Вскоре после Тысячелетия Крещения Руси.
Часть 3
28.08.2015
Кружок духовного просвещения. Контакты с православной общественностью
Пару лет до назначения меня настоятелем церкви свт. Николы на Берсеневке, будучи насельником Свято-Данилова монастыря, я вёл там кружок духовного просвещения. Многие участники заседания этого кружка стали ядром общины храма и Союза Православных братств, которые я возглавил в 1991 году. Среди членов этого кружка были преподаватели, инженеры, врачи, бухгалтеры и т. д. Запомнились разборы на заседаниях кружка книг о Серафиме Роузе, Козаржевского «Новый Завет в свете археологии», Волкогонова «Триумф и трагедия», Личутина «Раскол», Волкова «Погружение во тьму», прот. В. Константинова «Гонимая Церковь», Бердяева «Судьба России», Честертона «Вечный человек», о. Павла Флоренского «Иконостас», писем епископа Михаила (Грибановского) и др. Делались обзоры журналов, например, «Молодая гвардия», «Храм», «Вопросы философии», «Наш современник», «Москва». Побывали на нескольких вечерах общества «Память». Обсуждали творчество Гоголя, Хомякова, Мережковского, В.Соловьева. Обсуждали не только сугубо церковную тематику, но говорили и о разрушительных делах Ельцина, умерщвляющих Россию, о вымирании деревни.
Выступали у нас писатель Ф.Чащин (автор романа «Белая Криница»), философ В.Капитанчук - о русской религиозной философии начала 20-го века, о. Олег Стеняев о своей воскресной школе.
Школа находилась в районе Чертаново. Она была официально зарегистрирована.
В школе давалось не только духовное воспитание, но изучалась и история России. Оценки ученикам не ставились. Вначале изучалась славянская азбука, а потом русская. На каникулах дети отправлялись в трудовой лагерь (на базе бывшего пионерского лагеря). Здесь они занимались восстановлением храма, трижды в день совершалась молитва. Всего было более трёхсот детей.
Запомнился рассказ о.Олега о его поездке на Западную Украину. Православным священникам здесь угрожали: если не думаешь о себе, подумай о детях. Многие священники быстро перешли в унию. Некоторые из них говорили: «А мы всегда были униатами». Памятна встреча с членами Киево-Могилянского братства из Киева. Общение проходило в одной подмосковной деревне. Руководитель братства (он же неизменный руководитель Союза Православных братств Украины) В.Б. Лукияник сделал подробное сообщение об истории раскола на Украине. Члены кружка делали сообщения об истории Курской Кореной пустыни, Рогожского кладбища, о Новомучениках Российских. Запомнился рассказ А. Анзимирова-Бессмертного о Православии во Франции. Первая русская церковь здесь была построена в г. Ницца в 1859 г. В 1861 г. в Париже был построен Александро-Невский собор. После октябрьского переворота, в 1925г. здесь был открыт Свято-Сергиевский Богословский институт. В институте преподавали епископ Кассиан (Безобразов), архимандрит Киприан (Керн), о. Николай Афанасьев, о. Александр Шмеман, профессоры Карташов, Федотов, Вышеславцев. Библиотека института насчитывала 22 тысячи книг. Обучение проходило на французском языке. Много училось иностранцев, в частности французов из католических и протестантских семей. Долгое время ректором института был о. Алексий Князев.
Позже в институте преподавали о. Борис Бобринский и О. Клеман. На кладбище Женевье-де-Буа были похоронены Зайцев, Бунин, Булгаков, Зеньковский, Тарковский, Галич, Оболенская и др.
Некоторые из иммигрантов, как, например, о. Алексий Сергиенко, вернулись в Россию. Всего во Франции в то время было 64 православных церкви. 14 из них относилось к Зарубежной Церкви, 10 к Московскому Патриархату. Было также три сербских церкви, одна болгарская, три румынских и т.д. Н. Струве преподавал Русскую историю и литературу в Парижском университете. Д. Шаховской - русскую философию. В институте иконологию и пастырское богословие преподавал Озолин, Осоргин - литургику. Издавалась газета «Голос Православия». В одном католическом магазине был огромный православный раздел. В Православие перешёл целый католический монастырь, правда без здания. В католических храмах нередко можно встретить православные иконы.
Запомнился рассказ одного члена кружка о вечере, посвящённом великой княгине Елизавете Феодоровне. Вечер вела автор книги о великой княгине писательница из Австралии Миллер.
Выступал перед членами кружка о. Наум из Грузии. Говорил о необходимости серьёзного оглашения желающих креститься, о том, что крещение должно совершаться через полное погружение. О необходимости давать епитимьи («священник, который их не даёт, губит себя и других»), о том, что нельзя отпевать умерших без покаяния. О. Петр Пиголь рассказывал о Святой Горе Афон. Член кружка Н. Потоцкий делал доклад на тему «Христианская жизнь по Добротолюбию».
Члены кружка посещали различные общественные и просветительские мероприятия, чаще всего в доме Телешева на Яузе. Запомнилась встреча с известной духовной писательницей З.А.Крахмальниковой. Ей удалось выпустить 10 сборников журнала «Надежда». Зоя Александровна была резким критиком т.н. сергианства - стремления ради сохранения церковных институций к симфонии с богоборческой властью. Это, по ее мнению, повлекло за собой огромные духовные потери. «В тюрьме было страшно. От меня хотели добиться отречения от мученичества, признания, что я хотела подорвать позиции советской власти. Угрожали расстрелом. Самой страшной болью для меня в заключении были лжесвидетельства иерархов - на следствии мне показывали их компромиссные соглашения. Все это я описал в своей статье «Горькие плоды сладкого плена». Было очень много откликов на эту статью. Меня, безусловно, поддержали многие монашествующие, катакомбные христиане и Зарубежная Церковь. Статья была направлена всем архиереям, но никто на неё не откликнулся. Резко против выступили Н.Струве и о. Иоанн Мейендорф». По мнению Крахмальниковой, иерархи Православной Церкви стали частью советской номенклатуры. «Они должны уйти, иначе мы не выздоровеем», - такова была ее позиция.
Однажды на одном собрании, проходившем на дому, выступал О. Игнатий - католический иеромонах из Польши - большой любитель православного богослужения, русского языка, литературы и романсов. Помню его недоумения по поводу содержания программ нашего телевидения: вещи полезные, познавательные чередовались с откровенной порнографией, пропагандой магии и оккультизма. Был также рассказ на этом собрании одного из участников кружка о поездке в Южную Корею. Рассказчик отметил, что в этой стране очень высокая дисциплина, и что многие отрицательно относятся к Муну.
Касались проблем Православной Церкви в Абхазии. На эту тему выступал Назарий Киут (ныне он иеромонах). Запомнился доклад о. Олега Стеняева «Экуменизм как осуществившаяся религия антихриста». В.Капитанчук запомнился воспоминаниями о погребении о. Александра Меня. Я рассказывал о книгах С.Нилуса, а один из членов кружка, ставший впоследствии библиотекарем Данилова монастыря, о Карагадинском старце Севастиане. Служили молебны у закрытых церквей (св. Николы в Пыжах, Иверской на Ордынке, Марфо-Мариинской обители и др.). Запомнился доклад В. Соколова, впоследствии о. Владимира, клирика храма Девяти мучеников Кизических в Москве, на тему «Церковь и театр». Единоверец Андрей говорил о важности погружения при крещении. Обливательный способ крещения он называл плодом католического влияния. Другой единоверец Георгий (сейчас он прихожанин Покровской старообрядческой церкви на Остоженке) делал доклад по Церковному Уставу. Посещали вечера о. Дмитрия Дудко на Беговой. Запомнилось из выступления о. Дмитрия: перестройка ещё хуже советской власти. Необходимо всеобщее покаяние, тесные контакты с Зарубежной Церковью. Еще запомнились выступления по истории казачества и о том, как проходило раскулачивание. В.М.Клыков на встрече с членами кружка говорил о необходимости консолидации русских людей, а сотрудник ОВЦС Вадим Константинович рассказывал о своей поездке на Западную Украину и особенно много о личности униатского митрополита Андрея Шептицкого.
Посещали выставки, в частности, в МГУ о старообрядчестве. Совершали поездки, например, на мою малую родину в Донбасс. Каждый участник поездки делился своими воспоминаниями.
Особая память о встрече с епископом Василием (Родзянко) в воскресной школе Данилова монастыря. Владыка рассказывал о своей жизни. За то, что он проводил занятия с детьми по Закону Божию, в правление Тито он был осужден на 8 лет. Прошел 6 тюрем, через 2 года его освободили. В заключении он испытывал ужасный холод и голод. Однажды во сне ему явился преподобный Серафим Саровский, который укрепил его в испытаниях. Супруга владыки - преподавательница русского и английского языков - была уволена с работы. Рассказывал владыка о Православии в Америке, о том, как он отказался исполнить требование ввести новый стиль для своей епархии (Сан-Франциско).
Читаю запись о заседании кружка от 21.01.1990 года: «Поручить А. Сипягину (впоследствии он стал священником) обследовать храм свт. Николы на Берсеневке на предмет его передачи для Православного братства во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших» (наш кружок трансформировался в это братство). Это поручение было дано еще до учреждения Союза Православных братств (14.10.1990 г.) и до учреждения общины храма (01.01.1992 г.).
Видными представителями православной общественности в это время были В.Аксючиц и Г. Анищенко. Летом 1987 года они начали выпускать журнал «Выбор». Журнал выходил как независимое религиозно-философское издание. Тираж журнала в Москве - 1000 экземпляров. В декабре 1989 года, когда я присутствовал на встрече с редакторами, вышло уже 8 номеров журнала. Свою позицию Виктор и Глеб обозначили как центристскую, «а стоять в центре очень тяжело» - добавляли они. В журнале печатались А.Нежный, В.Карпец, В.Полосин и многие другие. Печатались статьи о. Иоанна Мейендорфа, помещались интервью православных иерархов разных юрисдикций. Как у нас водится, журнал критиковали с разных сторон, обвиняли в прокатолических и проэкуменических симпатиях, редакторов называли сионистами, слугами мирового масонского заговора и т.п. Аксючиц общался с директором библиотеки конгресса США Биллингтоном - «знатоком России, единственным иностранцем, с которым можно было поговорить на религиозно-философские темы». Он выступал в Синоде Зарубежной Церкви («был благожелательный прием, очень интересное общение»). В США был создан Фонд помощи русской православной культуре. В.Аксючиц стал его президентом, а сопредседателями Совета директоров - о. В.Потапов и епископ Илларион. Центристское направление журнала приветствовал поэт и публицист Ю.Кублановский. В.Семенко пожурил редакцию за «присутствие элемента либерализма». Его наличие было усмотрено в том, в частности, что на помещенную в журнале статью Лосского «Спор о Софии» не было критики. Обсуждались на заседании такие серьезные вопросы, как открытие приходов Зарубежной Церкви в России и декларация о лояльности Советской власти митрополита Сергия (Страгородского). О.Олег Стеняев рассказывал об организации молодежного религиозно-философского семинара. Выступавшие положительно оценивали стремление «Выбора» осмысливать происходящие в мире процессы с христианской точки зрения.