Любвеобильный консерватизм
(о встрече протоиерея Валериана Кречетова с духовенством Москворецкого благочиния г. Москвы)
Встреча проходила в актовом зале дома причта церкви Вознесения на Серпуховке. Два красивых старца –братья Кречетовы, о. Валериан- многолетний духовник Московской епархии и протоиерей Николай -благочинный Москворецкого округа- в президиуме собрания. Вместе с ними протоиерей Константин Татаринцев, настоятель храма (в прошлом полковник авиации). Актовый зал заполнен до предела – кроме духовенства здесь много мирян и мирянок. Встреча проходила под знаком приближающегося юбилея прп. Сергия Радонежского , с которым много связано у семьи Кречетовых. Так, они выросли в Зарайске, где в единственном храме города служба шла в основном приделе, посвященном прп. Сергию. В Сергиевом Посаде будущий протоиерей Николай познакомился со своей матушкой- дочерью протоиерея Тихона Пелиха- хранителя антиминсов Троице- Сергиевой Лавры после ее закрытия. Отец братьев протоиерей Михаил прошел тюрьмы и лагеря, был участником войны. В 1949 году он поступил в Московскую духовную семинарию а затем в Московскую духовную академию (ее он не стал заканчивать). В начале встречи о. Валериан рассказал о потрясающем случае – явлении митрополита Филарета (Дроздова ) одному благочестивому мирянину с просьбой позаботиться о могиле его матери.
Красной нитью через всю встречу, которая продолжалась 4 часа , проходила тревога за сохранение полноты церковного предания и традиций. Приводились многочисленные высказывания и примеры благочестивых людей нашего времени. Приведу некоторые из них. Патриарх Алексий I, выступая перед выпускниками Московских духовных школ, наставлял: «Русский народ все простит священнослужителям, только не отсутствие благоговения к святыни. Если вы будете проводить недостойный образ жизни, то благодать будет проходить мимо вас, не касаясь вас». О. Алексей Мечев был за частое причащение, но с должной подготовкой. Протоиерей Александр Ветелев был против каких -либо перемен в нашем богослужении, например против замены слова «живот» на «жизнь». Епископ Серафим (Никитин) : «Богослужение –главное что соединяет нас со святыми отцами». Владыка призывал никогда не устраивать мероприятия под праздники, в посты. Один из выступавших священников привел пример, когда, он был приглашен в Грузию на похороны друга. На поминальной трапезе собралось около трех тысяч человек. Поскольку она проходила в пост, то все блюда были постными. Сам о. Валериан отмечал, что известное примечание Типикона «Аще изволит настоятель» регулирует его действия в пределах устава, причем с ориентировкой на увеличение объема богослужебной нагрузки. «Приход- покаяльная семья. Все наше богослужение пронизано покаянным духом. Духовная жизнь требует подвига . Без покаяния не спастись. Исповедь- это подвиг, который требуется от нас, а причастие – это дар от Бога. Подробности плотских грехов лучше не излагать на исповеди, их надо изгладить, они пачкают души и исповедника и духовника. Исповедь можно сравнить с уздой, которая удерживает от грехов. Без частой исповеди есть опасность повторения грехов. Устав написан кровью. Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что без труда и без борьбы христианство безполезно. В некоторых Поместных Православных Церквах их переход на новый календарный стиль не повысил духовный уровень, а у нас церковнославянский язык не помешал Церкви выстоять и начать ее возрождение. Наш отец говорил : «Если собираетесь быть священниками, то готовьтесь к тюрьме». Нужно быть постоянно в молитве. Духовником может быть только тот, кто готов за своих духовных чад пойти в ад. Такого богослужения, как у нас, нет нигде. Бывают люди без руки, без ноги, но зачем добровольно отсекать какую- либо часть тела- так и с богослужением». Был рассказан следующий потрясающий случай. В одной воинской части от отравления умирали 4 солдата – у них отказали почки. О. Валериан всех их причастил и наследующий день у всех у них одновременно заработали почки, а через три недели они вернулись в свою часть. Доза яда, которая ими была принята, превышала смертельную в 4 раза.
О. Валериан ответил на многочисленные вопросы собравшихся. Его рассказ и ответы на вопросы принизывала любовь, снисхождение к человеческим немощам в сочетании с твердой позицией в отношении нашего богослужебного наследия и традиций.