Мы – наследники Святой Руси
21.01.2015
Святая Русь... Что же это за страна такая? Никакое другое государство на планете никогда не было Святым: не было святого Китая, святой Америки, святой Германии и иже с ними. Святой была только Русь. Мало того, ни одно государство мира и не борется за это звание. Высокотехнологичный, продвинутый, сверхточный и т.д. и т.п. - эти названия котируются, а слово «святой» нынче не в почете. Россия - это есть что-то ценное, миром не понятое. Святая Русь посвящена Богу!
Вы не задавались вопросом, зачем люди приезжают к святыням, выстаивают огромные очереди, тратят много времени для того, чтобы только приложиться к чудотворной иконе, например? Почему люди делают это, зачем? Русский русского никогда не спрашивает: «Зачем ты приходишь к святыне? Что ты от неё хочешь получить?» Мы приходим к святыне, чтобы стать чуть-чуть лучше рядом с ней. Мы просим кусочек теплоты и чистоты, той самой благодати. Мы приходим не за тем, чтобы попросить квартиру, машину и печень здоровую, мы не просим: «Дай мне, Господи то, что я хочу, и не поздней, чем завтра, и не хуже чем у соседа». И даже если мы и хотели это попросить, но вдруг, в последний момент у иконы, на какую-то секунду уединившись с ней, мы говорим: «Господи, помоги мне, если уж нельзя стать лучше, то помоги хотя бы хуже не стать. Помоги мне не оскотиниться и человеческий облик сохранить». Безконечное стремление к чистоте - отличительная черта русского человека.
Русь - Святая. Значит, Русский - это православный, а православный - значит, Русский. Независимо от национальности, цвета кожи, разреза глаз. Если задуматься: швед Суворов, грузин Багратиони, говорят, Кутузов имел татарские корни. А Штольц, Лефорт, Брюс и прочие немцы и шотландцы, французы и англичане, испанцы и американцы, датчане и ирландцы, сербы и греки, швейцарцы и итальянцы, шведы и хорваты - люди других национальностей, которые себя считают русскими православными людьми? Они нашли в России свою вторую Родину и отдали ей все свои таланты, знания и силы. Если мы в корнях Пушкина покопаемся, мы там кого только не найдем, никаких русских там нет в помине, но более русского человека представить себе нельзя. Откуда же появляются такие словосочетания, как «русские немцы», «русские китайцы», «русские корейцы» и т.д.? Золотое кольцо России - Суздаль, балалаечник на площади....Идет толпа интуристов, и вдруг один остановился, и он слушает, и он понимает, что сейчас поют, хоть он и ни одного слова не понимает, но это все про него. Он русский по духу. Таких легко вычленить из толпы. Они понимают, о чем у нашей балалаечки струна дрожит.
О. Герман (Подмошенский), выдающийся православный миссионер, собрат о. Серафима (Роуза), сын русских эмигрантов, родившийся на чужбине в 1934 году, всегда знал, что он русский, тосковал по Родине. Он впервые увидел Россию только в зрелом возрасте, в1991 году: на праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля он сослужил Патриарху. Батюшка тогда сиял, светился радостью. «Я всю жизнь мечтал побывать на Родине, приехать в Россию» - говорил он. - «И я не только сумел приехать в Россию, но Господь мне такую милость послал, теперь могу спокойно умирать». Когда ему задали вопрос, постоянно ли он живёт в Платине (Америка), не задумываясь, игумен ответил: «Я постоянно живу в России, точнее, в Святой Руси. Душой, конечно». О. Герман много рассказывал «стопроцентному» американцу о. Серафиму (Роузу) о том, что есть такая страна - Святая Русь и тоскующая по Небу душа о. Серафима приняла в себя этот образ и навсегда полюбила. О. Серафим говорил о. Герману: «Ты счастливый, потому что ты русский, ты наследовал святость Руси».
Парадокс, иностранцы принимают Святую Русь, а наши дети, наше молодое поколение далеко от этого. Мне рассказали такой недавний случай, как белорусский пятиклассник на слова священника «Святая Русь - это единое, нерушимое государство - Россия, Белоруссия и Украина. Мы должны быть вместе» с ухмылкой протянул: «Ну, это еще как сказа-ать». Понятно, что идет массированная промывка мозгов через СМИ, но родители?! От них же, прежде всего, должно идти начало, формирование нравственного стержня у детей. Как же обделены они, не имея в душе понятия Великой Святой Родины!
«Мы русские - какой восторг!» С каким удовольствием произносим мы эту фразу. Чужеземным западным мудрецам она сложна для понимания, мы и сами без должного осмысления не сразу можем понять - в чем восторг? Начиная с Куликовской битвы до Великой победы в Отечественной войне почти 350 лет непрерывных войн, не считая периодов голода, смут и прочих катаклизмов. А наш климат, суровые зимы.... В чем восторг-то? В чем?
Эти замечательные слова принадлежит нашему генералиссимусу, русскому архистратигу, Александру Васильевичу Суворову, которому в этом году исполняется 285 лет. Недавно в Москве прошел вечер из цикла Лины Мкртчян «Возвращение на Родину», посвященный великому полководцу. Вечер удивительный, духовный, патриотичный, наполненный любовью к нашей Родине, цель имеющий вернуть русскому народу похищенные у него святоотеческие ценности. Поделюсь услышанным, тем, что особенно запомнилось, запало в душу.
Русские пешком прошли всю Сибирь. Заметьте, не закованные в латы воины, с пушками.... Так вот шли, кто за белкой, кто за песцом, кто за соболем, кто за горностаем. И так тихонечко переплыли через Берингов пролив и оказались в Аляске. И там вдруг появились православные русские ... креолы. Мы пешком, без ружей, доходим туда, куда нам надо. И везде и всем, кстати, с нами хорошо, никого мы не угнетаем. Преград для русских нет, вот почему нас так бояться и так ненавидят. Вспомните, как ненавидели Суворова, какие безобразнейшие карикатуры рисовали на нашего чуднейшего, святого человека. В образе медведя какого-то, у которого с клыков кровища капает, который заграбастывает лапами всю Европу...
Альпы, обрыв и где-то там далеко внизу ревущий поток. В ответ на просьбу помочь Русской армии перейти через перевал, местные егеря сказали примерно следующее: «Туда олени не ходят, и мы туда не ходим. Куда вы ребята?» А они полезли, и пушки за собой тянули. И перешли. Массен радовался, когда ему доложили, что у русских нет патронов, нет еды. Русские солдаты зачерпнули воды в котелок, вскипятили. У кого-то сухарик остался, они его бросили в котелок и, смотря на него вприглядку, эту водичку хлебали. Суворов: «Что едите, братцы?» - «Суп атальянский, Александр Васильевич». - «Ой, давно супа атальянского не ел, дайте-ка похлебать. Вкусё-о-н». Среди них был великий князь Константин, который также этот суп хлебал, у которого обувь вся порвалась. Так вот, солдаты этому «кровопийцу - царскому отпрыску» из своих треуголок онучи сделали... Массен, ложась спать, ухмылялся: «Завтра я этого Суворова посажу в клетку и по всей Европе прокачу, покажу этого дикого русского медведя в клетке». Среди ночи его будят - бежим - Суворов. «Какой Суворов?!» - «Да вот он, уже здесь». Как было преодолеть этот путь - невероятно. Голые скалы, без альпинистского снаряжения - у русских даже опыта такого не было! У швейцарцев спрашивали, почему вы так почитаете Суворова? Ответ: «Потрясающе справедливый человек. Русские - порядочные». Французы обирали до нитки, они не только у нас в Москве безобразничали, гадили, воровали. Они и там, в Европе, нынешние великие культурологи, так себя вели. Грабили, последний кусок хлеба у детей отбирали. А Суворов за каждую булочку 10 золотых червонцев платил. Нравственная стойкость - еще одна отличительная черта русского человека. Он идет прямо, не сгибаясь, даже если грозит наказание и можно его избежать, он не пытается улизнуть и обойти его, а идет прямой дорогой.
Загадочная русская душа... Суворову докладывают - патронов нет, ребята задрожали. Суворов: «Ты что мне, батюшка, такое говоришь-то? Я и слов-то таких не слышал никогда». Второй раз докладывают, на третий раз он уже не выдержал, в одной рубахе выскакивает, лег на снег и кричит: «Братцы, занемог, косточки ломит, сил нет, в баньке бы надо на том берегу поправиться». - «Ох, - пронеслось среди солдатушек, - Александр Васильевич заболели, Александру Васильевичу надо в баньке поправиться, банька-то там, на вражьем берегу». И вот, Русская армия уже там, на том берегу.... Победа при Рымнике стала одной из наиболее блистательных побед Суворова, а за смелые и решительные наступательные действия против превосходящих сил противника австрийцы прозвали его «Генерал Вперёд».
В битве при Треббии три дня шла дикая рубка. Кровью были залиты все камни. Был критический момент, когда русские войска под натиском многократно превосходящих сил французов начали отступать. Паника, что делать? Суворов упал на землю крестом, и не вставал, пока не закончил молиться. Потом встал... и все закончилось - только что отступавшие, практически разбитые русские войска обратили французов в бегство. Пленили всех генералов. Накрыли столы, налили и... за них выпили и им налили. Неправильные мы, русские. Растроганные французы: «Надо признать, что атака ваша была весьма дерзкой, но не по правилам». Суворов в ответ: «Да, мы русские неправильные, мы все делаем неправильно, и самый неправильный человек - это я. Мы неправильно воюем. Я-то еще из лучших». Макдональд, спустя много лет, скажет о своём поражении: «Я был молод во время сражения при Треббии. Эта неудача могла бы иметь пагубное влияние на мою карьеру, меня спасло лишь то, что победителем моим был Суворов».
Идет 20-тысячная Русская армия, видит, храмик стоит маленький, католический, крест на нем. Все дружно остановились, повернулись к нему лицом, шапочки сняли, поклонились на крест. Все 20 тысяч человек... Местные обомлели - что это было?!
Спит генералиссимус под своим плащиком: «Александр Васильевич, турки выгружаются (турки приступили к переправе на левый берег Дуная, пользуясь численным превосходством, планировали опрокинуть небольшой отряд Суворова)». - «Много их?» - «Тысяч 18 уже (а русских - шесть). Может напасть, пока не все вылезли?». - «Да ладно, пусть уж все вылезают, мы их всех разом, гуртом...» Такое может сказать только человек, который под Богом ходит. История эта закончилась полным разгромом турецкой армии.
Русские никогда ни на кого не нападали, мы всегда только защищались, отстаивали свою веру. Еще императору Константину в Византии был задан вопрос: «Ваш Бог говорит вам - не убивай. Почему же вы берете в руки оружие? Сказал вам ваш Бог - ударили вас по правой щеке, подставьте левую, почему же вы защищаетесь?» Но вместе с этим наш Бог говорит: «Нет ничего выше той любви, если кто положит душу свою за други своя». Все погибшие на полях сражений, умирающие, защищая других, от Бога получают мученический венец, прощение всех грехов и райские обители, потому что свою жизнь они поставили ниже жизни другого человека. «Да, жить в России часто не умели, зато всегда умели умирать». Вот, что у русского человека не отнять: он точно знает, за что он способен жизнь отдать, а за что не дождутся никогда. Русский дух, это как разбойник, висящий по правую руку от Христа.
Город Углич, дорогая нашему сердцу русская глубинка....
В 8 километрах от Углича по Ярославской дороге среди густого леса стоит удивительный храм - церковь Михаила Архангела что в бору. Место это особое. Изначально здесь был монастырь, точная дата его основания неизвестна, но известно, что к концу 14 века он уже существовал, поскольку его игумен, как записано в летописи, присутствовал на освящении одного из храмов города Углича. Интересна история строительства этого монастыря. Он должен был быть придорожным, у дороги из Углича в Ярославль. Строители, благословившись, начали строить. Построят какую-то часть, утром возвращаются - все развалилось. Причём, обратите внимание, с истинно русским упорством в течение какого-то времени они все же пытались что-то построить. Что делает русский православный человек в таком случае? Идёт к старцу: «Помолись, мы богоугодное дело хотим сделать, а у нас ничего не получается, что делать?» Батюшка, помолившись: «Нет воли Божией строить монастырь на этом месте. Надо прятать его в лесу, в самом топком месте прямо на болоте». Ни слова не возражая, приняли это благословение и построили тяжелейший деревянный монастырь с храмом, кельями и деревянными постройками в самом топком месте на болоте. И никто не стал никаких землеустроителей, мелиораторов и геодезистов вызывать - Бог благословил, значит так и должно быть. Этот монастырь простоял 300 лет. В 1610-м году Углич был уничтожен литовскими интервентами. В Смутное время поляки много русских городов постирали с лица земли, причём особенно они свирепствовали, уничтожая православные святыни. Уничтожили и город Углич, ничего там не осталось. Затем поляки отправились искать тот самый монастырь, спрятанный в лесу на болоте. Зачем? Что, там много народу в нём спряталось? 300 жителей окрестных деревень, 40 монахов, да игумен Михаил. 341 человек. Это что, большая угроза для польско-литовских интервентов? Но они очень хорошо понимали, что это 341 православный русский человек, и их через год будет вдвое больше, через два - еще, и все усилия их будут тщетны. Потому они, неся потери, пошли в страшные бездорожные болотистые леса искать этот монастырь. Сначала попытались договориться с людьми - не хотите ли нашу веру принять, будем братья, что нам делить, поставим вам нашего царя, и все у вас тут в России будет хорошо. Ничего не изменилось - во всех войнах так предлагают. Но у русского человека много что можно отнять, а вот душу у нас отнять нельзя. Мы готовы жизнь свою отдать, а душу - не дождутся никогда, поэтому никто из людей с ними разговаривать не стал. Всех, кого поймали, поляки изрубили в куски, остальных заживо сожгли в монастыре. И ни один человек звука не издал, чтоб запомнили, как русский человек за веру свою умирает. Все это произошло в ночь на Пасху 4 апреля 1610 г. Только спустя 180 лет на месте этого монастыря в 1790-е годы построят каменный храм. Осветят его в честь Михаила Архангела. На месте предполагаемой братской могилы стоит деревянный крест. Здесь можно поклониться памяти трагически погибших русских защитников своей земли, попросить заступничества и сил всегда оставаться человеком и сохранять свой человеческий облик у тех, кто явил нам пример христианского благочестия. Это особое место, кровью полита эта земля, это - особая святыня и время здесь никогда не закончится.
Иконы Казанской Божией Матери и св. Кассиана Угличского. С ними ходили в крестные ходы - от них особенное заступничество и поддержка. Икона благоверного князя Романа. Ему досталось непростое время служения. Это 14-15 вв. Он вел мирный, очень богоугодный образ жизни, в Угличе строилось большое количество храмов. Князь старался сохранить мир, благочестие угличан и всех жителей угличских окрестностей, за что и был причислен к лику святых. Но его мощи были сожжены, их нещадно уничтожили в советское время. Частички никогда не открывают - там пепел. Когда человек и по смерти гоним - это свидетельство его богоугодной жизни.
Еще одна святыня храма - в ларце находится частица мощей младенца-мученика Иоанна Чеполосова - сына местного купца Никифора, жившего в 1660-е годы. Однажды мальчик из школы не вернулся домой и две недели его искали по всей окрестности. Примерно через месяц тело мальчика было обнаружено недалеко от церковного погоста в лесу. На теле было 20 ножевых ранений, убит он был ударом ножа в голову - от уха до уха был воткнут нож. Отец пытался вытащить нож, но ни он, никто из находящихся рядом, не смогли этого сделать. Когда к телу подошел приказчик Никифора Фёдор Рудак, он вынул нож легко, и рана закровоточила. Это было свидетельством того, что Рудак и есть убийца. Рудак признался, что это он, чернокнижник, обманным путём вместо школы заманил мальчика к себе и пытал его в течение нескольких недель. Он хотел заставить ребенка отречься от своего отца. В то время отречься от своего православного христианина отца и назвать отцом человека другой веры, да еще и иудея-чернокнижника было все равно, что попрать свою веру. Восьмилетний мальчик этого не сделал. Претерпев все мучения (известно, в частности, что Рудак ежедневно выдирал у ребенка по зубу), он был жестоким образом убит. Когда все это узнал отец, он настоял на страшной казни. Рудака должны были казнить четвертованием с последующим отсечением головы. Когда до казни оставалось немного времени, Ванечка стал сниться своему отцу с просьбой: «Отпусти его с миром, иначе не будет мне покоя». Легко ли простить убийцу своего единственного сына? В день казни вместо того, чтобы четвертовать Рудака, его отпустили с миром на все четыре стороны. Известно, что он гнил заживо, а умереть не мог - «он был живой изъеден червями», как сказано в житии св. мч. Иоанна. Бог дал ему время на покаяние, но покаяния не случилось, потому наказание его нашло, но только ни один человек не был в этом виновен - наказание его было от Самого Бога. Когда читала об этом в житии, в памяти всплыла «Страшная месть» Гоголя. Я прочитала это произведение лет в шесть и до сих пор помню шок, который испытала, и даже не от самой истории, от которой кровь стынет в жилах, а от последней ее главы. Помните: Иван, погибший вместе с единственным сыном от руки своего брата, попросил у Бога страшную месть для него и для его потомства: не должно оно иметь счастья, а последний из рода Петра должен быть таким злодеем, какого еще не бывало на свете и «от каждого его злодейства чтобы деды и прадеды его не нашли бы покоя в гробах и, терпя муку, неведомую на свете, подымались бы из могил!» И сам он должен прекратить свой род. «И повеселился бы я, глядя на его муки!» Какое страшное желание! «А Иуда Петро чтобы не мог подняться из земли, чтобы рвался грызть и себе, но грыз бы самого себя, а кости его росли бы, чем дальше, больше, чтобы через то еще сильнее становилось его боль. Та мука для него будет самая страшная: ибо для человека нет большей муки, как хотеть отмстить, и не мочь отмстить».
«Страшна казнь, тобою выдуманная, человече! - сказал Бог. - Пусть будет все так, как ты сказал, но и ты сиди вечно там на коне своем, и не будет тебе Царствия Небесного».
Эти строки были для меня как откровение, и они запомнились на всю жизнь. Не желайте мести злоумышленникам, ибо их участь в руце Божией. «Мне отмщение и Аз воздам».
По благословению митрополита Ионы мощи младенца Иоанна были освидетельствованы монахами Угличского Воскресенского монастыря, были свидетельства об исцелениях. Но вскоре мощи спрятали под спуд. Это было следствием борьбы со старообрядчеством (вспомните св. Анну Кашинскую, у которой тщетно пытались сложить пальцы в троеперстие вместо двуперстия, а потом, когда эти попытки не увенчались успехом - пальцы сами обратно возвращали свое положение - ее деканонизировали). В 1970 году во время реставрации церкви мощи были обнаружены. Судмедэксперты подтвердили, что убийство произошло ударом в голову острым предметом. В 1996 году останки перенесли из музейных фондов во вновь открытую Корсунскую церковь, где они находятся и по сей день. Кому и зачем нужны были такие зверские издевательства и убийства детей-христиан: св. царевича Димитрия, св. Гавриила Белостокского, св.Иоанна Чеполосова, Андрюши Ющинского?
о. Серафим (Роуз): «Святая Русь была распята, это было допущено Богом, чтобы мир увидел Святую Русь, чтобы мир, отошедший от христианства, мог увидеть новых мучеников. Святая Русь воскреснет, и весь мир поймет, что такое красота, возвышенность христианства».
А в заключение не терпится поделиться следующим: в Швейцарии, оказывается, есть музей Суворова, в котором единственной достопримечательностью является... санузел, в который наш великий полководец однажды заходил. Вы только задумайтесь: они накладывают на нас санкции, пытаются нас воспитывать, подчинить своей ментальности, а отхожие места наших полководцев почитают!
Мы русские - какой восторг!