В мире альтернативного православия
15.09.2015
Истинно-Православная Церковь …
Поводом для посещения этой церковной организации было объявление в интернете о том, что в поселке Денежниково Раменского района Московской области будет проходить конференция по церковно-историческим вопросам. Место проведения конференции оказалось не таким уж и близким - два часа езды на машине. Здесь целый комплекс, расположившийся на 20 гектарах земли - территории бывшей базы отдыха. Три храма: в честь иконы Богородицы «Воскрешающая Русь», св. Иоанна Крестителя и св.вмч. Георгия Победоносца (здесь есть баптистерий). На месте предполагаемого большого собора - поклонный крест. В самом монастыре не более пяти сестер.
Конференция проходила в помещении под названием «Зал Церковных Соборов». Началась она на полчаса ранее объявленного срока, к тому же мы еще и опоздали. Как только я с двумя прихожанами вошел в зал, на нас обратил внимание сидевший во главе стола митрополит Рафаил (Мотовилов). Внешне он напомнил мне двух церковных деятелей: одного из лидеров обновленчества епископа Антонина (Грановского) и нынешнего Главу Древлеправославной Церкви патриарха Александра (Калинина). Через его посланника я передал ему записку, в которой представился: «о. Кирилл (Сахаров), настоятель старообрядного прихода, по личной инициативе, на основании сообщения в интернете». По правую и левую стороны от Главы ИПЦ располагались его соратники - архиереи. Они были разного возраста и комплекции. Почти у каждого из них были на груди большого размера панагии, у некоторых на довольно массивной цепи (подарки греков - одной из их старостильных группировок). На восточной стене зала - большое изображение Спасителя с двуперстным благословением. Запомнились еще две картины: «Моление о Чаше» и «Христос в пустыне» Крамского. Основной доклад был зачитан известным церковным журналистом А.В.Солдатовым - в «академическом стиле», как он отметил. Вторым после Солдатова выступал архимандрит Василий. Из его выступления стало ясно, что речь на заявленном мероприятии идет главным образом о личности Михаила Ершова - многолетнего узника лагерей (40 лет). Однажды мне приходилось сталкиваться с почитателями М.Ершова. На одной из моих лекций в Международном фонде славянской письменности и культуры, когда я предложил слушателям задавать вопросы, к микрофону вышел мужчина лет 60-ти. Он стал говорить о Ершове, как о «всаднике Апокалипсиса», «Христе Второго пришествия» и т.п. При этом он приводил длинные цитаты из Откровения Иоанна Богослова. Я сначала почему-то подумал, что речь идет об известном сказочнике, авторе «Конька-горбунка» (в Екатеринбурге я побывал на его могиле). Когда неадекватность выступающего вполне обнаружилась, я попытался «закруглить» его выступление. Сделать это, однако, было не так просто. Не обращая внимания на мои замечания, вошедший в раж проповедник апокалипсических потрясений, динамично продолжал свой проговор. С главной темой моей лекции его выступление никак не вязалось. По-видимому, он просто воспользовался возможностью лишний раз озвучить свои убеждения. В душе остался осадок, сумбурное впечатление. После этого случая я перестал приглашать к микрофону слушателей своих лекций.
От лица почитателей Ершова выступил «Николай Николаевич» - так он был представлен ведущим. Не отрываясь от бумаги, монотонным голосом, вещал выступавший о Енохе, конце мира, деяниях многолетнего узника лагерей. Запомнились утверждения об его особой роли во время событий у озера Хасан, войны с Финляндией (1939-1940 гг.), переломе в войне с Германией во время сражения у Царицына (Сталинграда). Говорил Николай Николаевич довольно витиевато, мало связано, перескакивая с одной темы на другую. Впечатление было довольно муторным.
Подумалось: «Набор слов». Выступавшему было лет семьдесят, он был без бороды, в очках. Внешне напоминал пенсионера - бывшего начальника ЖЭКа или овощной базы. Его облик не вязался с потугами богословски обосновать выдвигаемые постулаты. Как и следовало ожидать, началось обсуждение с повышенным градусом эмоциональности. Особенно запальчиво реагировали Марк, митрополит Солнечногорский и Клинский, и уже упомянутый архимандрит Василий. Марк не отрицал возможности канонизации Ершова как страдальца за веру, но отдельные его высказывания и, особенно, наименование его «Христом Второго Пришествия», считал совершенно недопустимым. При этом он говорил, что положение их Церкви и так очень сложно и не нужно провоцировать новые нападки из-за сомнительных, скоропалительных решений. Из его выступления выяснилось, что он уроженец Донбасса, в прошлом - священник Московского Патриархата (среди его близких родственников есть священники МП). В Солнечногорске его небольшой монастырь («Спас в силах») в центре города подвергся массированной проверке со стороны разных инстанций. Помогло отбиться то, что храм располагается на частной территории, а сам Марк член «Боевого братства» (в прошлом он капитан 2 ранга). Особо подчеркнул: «Подменять Христа кем-либо (в данном случае Ершовым) - сатанизм». Проверка была и у самого главы ИПЦ в Москве на ул. Радио (здесь располагается храм без купола - небольшой купол с крестом только над входом в храм).
Митрополит Рафаил в прошлом полковник Советской Армии, участвовал в военных конфликтах в Сирии и Ливане. Подорвавшись на мине, он лишился одной ноги, другая была изуродована.
Проверка, в присутствии трех десятков верующих, была довольно жесткой. Проходила она среди бела дня. Все было перетрушено, вели себя проверяющие агрессивно. Обещали, в частности, проверить подлинность наград бывшего полковника (его китель с наградами висит рядом с роскошным архиерейским облачением в небольшом музее на втором этаже корпуса, где проходила конференция). Кстати, о музее. Здесь были и старопечатные книги, и литые иконы, и разные подарки барочного стиля от греков (что для них нехарактерно). Масса фотографий о визитах Главы ИПЦ в разные регионы России и Украины и, особенно, в Грецию. На большом календаре запомнились особо выделенные дни памяти митрополита Иосифа (Петровых), Собора Свидетелей Веры ИПЦ, новомучеников и исповедников ИПЦ, дни рождения, епископской хиротонии, интронизации и тезоименитства митрополита Рафаила.
А.В.Солдатов, сидевший по левую сторону от митрополита, старался внести примирительную струю: «Да, в письмах М. Ершова есть взаимоисключающие противоречия, но неправославных слов, впрочем, я не встречал. Мы слабо знакомы с его учением - здесь больше загадок, чем ответов. Существуют разные группы почитателей Ершова, разные версии его писаний. Необходимо уважать убеждения людей, за ними стоят большие страдания. В высказываниях Ершова есть поэтические метафоры». «Ершовцы» реагировали по-разному. Одна женщина, разволновавшись, расплакалась. На прямой вопрос митрополита Марка, считает ли она Ершова «Христом Второго Пришествия» или нет, отвечала уклончиво: «Надо изучать его наследие, рассмотреть возможность его канонизации, хотя бы как пророка и мученика». Одна из пяти игумений (она была даже схиигуменией), к большому неудовольствию Марка, на его вопрос ответила положительно. В итоге порешили создать Комиссию по пять человек с каждой стороны.
Против включения в Комиссию схиигумении резко выступил о.Василий: «Она неадекватна, необъективна. Здесь не балаган» и т.п. В отношении «ершовцев»: «Вы необразованные люди, не изучали богословие». Реплика с их стороны: «Не от мира сего». Властным баском Предстоятель ИПЦ пресек дальнейшие прения и призвал снизить накал эмоций. Во время осмотра нами музея митрополит Рафаил уточняет, в каком храме я служу? Отвечаю: «В церкви свт. Николы на Берсеневке». Он: «Даже здесь мы слышали о вашем храме». Приглашает меня на трапезу. В центре стола большая рыбина, кабачки, помидоры, немного хорошего вина. Разговор о событиях в Донбассе. Мнения тамошнего епископа ИПЦ (он служит на занятой украинскими войсками территории) и выходца из Донбасса митрополита Марка кардинально расходятся.
На обратном пути долго беседую с одним из участников конференции. Запомнилось следующее: «ИПЦ имеет ряд своих архиереев в Латинской Америке, например, в Бразилии. Мирян из Московской Патриархии причащают, а к духовенству, переходящему из МП, более строгое отношение. Фанатизм им не свойственен. Рафаил обладает кипучей энергией, особенно в хозяйственном плане. В споре об Имени Божием они на стороне имяславцев». Этой темы коснулись более подробно. Мне не очень понятно, почему такие страсти разгорелись в свое время по этому вопросу (сильные отголоски до сих пор). Обычно на вопрос, как я отношусь к имяславию, я отвечаю словами псалма: «Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа». На более настойчивое вопрошание отсылаю их к слову свт. Григория Паламы на эту тему. В отношении нашумевшего «целительства» митрополита Рафаила. Как он сам пишет в своих воспоминаниях, этим занималась его бабушка и его к этому побуждала. По словам моего спутника, практика Главы ИПЦ в этом плане выражается в совершении молебного пения о болящих из потребника митрополита Петра (Могилы), чтением молитвы с возложением рук на их головы, в освящении воды, которую нужно принимать особым образом (она считается как бы «заряженной») и т.п.
Службы стараются совершать уставно, без сокращений (в храме на ул. Радио - ежедневно; утром Литургия с крестным ходом продолжалась в течение 4-х с половиной часов). Иконы в иконостасе близки к каноническим нормам (у одного из архиереев ИПЦ Стефана Линицкого были творческие эксперименты в этой сфере, но их отвергли). Пение, однако, партесное (против знаменного они не возражают, но возможности для его внедрения пока нет). В Орехово-Зуевском районе в деревне Острово есть большой женский монастырь, живущий на полном самообеспечении. ИНН он не имеет, не признают даже мобильных телефонов. Значительную часть насельниц обители составляют монахини, приехавшие из Абхазии (до этого, кажется, они находились в Мордовии - покинули ее по причине отказа принять ИНН).
Приходов в ИПЦ (Р) немного - порядка 30 (архиереев при этом не менее 20, некоторые из них имеют только один приход). Экклезиология «альтернативного» православия констатирует отсутствие центрального церковного управления. На данном этапе церковная жизнь регулируется самоуправляемыми малыми Соборами епископов. Различные юрисдикции (их около 20-ти) находятся между собой в разных взаимоотношениях: сближаются и дистанцируются, признают друг друга, а потом опять обособляются и т.п. В корне иерархии ИПЦ (Р) очень сильное украинское влияние: в рукоположении митрополита Рафаила принимали участие архиереи УАПЦ и запрещенный грузинский епископ Амвросий (Катамадзе) (впоследствии он отошел от ИПЦ (Р), пытался создать что-то свое, в конце концов, был принят обратно в Грузинскую Патриархию в качестве простого монаха). В отношении канонических обоснований перипетий иерархических посвящений у них нет такой дотошности и буквалистского подхода, как у старообрядцев. К последним, кстати, отношение положительное. Раскол считают большой трагедией, решения Большого Московского Собора, наложившего клятвы на старые обряды, отвергают. Митрополит носит древнерусскую камилавку, часто надевает полумантию.
На прощание Глава ИПЦ подарил мне несколько церковных календарей и брошюр с материалами их Соборов (изъял прямо из музейной экспозиции). Передал через помощника благодарность за «молчаливое общение». Мой земляк митрополит Марк, постепенно выяснивший мой статус единоверческого клирика РПЦ МП, пообещал никому не рассказывать о моем визите.
Конференция проходила в помещении под названием «Зал Церковных Соборов». Началась она на полчаса ранее объявленного срока, к тому же мы еще и опоздали. Как только я с двумя прихожанами вошел в зал, на нас обратил внимание сидевший во главе стола митрополит Рафаил (Мотовилов). Внешне он напомнил мне двух церковных деятелей: одного из лидеров обновленчества епископа Антонина (Грановского) и нынешнего Главу Древлеправославной Церкви патриарха Александра (Калинина). Через его посланника я передал ему записку, в которой представился: «о. Кирилл (Сахаров), настоятель старообрядного прихода, по личной инициативе, на основании сообщения в интернете». По правую и левую стороны от Главы ИПЦ располагались его соратники - архиереи. Они были разного возраста и комплекции. Почти у каждого из них были на груди большого размера панагии, у некоторых на довольно массивной цепи (подарки греков - одной из их старостильных группировок). На восточной стене зала - большое изображение Спасителя с двуперстным благословением. Запомнились еще две картины: «Моление о Чаше» и «Христос в пустыне» Крамского. Основной доклад был зачитан известным церковным журналистом А.В.Солдатовым - в «академическом стиле», как он отметил. Вторым после Солдатова выступал архимандрит Василий. Из его выступления стало ясно, что речь на заявленном мероприятии идет главным образом о личности Михаила Ершова - многолетнего узника лагерей (40 лет). Однажды мне приходилось сталкиваться с почитателями М.Ершова. На одной из моих лекций в Международном фонде славянской письменности и культуры, когда я предложил слушателям задавать вопросы, к микрофону вышел мужчина лет 60-ти. Он стал говорить о Ершове, как о «всаднике Апокалипсиса», «Христе Второго пришествия» и т.п. При этом он приводил длинные цитаты из Откровения Иоанна Богослова. Я сначала почему-то подумал, что речь идет об известном сказочнике, авторе «Конька-горбунка» (в Екатеринбурге я побывал на его могиле). Когда неадекватность выступающего вполне обнаружилась, я попытался «закруглить» его выступление. Сделать это, однако, было не так просто. Не обращая внимания на мои замечания, вошедший в раж проповедник апокалипсических потрясений, динамично продолжал свой проговор. С главной темой моей лекции его выступление никак не вязалось. По-видимому, он просто воспользовался возможностью лишний раз озвучить свои убеждения. В душе остался осадок, сумбурное впечатление. После этого случая я перестал приглашать к микрофону слушателей своих лекций.
От лица почитателей Ершова выступил «Николай Николаевич» - так он был представлен ведущим. Не отрываясь от бумаги, монотонным голосом, вещал выступавший о Енохе, конце мира, деяниях многолетнего узника лагерей. Запомнились утверждения об его особой роли во время событий у озера Хасан, войны с Финляндией (1939-1940 гг.), переломе в войне с Германией во время сражения у Царицына (Сталинграда). Говорил Николай Николаевич довольно витиевато, мало связано, перескакивая с одной темы на другую. Впечатление было довольно муторным.
Подумалось: «Набор слов». Выступавшему было лет семьдесят, он был без бороды, в очках. Внешне напоминал пенсионера - бывшего начальника ЖЭКа или овощной базы. Его облик не вязался с потугами богословски обосновать выдвигаемые постулаты. Как и следовало ожидать, началось обсуждение с повышенным градусом эмоциональности. Особенно запальчиво реагировали Марк, митрополит Солнечногорский и Клинский, и уже упомянутый архимандрит Василий. Марк не отрицал возможности канонизации Ершова как страдальца за веру, но отдельные его высказывания и, особенно, наименование его «Христом Второго Пришествия», считал совершенно недопустимым. При этом он говорил, что положение их Церкви и так очень сложно и не нужно провоцировать новые нападки из-за сомнительных, скоропалительных решений. Из его выступления выяснилось, что он уроженец Донбасса, в прошлом - священник Московского Патриархата (среди его близких родственников есть священники МП). В Солнечногорске его небольшой монастырь («Спас в силах») в центре города подвергся массированной проверке со стороны разных инстанций. Помогло отбиться то, что храм располагается на частной территории, а сам Марк член «Боевого братства» (в прошлом он капитан 2 ранга). Особо подчеркнул: «Подменять Христа кем-либо (в данном случае Ершовым) - сатанизм». Проверка была и у самого главы ИПЦ в Москве на ул. Радио (здесь располагается храм без купола - небольшой купол с крестом только над входом в храм).
Митрополит Рафаил в прошлом полковник Советской Армии, участвовал в военных конфликтах в Сирии и Ливане. Подорвавшись на мине, он лишился одной ноги, другая была изуродована.
Проверка, в присутствии трех десятков верующих, была довольно жесткой. Проходила она среди бела дня. Все было перетрушено, вели себя проверяющие агрессивно. Обещали, в частности, проверить подлинность наград бывшего полковника (его китель с наградами висит рядом с роскошным архиерейским облачением в небольшом музее на втором этаже корпуса, где проходила конференция). Кстати, о музее. Здесь были и старопечатные книги, и литые иконы, и разные подарки барочного стиля от греков (что для них нехарактерно). Масса фотографий о визитах Главы ИПЦ в разные регионы России и Украины и, особенно, в Грецию. На большом календаре запомнились особо выделенные дни памяти митрополита Иосифа (Петровых), Собора Свидетелей Веры ИПЦ, новомучеников и исповедников ИПЦ, дни рождения, епископской хиротонии, интронизации и тезоименитства митрополита Рафаила.
А.В.Солдатов, сидевший по левую сторону от митрополита, старался внести примирительную струю: «Да, в письмах М. Ершова есть взаимоисключающие противоречия, но неправославных слов, впрочем, я не встречал. Мы слабо знакомы с его учением - здесь больше загадок, чем ответов. Существуют разные группы почитателей Ершова, разные версии его писаний. Необходимо уважать убеждения людей, за ними стоят большие страдания. В высказываниях Ершова есть поэтические метафоры». «Ершовцы» реагировали по-разному. Одна женщина, разволновавшись, расплакалась. На прямой вопрос митрополита Марка, считает ли она Ершова «Христом Второго Пришествия» или нет, отвечала уклончиво: «Надо изучать его наследие, рассмотреть возможность его канонизации, хотя бы как пророка и мученика». Одна из пяти игумений (она была даже схиигуменией), к большому неудовольствию Марка, на его вопрос ответила положительно. В итоге порешили создать Комиссию по пять человек с каждой стороны.
Против включения в Комиссию схиигумении резко выступил о.Василий: «Она неадекватна, необъективна. Здесь не балаган» и т.п. В отношении «ершовцев»: «Вы необразованные люди, не изучали богословие». Реплика с их стороны: «Не от мира сего». Властным баском Предстоятель ИПЦ пресек дальнейшие прения и призвал снизить накал эмоций. Во время осмотра нами музея митрополит Рафаил уточняет, в каком храме я служу? Отвечаю: «В церкви свт. Николы на Берсеневке». Он: «Даже здесь мы слышали о вашем храме». Приглашает меня на трапезу. В центре стола большая рыбина, кабачки, помидоры, немного хорошего вина. Разговор о событиях в Донбассе. Мнения тамошнего епископа ИПЦ (он служит на занятой украинскими войсками территории) и выходца из Донбасса митрополита Марка кардинально расходятся.
На обратном пути долго беседую с одним из участников конференции. Запомнилось следующее: «ИПЦ имеет ряд своих архиереев в Латинской Америке, например, в Бразилии. Мирян из Московской Патриархии причащают, а к духовенству, переходящему из МП, более строгое отношение. Фанатизм им не свойственен. Рафаил обладает кипучей энергией, особенно в хозяйственном плане. В споре об Имени Божием они на стороне имяславцев». Этой темы коснулись более подробно. Мне не очень понятно, почему такие страсти разгорелись в свое время по этому вопросу (сильные отголоски до сих пор). Обычно на вопрос, как я отношусь к имяславию, я отвечаю словами псалма: «Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа». На более настойчивое вопрошание отсылаю их к слову свт. Григория Паламы на эту тему. В отношении нашумевшего «целительства» митрополита Рафаила. Как он сам пишет в своих воспоминаниях, этим занималась его бабушка и его к этому побуждала. По словам моего спутника, практика Главы ИПЦ в этом плане выражается в совершении молебного пения о болящих из потребника митрополита Петра (Могилы), чтением молитвы с возложением рук на их головы, в освящении воды, которую нужно принимать особым образом (она считается как бы «заряженной») и т.п.
Службы стараются совершать уставно, без сокращений (в храме на ул. Радио - ежедневно; утром Литургия с крестным ходом продолжалась в течение 4-х с половиной часов). Иконы в иконостасе близки к каноническим нормам (у одного из архиереев ИПЦ Стефана Линицкого были творческие эксперименты в этой сфере, но их отвергли). Пение, однако, партесное (против знаменного они не возражают, но возможности для его внедрения пока нет). В Орехово-Зуевском районе в деревне Острово есть большой женский монастырь, живущий на полном самообеспечении. ИНН он не имеет, не признают даже мобильных телефонов. Значительную часть насельниц обители составляют монахини, приехавшие из Абхазии (до этого, кажется, они находились в Мордовии - покинули ее по причине отказа принять ИНН).
Приходов в ИПЦ (Р) немного - порядка 30 (архиереев при этом не менее 20, некоторые из них имеют только один приход). Экклезиология «альтернативного» православия констатирует отсутствие центрального церковного управления. На данном этапе церковная жизнь регулируется самоуправляемыми малыми Соборами епископов. Различные юрисдикции (их около 20-ти) находятся между собой в разных взаимоотношениях: сближаются и дистанцируются, признают друг друга, а потом опять обособляются и т.п. В корне иерархии ИПЦ (Р) очень сильное украинское влияние: в рукоположении митрополита Рафаила принимали участие архиереи УАПЦ и запрещенный грузинский епископ Амвросий (Катамадзе) (впоследствии он отошел от ИПЦ (Р), пытался создать что-то свое, в конце концов, был принят обратно в Грузинскую Патриархию в качестве простого монаха). В отношении канонических обоснований перипетий иерархических посвящений у них нет такой дотошности и буквалистского подхода, как у старообрядцев. К последним, кстати, отношение положительное. Раскол считают большой трагедией, решения Большого Московского Собора, наложившего клятвы на старые обряды, отвергают. Митрополит носит древнерусскую камилавку, часто надевает полумантию.
На прощание Глава ИПЦ подарил мне несколько церковных календарей и брошюр с материалами их Соборов (изъял прямо из музейной экспозиции). Передал через помощника благодарность за «молчаливое общение». Мой земляк митрополит Марк, постепенно выяснивший мой статус единоверческого клирика РПЦ МП, пообещал никому не рассказывать о моем визите.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России