Христианское богослужение в эпоху мужей апостольских
22.09.2016
В настоящее время, когда отправление богослужения далеко от своего идеального уровня, обращение к древнему литургическому наследию, в частности, к трудам мужей апостольских, является необходимым и актуальным. Нельзя сказать, чтобы в их трудах мы обнаружили обильную информацию по интересующему нас вопросу. В них мы находим только самые общие замечания о богослужении того времени. Причиной этого является то обстоятельство, что само богослужение тогда еще не было единообразно и четко зафиксировано. Оно сохранялось преимущественно в устном предании, передававшемся из поколения в поколение.
Прежде всего, нужно сказать, что общественное богослужение считалось обязательным для всех христиан. Св. Игнатий Богоносец в Послании к ефесянам пишет: «Кто не ходит в общественное собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя». Конечно, каких-то четких, постоянных формул общественных молитв в эту эпоху еще не было, но они и не были только свободной импровизацией, как утверждают современные сектанты. Указание на зачатки уставности мы можем видеть в Послании св. Климента Римского коринфянам: «Мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена». Во время богослужения обычно пели все верующие. Св. Игнатий Богоносец наставляет ефесских христиан: «... составляйте из себя вы все до одного хор, чтобы согласно настроенные в единомыслии единогласно пели».
Состав богослужения в век мужей апостольских включал в себя четыре основных элемента: молитву, пение, чтение Священного Писания и слово назидания. Средоточием всего богослужения являлась Евхаристия, которая преподавалась под двумя видами.
Упоминание мужами апостольскими в своих трудах Евхаристии исключает символическое понимание её.
Так, св. Игнатий Богоносец в Послании к Смирнской Церкви пишет: «Евхаристия есть Плоть Спасителя Исуса Христа, Которая пострадала за наши грехи, но Которую Отец воскресил по Своей благости».
Примечательно, что все присутствующие на богослужении приобщались Святых Даров. Этот обычай, конечно, достоин подражания современными христианами, но, разумеется, при соответствующей подготовке.
Интересно, что современные старообрядцы причащаются весьма редко. Даже в престольный день в Покровском старообрядческом соборе на Рогожском кладбище причащается лишь несколько детей.
Тот факт, что отсутствующим на богослужении верующим Святые Дары посылались через диаконов, католики неосновательно используют при утверждении, что, будто бы уже в то время Святые Дары употреблялись не только для приобщения, но и для других целей, например, для поклонения (культ Тела Христова особенно был развит в Католической церкви в средние века).
На самом же деле Древняя Церковь не знала частного освящения Святых Даров без приобщения, как и частного приобщения с частным освящением. Богослужение носило строго общественный характер.
Современная святым Иустину и Иринею (III век) Литургия состояла из двух частей: гомилитической и евхаристической.
Первая часть включала в себя пение, чтение Писания, проповедь и общественную молитву. Тогда же производился отбор хлеба и вина из общественных приношений.
Крещение, которое в настоящее время, к сожалению, часто совершается через обливание, в то время совершалось через погружение. Апостол Варнава пишет: «...блаженны те, которые вышли из воды...». Впрочем, как исключение, при крещении больных, умирающих и заключенных в темницы оглашенных, допускалось окропление и обливание. Крещению предшествовало приготовление или оглашение, которое было довольно продолжительным, так как требовалось знакомство с основами христианского вероучения. Акт оглашения был соединен с молитвой и постом как самого оглашенного, так и всего общества верующих.
Я был очевидцем того, что даже чтение простого поучения, раскрывающего элементарные основы христианского вероучения, оказывает большое воздействие на крещаемых.
О покаянии, как особом церковном институте, нигде не говорится в писаниях мужей апостольских, но в смысле сознания и исповедания пред Богом своих грехов оно признавалось необходимым условием спасения. Известно, что в это время наряду с частным покаянием, в большом употреблении было покаяние публичное. Оно имело место при исповедании грехов важных, имевших значение для всей христианской общины. Такими грехами особенно считалось отступничество от веры во время гонений и предательство своих собратьев, уклонение в ересь и грехи, известные всему обществу верующих, например, блуд.
За подобные грехи Церковь отвергала от себя каждого члена, и если бы он захотел возвратиться опять в общество христиан, она прежде принятия его через Таинство покаяния, также как и перед крещением, подвергала его испытанию в искренности осознания греха и готовности начать прежнюю святую жизнь.
В настоящее время верующие недоумевают и удивляются, если встречаются случаи служения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время.
Однако известно, что это было в век мужей апостольских, но вызвано это было жестокими гонениями на христиан, которые с особой силой начались со II века.
Что касается праздников, то во II и III веках к праздникам, установленным в век апостольский, были присоединены еще новые. Так, стали выделяться сороковой и пятидесятый день после Пасхи.
Во IIивеке в Восточных Церквах был уже праздник Крещения Господня. К первым же векам относится установление праздников Благовещения, Сретения, Входа в Иерусалим. В честь святых мучеников также в первые века были установлены праздничные дни. В этом случае более общими праздниками во всех церквах были: в честь первомученика Стефана и апостолов Петра и Павла, но по большей части, каждая Церковь совершала празднества в честь своих местных мучеников.
Установленные в век апостольский посты существовали и во время послеапостольское - в век мужей апостольских. Однако в Римской Церкви, вопреки общецерковной практике, постепенно стало входить в обычай поститься в субботу. Относительно четыредесятницы нужно заметить, что хотя этот пост существовал с апостольского времени, но продолжительность поста не во всех Церквах была одинакова. Это видно из свидетельств св. Иринея Лионского в его письме к римскому епископу Виктору.
В заключение необходимо сказать несколько слов и о совершителях богослужения. Уже в первом Послании св. Климента Римского коринфянам, написанном в 93-95 годах первого столетия, упоминаются три степени иерархии: епископы, пресвитеры и диаконы. Однако, на основании 14 главы можно сделать вывод о том, что различия в понятиях и названиях епископа и пресвитера тогда еще не существовало.
В то время как функции епископов-пресвитеров остаются прежними и заключаются, главным образом, в совершении Евхаристии, диаконское служение претерпевает существенные изменения. Диаконы в трудах мужей апостольских трактуются уже не как служители яств и питий, а как соучастники совершения богослужения, помощники епископов-пресвитеров.
Вот таковы основные моменты христианского богослужения в век мужей апостольских. Очевиден переходный характер богослужения этого времени, но уже заметны зачатки будущей стройности и определенности, характерной для богослужения последующих времён.