Паломническо-миссионерское служение

Под покровом Господня Крестителя и святых подвижниц – в самом сердце столицы

Недалеко от Кремля, на одном из семи московских холмов расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь. До революции он назывался Ивановским, что дало название окрестностям - «Ивановская горка» или «Иван-горка». Застройка здесь настолько тесная, что невозможно полностью во всей красе увидеть собор св. Иоанна Предтечи. Есть мнение, что внешне он напоминает кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Чудное, тихое, намоленное место. Кусочек дорогой сердцу старой Москвы. В окрестностях монастыря снимались фильмы, в частности, в «Покровских воротах» можно увидеть знакомые очертания. Несмотря на то, что мы почти соседи, особенно, по московским меркам, на экскурсию в Ивановский монастырь собирались довольно долго. Наконец, «все звезды сошлись» и мы (прихожане храма свт. Николы на Берсеневке во главе с настоятелем игуменом Кириллом (Сахаровым)) здесь - на благословенной монастырской земле. Нас встретила м. Софрония, которая и провела экскурсию.

Основана обитель, согласно одной из версий,thumbnail великим князем Василием III и Еленой Глинской в честь их сына Ивана IV Грозного, первого русского царя, который родился 25 августа (ст.ст.) и праздновал свое тезоименитство 29 августа (11 сентября по н.ст.) – в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Царская семья ежегодно в этот день пешком приходила в монастырь, чтобы почтить святого Иоанна Крестителя. Обитель не имела приписных деревень, сел, крестьян, за счет чего содержались иные монастыри, но регулярно принимала щедрую царскую милостыню, т.н. «хлебную руглу», на содержание причта. На восстановление монастыря после пожаров, смут и разорения также жертвовались средства из царской казны.

Из архивных документов видно, что изначально обитель была не общежительной, как это положено по церковным правилам, а своекоштной, особножительной. Такая организация монастырей появилась в конце Средних веков, уклад жизни в них был менее строг. В большей части игуменья исполняла свою административно-воспитательную роль, следила за богослужениями, участвовала во взаимоотношениях с причтом. Но что касалось частной собственности, то она неукоснительно соблюдалась в пользу монахинь. Общим было жилище и богослужение, в остальном же насельницы жили по своему усмотрению, имели личную собственность. У каждой монахини в Ивановской обители было свое владение: в погребах мешок того, мешок сего, мука, крупы. Себя нужно было прокармливать, заготавливать дрова, чтобы отапливать свое помещение. С точки зрения сегодняшнего общежительного стандартного монастыря такое «монашеское государство» не является нормой, но тогда так жили и достигали святости многие. Свободой, которая открывалась, каждый мог распорядится по-своему, мог быть как плюс, так и минус.

Монахини имели свое поделие. Возле монастыря проводились «шерстяные и нитяные» ярмарки, монахини принимали в них активное участие - можно было свободно выйти из монастыря и реализовывать свою продукцию. Секреты рукоделия передавались из поколения в поколение. Монастырь славился своими золотошвейными и белошвейными мастерскими, им доверяли высокие особы. В Оружейной палате Кремля хранится расшитое бисером, драгоценными камнями, жемчугом коронационное платье императрицы Александры - вышивка выполнена монахинями Ивановского монастыря. В Историческом музее можно увидеть архиерейское облачение, также вышитое сестрами, но уже белошвейками - вышивка белыми шелковыми нитями по белой ткани, очень тонкая работа.

Но немало женщин, в основном, знатных, еще со времени основания монастыря проживало там не по своей воле, содержались они за счет щедрых пожертвований от их родственников. Насильно пострижены в монахини были супруга царевича Иоанна (сына Ивана Грозного), жена Василия Шуйского. Зачастую от неугодных женщин при дворе так и избавлялись – отправляли в монастырь. Хотя постриг требует добровольного согласия, тем не менее, жены при дворе, которые, например, не могли родить наследника. Отсутствие детей не являлось причиной для развода, а нужно было жениться второй раз, и выбирали такой путь – мол, ушла в монахини, что ж делать. Этот путь считался милосердным, человека не убивали, а давали возможность спасаться в монастыре. Были и преступницы. Неподалеку находились застенки Тайной канцелярии и монастырь вынужден был содержать у себя в подвалах её подследственных. Более 30 лет провела здесь помещица Салтычиха.

Самой таинственной личностью, до сих пор привлекающей внимание СМИ, является старица Досифея, икона которой встречает нас в соборе. История инокини,thumbnail ликом напоминающей императрицу Елизавету Петровну, крайне трагична. По преданию, это была Августа Тараканова - дочь Елизаветы и графа Разумовского. По официальной истории у Елизаветы Петровны детей не было, а по преданию, дошедшему в том числе из дореволюционных изданий, была дочь, княжна Августа. Воспитывалась она заграницей, росла в роскоши, не знала ни в чем недостатка. В монастырь она не собиралась. После смерти Елизаветы, на престол вступает Екатерина, которая, видимо, опасалась законнорожденную Романову. И тогда обманным путем Августа была привезена в Россию. К ней был послан граф, который предложил осмотреть русский корабль. Августа согласилась, они поплыли на шлюпке до корабля, где княжна была упрятана в каюту. В Петербурге у нее была личная встреча с императрицей, которая сказала, что ей лучше быть в монастыре. Для Августы это было серьезным испытанием, воспоминания говорят, что от своего похищения она вздрагивала всю свою жизнь. В 1785 году ее доставили под строжайшей охраной и сразу поместили в специально построенный небольшой домик рядом с надвратной церковью. Она была пострижена с именем Досифея и прожила в монастыре почти 25 лет. Может быть, она бы не привлекла к себе большого внимания, если бы ее просто упрятали в монастыре. Но ей было определено строгое содержание, она должна была жить в затворе (чтобы никакая информация о ней не просочилась), в строжайшей изоляции не только от внешнего мира, но даже вне общины сестер. Ни игуменья, ни духовник не могли к ней прийти. Специально для нее одной в соборе при закрытых на замок дверях исполнял службу монастырский священник. Чаще всего это происходило в надвратной церкви, с которой ее домик был соединен коридором. Надо отдать должное, содержалась юная монахиня Досифея по самому высшему разряду, ей подавали изысканную пищу, прислуживала ей всегда одна и та же монахиня, до самой смерти Екатерины II - единственная живая душа, которая допускалась к невольной затворнице. Путь от пострига монахини Досифеи до ее духовного становления сокрыт. Открывается миру она уже старицей, когда к ней приходят за духовной помощью будущий настоятель Оптиной пустыни прп. Моисей и будущий настоятель Саровской пустыни игумен Исаия, тогда еще стоящие на распутье, какой путь им выбрать - монашеский или мирской. Последнее известное посещение старицы некоей купчихой: она была безчадна, муж ее умер, она сильно унывала. Когда купчиха пришла, монахиня Досифея встретила ее словами «По что ты тревожишь меня окаянная». Из человека светского, она превращается в затворницу, которая внешне даже сурова. Тем не менее, она ее утешает и даже пророчески говорит, что в ее жизни будет.

Старица Досифея похоронена по ее просьбе в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Люди приходят, прикладываются, были чудеса. Насельницы монастыря собрали эти чудеса, подали документы на канонизацию. Комиссия потребовала доказательств, что это не выдуманная личность. Сестры были в архиве, в бывшей Ленинке. Нашли мемуары, записки, письма с упоминаниями о ней как о старице, нашли документы, подтверждающие ее захоронение в Новоспасском, то есть нашли документы, подтверждающие, что Досифея-княжна Тараканова не мифическая личность, а действительно существовала. Но пока комиссия по канонизации молчит.

М. Софрония рассказывает, что и в наши дни старица помогает мягко и незаметно, оставаясь глубоко в тени. К ней за помощью приходят люди, которым пришлось в жизни пережить такое, с чем трудно смириться. Вспомнила случай с мальчиком, который ранее посещал Воскресную школу монастыря. Он плохо сдал ЕГЭ, с такими низкими баллами его никуда не брали, а платное обучение семья потянуть не могла. Мама молилась монахине Досифее. Вдруг кто-то посоветовал попробовать в Свято-Тихоновский университет. По баллам не прошел, но документы оставили. В приемной сказали, что перед ним по списку пять человек, и если они не придут, то его зачислят. Просидели до вечера, никто не пришел, и парень поступил. Еще случай: позвонила женщина из Екатеринбурга, рассказала, как оформляла инвалидность, сколько услышала в свой адрес хамства, не то принесли, идите обратно и т.д. и т.п.  Женщина вышла в коридор, открыла в телефоне фотографию монахини Досифеи и помолилась. И вдруг чиновники все стали подписывать, со всем соглашаться. «Как будто не я только что к ним заходила, и они меня выгнали…»thumbnail

Монастырь неоднократно горел, но восстанавливался, жизнь продолжалась. После пожара и разорения 1812 года масштаб разрушений был таких масштабов, что священноначалие принимает решение об упразднении Ивановского монастыря и превращение Предтеченского храма в приходской. С 1813 года до середины 19 века здесь, если можно так назвать, монашеское запустение. Но на Руси всегда особенно любили монастыри. И по прошествии полувека люди помнили, что здесь была именно святая обитель, даже в 1850-60-х гг. в литературе встречается не Иоанно-Предтеченский храм, а такое понятие как бывший Ивановский монастырь. Монастырские святыни сохраняются, люди приходят к ним на поклонение.

В 1859 году появляется некая богатая вдова Макарова-Зубачёва, подполковница, как ее называют (покойный муж был подполковником). Она одинока, единственный сын умер в детстве. Вдова все свое состояние жертвует на возобновление монастыря. По благословению владыки Филарета на месте бывшей Ивановской обители отстраивалось уже нечто новое.

Святитель Филарет, митрополит Московский, правящий в то время архиерей, считал, что общежительные монастыри больше отвечают высоким требованиям монашеского жительства и видел Россию именно с такими монастырями, хотя и встречал, в связи с этим, препятствия от самих монашествующих. Старое было привычней и, на их взгляд, лучше. В конце 19 века в Москве не было ни одного общежительного монастыря. Владыка считал, что даже постройки отличают общежительный монастырь от своекоштного. Вместо отдельных домиков должны появиться общая трапезная, кельи - сестры должны жить единой семьей и их труд должен быть направлен на общее благо. Владыка обсуждает это с архитектором Быковским, ставит перед ним определенную задачу, утверждает проект на Синоде. С 1859 года началось возведение нового архитектурного ансамбля, который можно видеть и по сей день (за исключением некоторых искажений - надстроек советского периода). Считается, что в сердце Москвы был создан шедевр европейской архитектуры. К сожалению, для этих целей были снесены прежние исторические монастырские постройки, и даже собор 16-го века.

В 1879 году монастырь был полностью построен, начинает действовать, освящается Предтеченский собор. Из Борисоглебского Аносина женского монастыря, который славился высоким монашеским жительством, приглашается игуменья. Всего 40 с небольшим лет и новая власть, пришедшая с революцией 1917 года, закрывает монастырь. На момент закрытия в нем подвизалось 300 сестер. Если сравнить с бывшим, своекоштным, где сестер было не больше ста, то за сравнительно короткий срок общежительная модель собирает в три раза больше насельниц. Это можно объяснить еще и отменой крепостного права. Религиозные крестьянки, с детства приученные к труду, получили возможность распорядиться своей судьбой и многие из них выбрали монашеский путь, многие приходили семьями - с сестрами, тетями.

Существенно изменился монастырский уклад. Он стал более строгим. Большинство инокинь имели хорошее светское образование, знали иностранные языки, занимались переводом духовных книг. Выходить в город им было разрешено лишь в крайних случаях, а посетители монастыря не могли попасть на его территорию - проходили в центральные врата в собор, молились, поклонялись святыням, и оттуда же выходили. Такой возможности, как «погулять по монастырю», не было, как нет и сейчас – на территорию монастыря можно пройти только с экскурсией. Таким образом обеспечивается предельная строгость монастыря.

Известный благотворитель меценат Н.А. Найденов оставил «на память будущему вида существующих в Москве храмов". Фотографии в альбоме "Москва. Соборы, монастыри и церкви", сделанные в 1881-1891 годах по его заказу - безценные реликвии прошлого. На собственные средства он произвел фотофиксацию всех без исключения церквей города "сорока сороков". Многие храмы сейчас не знали бы, как они выглядели, и в том числе благодаря этим фотографиям шли реставрационные работы, воссоздавался облик православной Москвы 1880-х годов. Очень помогли они и в реставрации Предтеченского собора.

Главный престол собора в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, другой престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Первый при входе в собор - придел в честь Рождества святителя Николы. Экскурсовод обратила наше внимание на то, что в обители на один праздник в честь свт. Николая больше, чем в других. Рождество святителя есть в Минее, 11 августа. Ему есть древняя служба. Какое-то время она была забыта, но при Патриархе Алексии празднование возобновили. От собора, освященного в 1879 году, сохранились мозаичные полы, некоторые элементы искусственного мрамора, столбики, поддерживающие клиросы. На барабанах собора можно увидеть живописные изображения пророков, а в медальонах - евангелистов. По этой оставшейся местами росписи можно видеть, что в 19-20 веке был полный переход на живопись. От того, древнего, монастыря, которого уже нет, чудом сохранилась древняя чудотворная икона св. Иоанна Крестителя с частицей мощей (середина XVI века). Это самая почитаемая святыня. Икона была в серебряной ризе, но ее отобрали в период кампании по изъятию церковных ценностей. Именно к этой иконе приходили цари, чтобы послужить здесь 11 сентября молебен святому. Икона написана в византийской традиции.  После 1927 года в Предтеченском соборе поселился Архив Московской области, который вплоть до 2000-х годов здесь и пребывал. Сестры собрали все самое ценное: икону и обруч Иоанна Крестителя, икону прп. Елизаветы чудотворицы и переселились в соседний храм апостолов Петра и Павла на Яузе. Этот храм не закрывался, и там много чего сохранилось. Сейчас это Сербское подворье. Долгое время святыни Ивановского монастыря пребывали там, потом их вернули обратно.

Еще одна почитаемая святыня - гробница блаженной Марфы Московской, ее имя внесено в список московских святых 14 марта, подвизалась здесь в 17-м веке, известна дата ее смерти - 1638 год. Царица Евдокия Лукьяновна ее очень почитала, жаловала ей подарки. Царица была многочадна и перед каждыми родами приходила просить Марфу молиться о благополучном разрешении от родов. Была Христа ради юродивой, известно, что по ночам ходила молиться на Воробьевы горы. Т.к. особо почитаема царской семьей, блаженную Марфу похоронили в соборе. Мощи пребывали в нем с 1638 по 1927 год, даже когда это был приходской храм. Богоборческие власти устраивали кампании против мощей. Мощи были объектом ненависти. В Троице-Сергиевой Лавре выставлялись мощи, открывали их. Хотели показать людям, что это, мол, простые кости. Когда Предтеченский собор закрывали, верующие обратилась с ходатайством о том, чтобы перезахоронить мощи блаженной Марфы на Ваганьковском кладбище. Разрешение СЭС было получено. Но на этом этапе, к сожалению, мощи теряются. Они были вывезены на Ваганьковское кладбище, архивы сгорели. След мощей до сих пор не найден. В соборе сохранилась дореволюционная гробница блаженной Марфы, которая в течение столетий освящалась ее мощами. Монахини верят, что когда-нибудь мощи найдутся, вернутся в монастырь. thumbnailМарфа молитвенница за царствующий Дом Романовых, она известна также особой помощью роженицам, заключенным в узах, и помощью в восстановлении святынь. Экскурсовод рассказала такой чудесный случай, когда молодой женщине врачи советовали делать аборт, т.к. у ребенка вместо легких были костная ткань, он не сможет дышать. Она приходила, молилась и ребенок родился здоровым. Есть также запись некоей женщины, благодарившей блаженную Марфу за то, что та исцелила ее от алкоголизма.

Далее нас пригласили в музей, который находится в подклети собора. Туда можно пройти со внутреннего двора монастыря, куда, как уже говорилось, можно попасть только с экскурсией. Во дворе большой стенд со схемой территории 19 века. В центре собор, вокруг строения, которые между собой были соединены галереями и в храм можно было попасть из любого корпуса. В некоторых источниках пишут, что с 1918 года на территории монастыря находился концлагерь. По другим данным это был трудовой лагерь, где содержались бывшие дворяне, белые офицеры. Они выполняли работы по благоустройству города, и какое-то время им даже платили зарплату. Затем здесь находилась школа (по некоторым данным, тюрьма) НКВД, а позже МВД, тир. Часть территории монастыря и по сей день принадлежит МВД - в зданиях монастыря расположен заочный университет. Многие годы обещают вернуть, но пока еще там учатся студенты.

 

Монастырский музей открылся 11 сентября 2008 года. Здесь же библиотека, проходят патриаршие трапезы, уроки Воскресной школы, другие мероприятия. Вокруг собора был некрополь - гробницы, фрагменты древних надгробий, найденные при раскопках, представлены в музее. По центру музея на возвышении расположен закладной камень, который закладывал святитель Филарет Московский лично, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись. Под толстым стеклом - каменные породы 16-го века. В экспозиции керамическая и стеклянная посуда, четки, части декора, украшавшего стены либо собора, либо монашеских корпусов. В музей помещены фрагменты росписи интерьера моленной комнаты игуменского корпуса 19 века. Плита из-под престола собора. Среди экспонатов монастырского музея есть архивные дела 1918 года, есть дореволюционные издания, содержащие сведения об истории монастыря, жизнеописания старицы Досифеи и блаженной схимонахини Марфы, Псалтырь из дореволюционной монастырской библиотеки. После обращения сестер к прихожанам о содействии в сборе исторических материалов для музея, люди стали приносить фотографии, архивные документы, которые хранились в их личных архивах. Представлены фотографии сестер, которых можно назвать исповедницами. Все, что можно найти о их жизнях, насельницы собирают по крупинкам.

Священномученики Ивановского монастыря: вthumbnail декабре 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян протоиерей Владимир Смирнов, в 1938 году там же был расстрелян священник монастыря Алексей Скворцов. Наперстный крест священномученика хранится в алтаре обители. Сохранились их письма. Страдальческие лица, с кровоподтеками. К ним применялись пытки. Чем отличаются первомученики и новомученики – здесь не было зрителей, поддержки, гласности. Был разговор один на один со следователем в душном кабинете. Никто не узнает, что с ними делали во время допросов. Им так и говорили, что никто не узнает, что с вами будет, что мы с вами сделаем. Человек мог героически держаться, терпя пытки, а мучители фальсифицировали протокол допроса, делая из него предателя. Родственникам говорили, что осужден на 10 лет без права переписки, а на самом деле его уже давно нет, умучен, расстрелян. Комиссия по канонизации такие дела откладывает, не выносит им суд, потому что неизвестно, был ли такой протокол.

67 сестер монастыря были в ссылках, одну монахини нашли в Вологодской области. Запротоколирован допрос и обыск: бездомная, изъяли две просфоры и Евангелие. Записана врагом народа. Время окончания допроса - под утро. Простая крестьянка. Многих расстреляли, ее отправили в лагерь. Когда копались в архивах, нашли дело одного вологодского иеромонаха. Расстрелян. Рукой следователя в протоколе допроса вписано: «Никто не изобличен». Возможно, рукой этого палача подписана будущая канонизация мученика…

В экспозиции музея репродукция картины Павла Корина «Русь уходящая». Чем ценна эта картина для монахинь? Среди святителей, игумений, нищих на ней изображены две схимонахини Иоанновского монастыря - Серафима и Мария. Большую часть жизни они были насельницами Вознесенского монастыря в Кремле, который был взорван одним из первых. Они перешли в Ивановский монастырь, и пребывали там с 1917 по 1927 год. Родственники о. Димитрия Смирнова. Аскетичны, худощавы. Схимонахиня Мария говорила: «Детки, будьте доброхотны, так тяжело умирать».  thumbnail

Выйдя из тихого внутреннего дворика, направляемся в монастырскую часовню, где находится чтимый список с образа св. Иоанна Предтечи и обруч. Люди, страдающие головными болями (от мигрени, опухолей и др.), с верой и молитвой надевают этот обруч. Много благодарных, они оставляют что-то драгоценное – цепочки, крестики, колечки. Здесь же небольшая свечная лавка, где можно заказать требы, купить свечи, книги, другую утварь. Обратили внимание на небольшие мешочки для просфор с завязочками и очень красивой объемной вышивкой, сделанной тонкими шелковыми и капроновыми лентами - традиции монастыря сохраняются, опыт рукоделия передается из поколения в поколение.

Сейчас в монастыре подвизается 32 сестры. Богослужения совершаются ежедневно, по воскресеньям служится молебен с акафистом св. Иоанну Крестителю.

Недалеко от Москвы у сестер есть еще одно попечение. В подмосковном селе Остров на территории некогда знаменитой усадьбы графа Орлова с 2001 года Иоанно-Предтеченский монастырь совместно с Братством святого равноапостольного князя Владимира ведут строительство новой богадельни – Старческого дома для проживания 30–40 одиноких стариков. Село Остров впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. Село было великокняжеской, а затем царской вотчиной. Во второй половине 16 века Иваном Грозным здесь была возведена белокаменная Преображенская церковь. В 19 веке была открыта богадельня с домовым храмом. В 1918 году все было ликвидировано богоборческими властями. Спустя век потомки возвращают все на круги своя, возрождая святыни, совершая богоугодные дела.

Божией помощи пожелаем сестрам Ивановского монастыря, святого покровительства Пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна, новомучеников и местночтимых святых подвижниц обители! И нам напутствие - будем помнить их наставление: «Будьте доброхотны», скоры на добрые дела и помощь ближнему. «Помни последняя своя, и во век не согрешишь» (Ср. Сир. 7, 39).

Андреева А.А.,

руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке

Март 2023 г.

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную