«Многие на Западе говорят, что Россия – последняя надежда»
25.11.2016
Впечатления игумена Кирилла (Сахарова) от Образовательных чтениях Центрального викариатства Москвы …
В преддверии очередных 25-х Международных Рождественских Чтений состоялись Образовательные Чтения Центрального викариатства столицы (4-е по счету). Безусловно, священнослужителям, закончившим семинарии, а многие и академии нередко много лет назад, весьма полезно освежать и пополнять полученные знания.
В этом плане мероприятие в Государственном университете по землеустройству, прошедшее 24 ноября, является уникальным. Уникальным является и сам университет. Во-первых, при нем вот уже 15 лет действует храм. Посвящен он святым равноапостольным Константину и Елене. Опекается Богоявленским собором, что в Елохове. Университетский храм освящал Патриарх Алексий II. Сам университет производит впечатление добротности и стабильности. Очевидно, что в этом большая заслуга ректора С.Н.Волкова (каждый раз накануне открытия Чтений он причащается в университетском храме). Из выступления митрополита Арсения запомнились цифры пострадавших от репрессий студентов в Москве и Петербурге – соответственно 4,5 и 3%.
Вообще владыка Арсений был душой мероприятия. Он буквально заряжал собравшихся своим оптимизмом. Сумел создать атмосферу доброжелательности и непринужденности. Непосредственно готовил Чтения и руководил ими настоятель Елоховского собора протоиерей Александр Агейкин. С первым докладом выступил А.Малер, член Синодальной библейско-богословской комиссии. Докладчик говорил о тотальности репрессий – были репрессированы даже те, кто «справа» поддержал пришедших к власти большевиков. Особенно интересным было выступление Л.П.Решетникова – до недавнего времени директора Российского института стратегических исследований.
«Вчера в Европарламенте была принята резолюция, запрещающая российскую пропаганду в Европе и по всему миру», - говорил докладчик. Ее опасность сопоставима с опасностью исходящей от ИГИЛ – говорилось в резолюции. Главная причина этого заключается в том, что наша информационная политика за рубежом несет в себе ценности русского православия. Еще Жак Ширак - бывший президент Франции говорил, что Россия является отдельной цивилизацией. Мы страна с самой оболганной историей. Произошла дебилизация страны. До 1935-го года в школах вообще не проходили отечественную историю. Сейчас очень сложно найти молодого аналитика.
Особое внимание Леонид Петрович уделил личности последнего Российского Императора Николая II, конкретно обстоятельствам отстранения его от власти. По мнению выступавшего, не было никакого отречения, а был заговор, изоляция, долгие допросы и унижения. Решетников солидализировался с Н.Поклонской, по мнению которой т.н. «акт об отречении» (написанная карандашом бумажка, обнаруженная в 1924-м году) юридически ничтожен. Многие из тех, кто участвовал в отстранении Царя от власти, вскоре погибли (Алексеев, Корнилов и др.). При Николае II наша страна без войн динамично развивалась. Убивали ни Николая II как человека и не за то, что он Царь, а за то, что он являл собой образ и смысл нашей цивилизации.
Белая армия – это лучшая часть нашего народа, которая встала на защиту исторической России. В ее составе было много кадет и юнкеров не старше 21-го года. Это был героический порыв молодежи. В знаменитом фильме «Бег» показана сцена как в юнкерском училище в Киеве командир объявляет, что дело проиграно и чтобы все расходились по домам. Юнкера начали бросать ружья и разбегаться. А было все как раз наоборот. 158 юнкеров захватили эшелон и 3 недели пробивались на Дон для соединения с Белой армией, из них уцелел только 31 человек. Когда Решетников изучал архивы, то он плакал, читая об истязаниях и моральных унижениях арестованных. Интересным был его рассказ о биографии «героя» венгерской революции 1956-го года И.Надь. В 30-е годы по его инициативе были арестованы и казнены десятки людей.
«Система, построенная на крови, без Бога, борющаяся с Ним, сдохла». Индустриализация была бы невозможна без помощи США. В тогдашней России денег не было. Сотни заводов, в том числе Магнитка, Днепрогресс были построены с помощью специалистов из США и Германии.
Докладчик призвал к более определенной оценке переворота произошедшего в 1917-м году. По его мнению, это была трагедия, преступление. «Необходимо внутреннее покаяние, возврат к точке отсчета. Необходимо стать той Россией, которая была. Многие на Западе говорят, что Россия – последняя надежда».
Интересным был доклад Е.Г.Балашовой о новых данных репрессированных насельниках и прихожанах Высоко-Петровского монастыря. Была показана икона, на которой были изображены 9 новомучеников, связанных с обителью. Крайне любопытными были материалы, которые раз в две недели посылал в Ватикан католический епископ, находившийся в Москве (например, о том, что наши инженеры отказывались участвовать в взрыве храма Христа Спасителя и поэтому взрыв был осуществлен специалистом из Берлина за 3 миллиона долларов). Высоко-Петровский монастырь отличался своими строгими богослужениями – «служили здесь дольше всех и кланялись ниже всех». Особое внимание докладчица уделила личности последнего настоятеля обители архиепископа Варфоломея (Ремова). Честно говоря, до конца я так и не понял, был ли он тайным католиком или нет.
Иерей Сергий Матюшин рассказал о том, как в 1926-1936 годах происходили захоронения расстрелянных на Ваганьковском кладбище. Особое внимание отец Сергий уделил личности настоятеля храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище о.Неофита Любимова (годы настоятельства – 1903-1914). Батюшка был уроженцем Симбирска. В качестве учителя он соприкасался с отцом Ленина Ильей Ульяновым, учил его сестру Марию. Когда арестовали зятя о.Неофита, он написал письмо Ленину с ходатайством об освобождении «ради памяти о вашем отце и сестре». Однако в июле 18-го года арестовали и его самого по обвинению, что он служил панихиду о расстрелянном Императоре. 30 октября батюшка был расстрелян. Расстрелянных закапывали в хаотическом порядке. При вскрытии захоронений в затылочной области черепов были зафиксированы отверстия от пуль. Людей арестовывали часто по любому пустячному поводу. Поразил рассказ о том, как один крестьянин, староста одного из храмов в г. Кимры, в поиске свечей приехал в Москву, а потом поехал в Хотьково. Когда он шел вдоль железнодорожного полотна по пути к монастырю с ним заговорил один железнодорожник. Крестьянин бесхитростно поделился с ним, о том, какая сейчас невеселая жизнь и тут же был арестован, а затем и расстрелян.
Профессор Литинститута И.Есаулов много интересного рассказал о Горьком, Лосеве, Блоке, Пришвине. Проректор университета Н.Иванов поведал о перипетиях вокруг храма святых Константина и Елены, приведших, в конце концов, к его закрытию 23 августа 1922 года.
После закрытия Чтений состоялся прекрасный концерт гусляров, были вручены грамоты педагогам. За обедом прозвучало немало ярких выступлений.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России