуть, что мало не покажется.
Нередко говорила нарушителям: «Ты чы, сказывся?!» («ты что, с ума сошел?»)
Могла и подзатыльник дать, что озлобляло. Однажды в своём дневнике я, подражая
её стилю, написал следующее: «Дорогие родители! Ваш сын перестал учиться – не давайте
ему жрать и бейте его, как собаку!» Применяла эта учительница такой
сомнительный педагогический прием, когда на часть урока приводила в младшие
классы тех, кто не успевал у нее. Потом младшеклассники показывали пальцем на
этих бедолаг. Однажды в числе их оказался и я.
… В школе очевидный
надлом наступил в 5 классе, после окончания начальной школы. Болезненным был
переход от простой арифметики к триаде алгебра-геометрия-математика. Изначально
не мог врубиться в эту перестройку. Обрёк себя на 6-летние страдания, не знал
толком ни одной формулы, не решил, по сути, ни одной задачи, поэтому и получал
соответствующие оценки.
Математика – это что
такое? Мне говорили: математика – это абстрактная наука, она многих приводит к
вере, так как даёт точное подтверждение каким-то законам и закономерностям, на
которых построен мир. Есть священники, которые пришли к Богу от своей профессии
– математики. Флоренского посадили за его чисто математический труд «Мнимости геометрии»
…
Но если у человека
такая структура личности, что он это не воспринимает - зачем насиловать
природу? Также и с иностранными языками: и в школе, и в институте, и в семинарии,
и в академии. Я мог воспринимать только буквальный перевод с английского на
русский. А вот украинским языком овладел, но в школе немного им тяготился.
Надоел он, даже в одно время я говорил родителям: «Давайте переедем в
Воронежскую область - там не учат украинский язык». Этот язык от жизни, есть в
нем своя изюминка. Когда я бываю в украиноязычной среде, то пользуюсь украинским.
В Почаеве несколько проповедей произнес на украинском языке, в Донбассе часть
проповеди произносил специально по-украински, хотя здесь в этом нет никакой
необходимости.
Еще мне не давались
физика, химия и черчение. А по истории помнил все один к одному. Очень
схватывал правописание по русскому языку. Синтаксические моменты чувствовал,
где какой знак поставить. Слаб был по физкультуре. Однажды публично поспорил с
учителем географии – неприятный был разговор. Наказал сам себя – постригся
наголо…
В начальной школе я был
маленький ростом (меня отдали в первый класс, когда еще не исполнилось 7 лет –
думаю, что это было ошибкой), потом наступил перелом. В классе я был одним из
самых физически слабых, не мог конкурировать с другими в этом плане. Не
пользовался вниманием со стороны женского пола.
Вспоминается такая
игра, когда раскрывается мнение друг о друге в записках. Кто-то написал обо
мне: «странный человек: ни рыба – ни мясо, замкнут, непонятен». Я себя чувствовал
неуверенным в школьные годы: природная болезненная стеснительность, физическая
слабость. Я был целиком и полностью погружен в религиозную стихию, а поскольку
это было опасно, то замкнут. Были у меня всякие странности и комплексы.
Например, за время учебы я почти никогда не был в школьном туалете – в крайнем
случае, бегал на большой перемене домой. На
танцах был всего лишь считанные разы: в клубе и в городском скверике. На них я
был точно белой вороной – ни к селу, ни к городу. Помню, отбивал чечетку в
спортивном зале, где проходил выпускной вечер. «Ты, ты, ты, только ты…» -
звучало в ушах после прохождения места проведения танцев. Не помню, чтобы хотя
бы раз меня пригласили на белый танец.
Какая-то была
нелюдимость. В школе не было знакомств. Это же не юнкерское училище. Симпатии
были. Свиданий, прогулок, невест не было за все время учебы в школе. Старший брат
Виктор был более контактным, пользовался вниманием, у него была невеста в
школьные годы и у младшего брата Володи тоже. Я был больше в тени, они были
более смелые, спортом занимались. Но не помню, чтобы в наш дом ступала женская
нога – ни со стороны братьев, ни с моей за все годы…
Интерес к истории,
фотографиям храмов, цветным фотографиям в учебниках истории для четвертого и,
особенно, седьмого классов, где были помещены изображения «Троицы» Рублева,
киевских соборов и монастырей, московского и владимирского Кремлей. В моей душе
все это вызывало отклик. И вот благодаря этим учебникам, этим фотографиям я
ощутил в себе нечто такое притягательное, почувствовал некий ореол
таинственности над всем, что связано с Церковью. Вылепил из пластилина и
покрасил золотой краской Софийский собор Киева. На большой перемене бегал в
аптеку за гематогеном или в книжный магазин. Он был небольшим, уютным, со
специфическим запахом свежеотпечатанных учебников, различных пособий и карт. С
волнением прицеливался и поражал цель в тире.
С 10 класса начинается
интенсивное чтение. Отсюда начинается запись прочитанных книг – в основном
сначала классика. Иногда ловил себя на том, что накручивал количество в ущерб
качеству.
Русскую литературу
преподавала Л.И. Божко. Большой материал по Тургеневу, Достоевскому и Толстому,
стихотворениям Некрасова и др. От напряжения болела голова. Неприятным было
заучивание стихотворений, посвящённых Ленину, тяготила злобность Кобзаря.
Запомнился такой пассаж на уроке по украинской литературе, когда умирает
коммунист и перед его взором всплывает «бэзмэжно дорогый» образ Ленина. В начальных классах старались привить любовь
к вождю – вот он, мол, любил по-настоящему народ – не то, что царь.
Уроки труда не привили
навыков и не вызывали энтузиазм. При молодом учителе некоторые из учащихся с,
его попустительства, заводили разговоры на блудные темы. Постоянно подглядывали
в журнал – высматривали у кого какие оценки по предметам. Главным на уроках
физкультуры была игра в баскетбол, если это было в зале или в футбол, если это
было на улице. Успешно я, пожалуй, только прыгал через длинного «козла», а в
остальных упражнениях был слабоват. Кстати, наш физрук Виктор Александрович
впоследствии стал мэром города. Уроки НВП запомнились строевой подготовкой и
одеванием защитной формы с противогазом в качестве химзащиты. При этом много
дурачились. Лихо за считанные секунды я разбирал и собирал автомат. Сохранилась
фотография, на которой я в День Победы стою с автоматом у памятника
Матери-Родине. Считаю, что занятия по НВП, несмотря на все недостатки, были
очень важными (их необходимо скорейшим образом восстановить). В военном
кабинете висел большой транспарант: «Служба в армии – почетная обязанность
гражданина СССР!»
В семье был культ
оценок – первый вопрос родителей по возвращению из школы был «Что получил?
Покажи дневник!» Плохие оценки вызывали раздражение, не было речи о том, что,
как и почему. Мерилом личности становились школьные отметки. Опасаясь
репрессий, приходилось всячески изворачиваться: вырывать листы из дневника,
переправлять «кол» на «четвёрку», а «тройку» на «пятёрку» и т.п. Дома, кроме
истории и географии, ничем больше заниматься не хотелось. Перед началом занятий
часто у девчонок списывали домашнее задание по русскому языку и другим
предметам. На контрольных работах по математике старались списывать у тех, кто
хоть что-то в этом кумекал (таковых в классе было не больше трёх-четырёх
человек), к экзаменам готовили шпаргалки. Помню, как математичка Раиса
Андреевна (или Семёновна) вызвала меня к доске, и я, как баран на новые ворота,
вылупив глаза, молча смотрел на мудрёные комбинации цифр. Не выдержав,
учительница в сердцах сказала: «Не понимаю я таких людей, садись!» Что только
со мной не делали: и отец со старшим братом однажды пытались заставить меня
решить какие-то задачи; и оставляли меня вместе с другими отстающими после
уроков – всё было бесполезно, всё было как об стенку горох. И не сказать, что
был дурак, просто я гуманитарий до мозга костей, и органически не мог
заниматься тем, что мне не нравилось и что я не понимал. Помню, в семинарии
преподаватель латинского языка Б. Костюк произнёс такую реплику: «Если Сахаров
что-то не хочет делать, ничто его не заставит». Хотел бы подчеркнуть, что в
последующей жизни ничего от слова «совсем» из того, что было на уроках
математики, физики и химии, мне в жизни не пригодилось. Что касается
английского языка, то за две недели пребывания в Америке я преуспел в нём
больше, чем за годы обучения в школе, институте, духовной семинарии и духовной
академии – и это благодаря живому общению, а не изучению огромного объёма
грамматики. После школы тянуло гулять – в городской скверик, часто на
велосипеде, вокруг клуба, в посадках, в балке, в шахту, летом – на ставок
(пруд). В сквере поедали шелковицу, в посадках – паслёны, рядом с детсадом –
райки (маленькие красные яблоки). Двоюродные тетки угощали виноградом и красной
смородиной, растущих на их больших участках.
Советская школа, при
всех своих несомненных достоинствах, в частности, дисциплине и ответственности
учителей, была похожа на каток. Не было дифференцированного и индивидуального
подхода к изучению учебного материала, наличествовал идеологический диктат.
Сопротивляться было бесполезно и опасно. Приём в октябрята-пионеры-комсомольцы
был само собой разумеющимся. Дети были в полном ведении школы. Родители не
могли, да и не пытались на чем-то настаивать, что-то требовать. Невозможно было
себе представить, чтобы они выступили против принятия своих детей в октябрята,
пионеры или комсомольцы, а ведь в уставе, например, комсомола упоминался
атеизм. Не припомню, чтобы в школе проводилась усиленная работа против
пьянства, курения, наркомании, разврата, абортов, чтобы прививались семейные
ценности. Помню только, что «один грамм никотина убивает лошадь», и как
учительница украинской литературы Дарья Ивановна (за глаза мы ее называли Тарас
Бульба) стыдила в классе выявленного в результате рейда около мужского туалета
курильщика. Получилось так, что родители положились на школу в плане
воспитания, а школа не сформировала устойчивого неприятия этих негативных
явлений.
Мы были не очень
дружны, и я в этом плане не показывал пример, скорее наоборот. Помню, как на
привале во время прополки классом колхозных угодий я шокировал одноклассников
тем, что отделился от них со своим рюкзачком и стал потреблять его содержимое. Мало
было сердечности, теплоты, приветливости, деликатности и благородства в
отношении учеников друг с другом, больше было иронии и отчужденности. Помню,
как с целью самоутверждения я презрительно относился к одному парню, который
имел недостаток – он заикался. Натравил одного из учащихся на ученика своего
класса, который его ударил. Потом же, когда он и мне заехал, я вопрошал: «За
что?» - хотя ясно, что это было возмездие. Неприятным воспоминанием о школьных
годах было такое явление как «кликухи», в которые превращались фамилии.
Например, Кузовой – Кузя, Стасюк – Стаська, Никульникова – Никуля и т.д. Меня
называли: Сахар-рафинад (рус.), Цукор (укр.), Шуга (англ.). Когда учитель
английского языка впервые нас познакомил с тем, как по-английски будет «сахар»,
то в классе зависла тишина, а потом Колька-хулиган завопил на весь класс:
«Шу-у-га!», так эта кличка и прилепилась ко мне.
Мы почти не посещали
друг друга, почти не встречались вне школы. Не было практики совместного
отмечания дней рождения и других праздников. Собирали макулатуру и металлолом,
носились на переменах по коридорам, зимой прорывались без шапок через заслон на
улицу и катались по ледяным дорожкам, бросались снежками.
Школу начали строить в
1935 году. Построили за 3 года. В годы войны, когда наш шахтный поселок в
течение 14 месяцев был оккупирован немцами, в школе располагался их госпиталь.
Постепенно школа расстраивалась, появились спортивный зал, столовая и т.д.
Помню неплохие обеды за 15 копеек. Ходили мы в школьной форме – безусловно, это
дисциплинировало. Несколько девчонок ходило в коротких юбках. Директор пытался
с этим бороться, не всегда успешно. Наша школа не имела практически никаких
контактов с двумя другими школами города (до сих пор я не знаю, где одна из них
находится).
Национальный вопрос. Он
совершенно нигде не звучал. Только в старших классах я узнал, что русских было
чуть больше, чем украинцев, плюс две белоруски (Чирик и Шеремет). Мы все были
гражданами Советского Союза, хотя благодаря учебникам истории и литературы
русский фактор звучал намного громче, чем украинский. По-русски было всё:
книги, журналы, газеты, фильмы. Только у некоторых представителей старшего
поколения проскальзывал суржик и слышны были песни на украинском языке. Так
было напротив нашего дома в семье Дмитриенко. «Приняв на грудь», хозяин дома
лихо на баяне наяривал «Черемшину», а гости дружно его поддерживали. Днём
допоздна сын хозяина крутил эстрадные песни, звук от которых расходился по всей
улице. «В каждой строчке только точки после буквы «Л» - запомнились слова из
одной песни. Кстати, бдительные идеологи в год юбилея Ильича (1970) заподозрили
неладное, и на некоторое время песня исчезла. Единственный случай по поводу
национального момента произошёл, когда в наш класс поступил татарин Федя
Шайхутдинов. Помню, как Колька после урока, посвящённого Куликовской битве,
стал третировать бедного Федю, а тот, плача, говорил: «Мой папа воевал с
фашистами!»
То, что русский
патриотизм не культивировался, привело к некоторой разобщённости, не хватало
национальной солидарности и взаимоподдержки. Во многом, конечно, это было по
причине полного отсутствия религиозности и церковности. Да, нас воспитывали на
примерах героизма «Молодой гвардии», Зои Космодемьянской, генерала Карбышева и
др., но этого было явно недостаточно. Эти примеры прививали героизм, но не
могли дать то, что давали примеры святых – борьба с пороками, стремления к
нравственному совершенствованию. Из праздников запомнились День Победы
(накануне проходило факельное шествие, а в самый день был салют из винтовок у
Братской могилы) и День шахтёра с народными гуляниями в балке (помню, как со
старшим братом мы валялись бездыханными от головокружения после качель). И еще
проводы Русской зимы. День Октябрьской революции (точнее, переворота) с глупыми
речёвками, портретами членов Политбюро, песнями типа «И Ленин такой молодой»
оставляли чувство досады. Однажды одного священника, возможно, с провокационной
целью, попросили помолиться за упокой Ленина. Батюшка, призадумавшись, так
отреагировал: «Ленин, как известно, «вечно живой», а мы за живых об упокоении
не молимся».
Мне как-то все-таки
удавалось тайно и храм посещать, и дома молиться. Несмотря на отдельные
инциденты, окружающим тогда не была ясна полная картина и глубина моего
увлечения.
Наиболее крупный
инцидент был в школе. В десятом классе уроки истории и обществоведения вел
директор Иван Иванович – такой крупняк по комплекции, по росту. Перед ним
трепетали все – и учащиеся, и учителя. Вот идет он по коридору, эдакий слоник,
и все прижимаются к стене. Он был такой медлительный, степенный. Идет такой
слоник по школе, все – по углам: идет директор Иван Иванович. Потом, когда он
уже стал стареть, тогда, как над старым медведем шавки начинают издеваться, так
и ученики над ним. Вот, он ведет урок, допустим обществоведения, кто-то
отвечает, или он сам говорит и вдруг - засыпает на две-три минуты. Потом
просыпается и продолжает вести тему дальше. Естественно, все давятся от смеха.
Вот этот Иван Иванович на уроках обществоведения имел такое обыкновение:
начинал он урок с того, что вызывал на первые парты несколько жертв, которым
надо было в письменном виде за 15 минут ответить на тему предыдущего урока.
Однажды и я оказался в числе этих жертв. Мне попался вопрос: «Материализм и
идеализм» – в начале курса обществоведения была такая тема, по-моему, пятый
параграф. Я уже тогда был в какой-то степени воцерковленным человеком. Начинаю
отвечать на эту тему. Пишу в таком нейтральном стиле: «материализм считает,
идеализм считает…». И вот, где-то в моем повествовании надо было употребить
слово «Бог». Я, недолго колеблясь, пишу с большой буквы это слово и отдаю свою
работу директору. На следующем уроке он опять вызывает очередных жертв на
первые парты для письменных работ и разбирает предыдущие ответы. Наступает
пауза, и он говорит: «Вы знаете, у нас есть такой ученик в десятом классе,
который пишет, вот его письменная работа, в ответе на вопрос о материализме и
идеализме, представляете себе, он пишет слово «Бог» с большой буквы!» И весь
класс как засмеется. Я, естественно, стушевался в какой-то степени, но как-то
обошлось, как-то на этом не зациклились. Но отец мой, Сергей Яковлевич, человек
своеобразный, посетил школу только два раза за десять лет: когда меня привели в
первый раз в первый класс, и когда я учился уже в 10-м классе. Он пришел в
школу к Ивану Ивановичу и говорит ему: «Иван Иванович, вот такое дело, я ничего
не могу поделать со своим сыном, он у меня по церквям разъезжать стал, читает
церковную литературу», - не помню, не знаю точно, что уж он там говорил, но то,
что я посещаю церкви, это он точно сказал. А Иван Иванович ему в ответ (со слов
отца): «Да, вот я тоже столкнулся с тем, что он в письменной работе по
обществоведению пишет слово «Бог» с большой буквы…»
Вот идет урок физики в
десятом классе. Приходит секретарь и говорит: «Сахаров, к Ивану Ивановичу».
Вызывают меня к директору в первый раз, в общем-то. Я уже предчувствую нечто,
вхожу в кабинет, он меня спрашивает: «Ты что, церковь посещаешь? Ты что,
верующий человек?» Я: «Вы знаете, Иван Иванович, я люблю историю и мне
интересно с этой точки зрения посмотреть, побывать» … Я как-то сумел перевести
разговор в эту плоскость – культурологическую, что ли, искусствоведческую. Он,
к моему удивлению, не стал давить на меня. Произошел общий разговор, где какая
церковь, например, вот там, в Городище – там старообрядцы и т.д. Резюме было
такое: «Ну, ты смотри, ты же собираешься поступать в институт, смотри,
сложности у тебя будут», в связи с моим таким настроением. На этих словах мы и
расстались. Он был историк, а я поступал на истфак. Поступил, он интересовался.
Иван Иванович ездил на
простом «Москвиче» - на таком же, как и мой отец. Было поразительное равенство
людей – никаких хором, показушной роскоши. Иван Иванович с супругой взяли на
воспитание из детдома девочку-еврейку (она была очень привязана к своим новым
родителям). Мне говорили, что, когда начались известные события, ее сын ушел
добровольцем в ВСУ.
Сейчас, когда родной
Донбасс стал частью Большой России, я безмерно рад тому, что могу воспринимать
его так же, как посещаемые мною Воронежскую или Тверскую области. Не будет
напряженности и тревоги при пересечении границы, как это бывало раньше,
шокирующих вопросов таможенников: «С какой целью Вы едете на Украину?»,
настойчиво бьющей в глаза повсеместно трехцветной символики и трезубов. Все мы
русские – великороссы и малороссы, хохлы – как не назови. Все мы, как поется в гимне,
«дети Великой России». Предстоит еще большая работа по восстановлению цельности
национального самосознания, очищения церковной жизни от западных влияний и т.д.,
и т.п.