О протестантизме
Недавно
один мой знакомый мне сообщил о том, что одну православную женщину, которую он
часто видел на престольных праздниках в московских храмах, он встретил у
протестантов, где она принимала их «причастие». «Вот видите батюшка, как
получается – не дорабатываете, уходят от Вас люди» - сказал он. Я пожалел эту
женщину, променявшую православие на одну из протестантских сект. Вполне
допускаю, что ей кто-то нагрубил, может быть даже священник, могла возникнуть
неудовлетворенность от примитивной проповеди, отсутствия общинной жизни и пр.
Но она лишилась главного – причащения Истинного Тела и Истинной Крови
Спасителя. Ведь это не только воспоминание, как у протестантов – это таинство,
которое может совершить только законно рукоположенный священник, имеющий
апостольское преемство. Что касается грубости и неприветливости, которая, к сожалению,
имеет место быть. Читаю у о. Дмитрия Смирнова: «Иногда говорят так: «Я заходил
в церковь, но вот как-то меня недостаточно тепло встретили, поэтому я обижен».
Знаете, я всегда отвечаю: «Как я вас понимаю. Однажды меня облаяли около кассы,
когда я ходил в булочную, и теперь хлеба не ем категорически». Меня в детстве
кусали собаки, а сейчас иногда царапают коты, когда я с ними играю, но ни тех,
ни других я не вычеркиваю из своей жизни.
…Накануне
Реформации (начало 16 века) Католическая Церковь переживала внутренний кризис.
Это было время Ренессанса – Возрождения в культурной сфере. Время увлечения
античностью, язычеством. Христианство с его аскетизмом, смирением
воспринималось как нечто унижающее человека. Возникает гуманизм, порывающий с
христианскими идеалами во имя возвеличивания человека, но не преображенного, а
в его обычном состоянии со страстями, похотями и эгоизмом. Происходит поворот
от Бога к человеку, попытка поставить человека на место Бога. 14-й век известен
как время великой схизмы, авиньонского пленения пап, и как следствие – наряду с
папами появляются антипапы, между которыми происходит борьба. Ряд западных соборов
(Базельский, Флорентийский и др.) первой половины 15-го века пытались улучшить
положение, но увы. В Англии Джон Виклеф (+1384г.) выступает против чрезмерного
подчинения папам. Римские папы, например, получали дань в пять раз больше, чем
короли, эти поборы вызывали общее недовольство, за накопившиеся недоимки можно
было купить всю Англию. Виклеф утверждал, что Священное Писание является
единственным источником вероучения. Он перевел Библию на английский язык. После
смерти Виклеф был осужден как еретик (при жизни это сделать не получилось из-за
поддержки народа). Книги Виклефа были сожжены, а его кости были разбросаны.
Ян
Гус (+1415г.) ректор Пражского университета и духовник королевы выступил против
решения архиепископа сжечь книги Виклефа, за что подпал под отлучение. Гус
выступал против индульгенций и считал, что Соборы выше пап. Его поддержал
народ, а император дал охранную грамоту. Несмотря на это и на то, что он
оправдался от обвинений в еретичестве, его сожгли (перед этим ему надели на
голову шутовскую шапку с надписью «Ересиарх»). Произошло это 6 июня 1415 года.
Пепел был сброшен в реку. Гибель Яна Гуса – кровоточащая рана в сердцах чехов,
оно сильно подорвало позиции Католической Церкви в Чехии. Не случайно в
настоящее время Чехия – самое безрелигиозное государство в Европе. Возмущение
чехов вылилось в восстание, которое возглавил Ян Жижка. Восставших называли
чашниками и таборитами (табор – лагерь на высокой горе; чаша – так как
восставшие выступали за причащение под двумя видами – Телом и Кровью Христа).
Борьба закончилась поражением чехов в битве с немцами при Белой Горе в 1420
году.
Савонарола
(вторая половина 15 века) отличался аскетизмом и проповедническим даром.
Бичевал пороки, невзирая на лица, вплоть до римских пап (его современники Иннокентий
VIII
и
Александр VI
Борджиа были весьма безнравственными). Савонарола отказался от кардинальства,
которое предлагал ему Папа. Он был заключен в тюрьму, где умер во время пыток.
Мертвого его сожгли на следующий день. Савонарола не стремился к реформам, он
только обличал грехи и призывал к покаянию. Современниками Савонаролы были
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан.
Папы
проводили роскошную жизнь, не скрывали своих детей, устраивали их свадьбы.
Прокатилась волна сожжений женщин, обвинявшихся в колдовстве (в некоторых селах
было сожжено до половины женщин). Существует рассказ, как один еврей стал
ревностным христианином и пожелал поехать в Рим. Знакомый падре его всячески
отговаривал, зная, с какой мерзостью он может там столкнуться, но тот все-таки
поехал. Вернувшись, он сказал падре: «Я стал еще более ревностным христианином.
Поистине Бог с Вами, если при таком разврате, Церковь еще существует».
Реформация
началась при папе Льве X.
Для окончания строительства собора св. Петра нужны были деньги. Появляются
индульгенции: за умершего без покаяния заплати – и ему отпустятся грехи, грехи
могли быть отпущены наперед. Монах Тецель поговаривал: «Как только денежка
зазвенит – душа пойдет на небо». В 1517 году другой монах, Лютер, прибил свои
95 тезисов на дверях храма в Виттенберге. В начале своего пути Лютер был
ревностным католиком, но затем (особенно после посещения Рима по делам Ордена) его
постигло разочарование. Испытывая внутреннюю борьбу, Лютер пришел к выводу, что
сам человек не может спастись добрыми делами, а лишь только верой и благодатию.
Снял с себя монашеские обеты и женился на монахине. Отверг средневековое
католическое понимание Евхаристии. В 1530 году другой реформатор Меланхтон,
знаток греческого, латинского и еврейского языков, подготовил кредо
протестантов – Аугсбургское исповедание веры. Следствием религиозного брожения
стала многолетняя и кровавая Крестьянская война. Религиозные войны продолжались
почти 130 лет – до заключения Вестфальского мира (1648 г.), когда было решено
«чья власть – того и вера». В Швейцарии Реформация приобрела форму кальвинизма.
Кальвин (+1564 г.) в своем главном сочинении «Наставление в вере» учил о
безусловном предопределении – в этом вопросе он пошел дальше блаженного Августина.
Согласно этой доктрине, Бог заранее предопределил, кого к вечному блаженству, а
кого к вечной погибели. Добрыми делами спастись невозможно, только верою. Из
Швейцарии кальвинизм распространился во Франции – именно здесь в 1572 году
произошла страшная Варфоломеевская ночь. Борьба между католиками и
протестантами (здесь их называли гугенотами) закончилась подписанием в 1598
году Нанкинского эдикта о свободе. В Америку протестантизм принесли переселенцы
из Англии, Германии и Шотландии.
Согласно
протестантской доктрине, человек спасается верою в то, что Христос полностью
уплатил Отцу за все наши грехи, в силу этого грешник объявляется праведником.
Таким образом, не человек меняется, а Бог по отношению к человеку – Он
перестает гневаться и оправдывает каждого человека. Согласно же православному
учению, Бог спасает нас не без нас. Если, например, баптисту сказать: «Спаси
Христос», то в ответ можно услышать: «Уже спас». Все места в Евангелии, в
которых содержится призыв к покаянию, по мнению протестантов, являются
ветхозаветными, т.к. Сын Божий уплатил за все наши грехи. Лютер считал, что
покаяние нужно только для грубого народа, который не понимает, что мы спасаемся
верой; исповедь нужна разве что только для успокоения совести. Священник на
исповеди лишь объявляет о прощении грехов, совершившихся по заслугам Христа.
Впрочем, исповедь в современном лютеранстве практически отсутствует. Лютеране
не отвергают доброделание, оно, по их мнению, являются следствием нашей веры,
ее плодом и результатом. Получается несколько абсурдно: под оправданием
понимается чисто внешний акт, а не внутреннее очищение, изменение человека. Бог
перестает видеть нашу скверну, наши грехи, считает нас за праведников, хотя мы
грешники. Протестанты не употребляют термина «синергизм», боятся его, по словам
профессора Осипова, как огня. Смысл этого понятия в том, что наше спасение
осуществляется через сочетание божественной благодати и наших усилий. Для
англикан, о которых я недавно писал, для их догматики характерны
двусмысленность, неясность и неопределенность (см. «39 членов»). В одной общине
могут быть диаметрально противоположные взгляды. Заявление по телевидению
англиканского епископа Дженкинса о том, что если кто отвергает чудеса Христовы
и Его Божество, тот ничего неправильного не говорит, вызвало взрыв негодования,
однако архиепископ Кентерберийский подтвердил, что высказывание Дженкинса не
противоречит нашей христианской вере. В англиканстве нет высшего органа,
который мог бы дать санкционное решение. Диалог с англиканами из-за того, что
их учение является аморфным, самый сложный. На собеседованиях представители
англикан говорят от собственного имени. Решение Англиканской Церкви
утверждается Парламентом, а король является ее главой – по словам профессора
А.И. Осипова, это глубоко неестественная и порочная вещь. Диалог с англиканами
практически безперспективен, а ведь до 20-30-хх годов прошлого века
англиканство было наиболее близким нам исповеданием. Согласно протестантской
доктрине, нет ни одной конкретной Церкви, которая обладала бы полнотой Истины.
Только совокупность всех христианских деноминаций представляет собой Церковь. Новые
переводы Священного Писания в протестантской среде искажают его смысл, по сути,
являются интерпретацией Слова Божия. Протестанты отвергают жертвенный характер
Евхаристии. Согласно лютеранской доктрине, вне вкушения Даров – это уже обычные
хлеб и вино. Принцип апостольского преемства священства они понимают только как
передачу апостольской веры и нравственности. Мы же говорим о том, что этого
недостаточно – необходима еще и преемственность рукоположений от апостолов.
Иерархические степени в протестантизме носят чисто административный характер.
Появление женского священства в протестантской среде создало новые трудности в
нашем диалоге. История Церкви не знает таких примеров. В языческих религиях
были жрицы – не к этим ли временам возвращаются? Протестантизм можно
охарактеризовать как приспособление христианства к запросам и нуждам ветхого
человека. В его лоне постоянно возникают новые секты. Христос основал одну
Церковь (см. работу А.С. Хомякова «Церковь одна»). Апостол Павел пишет: «Един
Господь, едина вера, едино крещение». Спаситель мира свидетельствует о
единственности Церкви и её неодолимости: «Создам Церковь Мою, и врата адовы не
одолеют её».
Игумен Кирилл (Сахаров)