В октябре месяце в связи с 10-летием со дня кончины моего отца р.Б. Сергия я собирался посетить свою малую Родину – Луганскую область. Получил приглашение принять участие в крестном ходе «За мир в Донбассе» - отказать никак не мог. Решил совместить и то и другое.
...«Отойдите за белую полосу» - строго сказала сотрудница таможни с российской стороны (г. Донецк). С трудом обнаруживаю едва различимую полосу. Со стороны ЛНР (Изварино), в отличие от прошлого года, появились элементы правильно устроенной таможни с паспортным контролем, с проверкой багажа и пр. Первое, что бросилось в глаза после таможни - большой щит с цветовой гаммой российского флага и словами «Спасибо, Россия!» Напротив, через дорогу, могила коменданта Изварино с трогательной надписью на мраморной стеле: «Вечная память вставшим на защиту Луганщины от фашиствующего национализма и всем пострадавшим в междоусобной брани». В другом месте прочитали: «Если в душе твоей Родина есть – стать на защиту ее честь!» Автобусные остановки, еще недавно выкрашенные в цвета украинского флага, теперь в цветовой гамме ЛНР. Контраст между добротностью домов и более-менее качественными дорогами Ростовской области и обветшалостью того и другого в Луганской. Впечатление законсервированности социума советского периода. Рекламный щит: «С праздником Святой Пасхи!» - Игорь Плотницкий». Свежая вывеска на магазине при въезде в Луганск «Хлебушек». Рядом, под ней, заржавевшая на украинском – «Мрия» (мечта). Милицейские машины с надписями на российский лад – «ГИБДД».
Новосветловка. Несколько снарядов попали в купол и колокольню местного храма, в его крестильню. Два месяца настоятель, как и жители села, спасался от обстрелов в подвале. Богослужения совершались под артиллерийскую канонаду (часто обстрелы храмов происходили в праздники). Погибло 114 сельчан. Несмотря на тяжелые испытания, к церкви, по словам настоятеля, приобщилось всего лишь 4-5 человек. Неподалеку от храма подбитый танк ополченцев – он весь в цветах.
«Зачем нужна была эта война? Православные убивали друг друга! Надо было дипломатическими и иными мирными способами решать вопросы» - недоумевал батюшка. «Несколько домов были разрушены от прямых попаданий снарядов – дома тех, кто в храм не ходил. Был случай, когда летел снаряд, а человек закрылся книгой акафистов. Снаряд изменил траекторию своего полета. Не разрывались снаряды, обходили стороной те танки, где были иконы.
Большую помощь в восстановлении храма оказали благотворители из России. Храм был очень быстро восстановлен, что удивило правящего архиерея. Хотя еще много следов от пуль и осколков. У нас не было проблем с русским языком, а вот украинский класс в Луганске было найти непросто».
Новосветловка, как один из эпицентров конфликта, привлекала многочисленных корреспондентов газет. Иногда в своих репортажах они явно перебарщивали, трактуя, например, нахождение жителей села в храме во время обстрелов, как намерение их там сжечь. Наплыв корреспондентов стал тяготить, и батюшка стал избегать их. Кстати, супруга настоятеля родом с Западной Украины – с того самого села, где родился С.Бандера. По ее словам, половина села положительно отзывается о нем, а половина – негативно. Дочь батюшки, будучи в этом селе, очень резко выступила против крайностей национализма.
Интересным было общение с одним из комбатов ополчения. Запомнилось: «На границе с Украиной у нас дыры – надо, чтобы там разъезжали казачьи патрули. Алексей Мозговой хотел перевести казаков в разряд ополченцев – я был против этого. Ополченцы рано или поздно демобилизуются, а казак – потомственный воин. Кстати, Мозговой придерживался советской символики и на месте его гибели установлена звезда. Я был против расстрелов за мародерство – это методы из советского времени. Необходимо в каждом отдельном случае проводить тщательное расследование с участием адвоката. У нас здесь было как в Чечне: то нас останавливали, то мы вновь наступали. После Дебальцевского котла можно было бы до Киева дойти – дорога была свободна. Нам нужно очень пристально наблюдать за тем, что преподают в наших школах, ибо, как известно, победить врага можно через правильное воспитание его детей».
В своей квартире комбат не ночует – небезопасно, т.к. его домашний адрес выставлен на сайте «Миротворец». Запомнилась такая рекомендация: предохранительный ремень в салоне машины не одевать, чтобы в случае обстрела успеть выпрыгнуть.
Директором огромного металлургического завода в г. Алчевске является … Тарас Григорьевич Шевченко (полная тезка, конечно, известного украинского поэта). Удивительно, но все деньги с завода поступают на Украину.
В Перевальском районе, откуда я родом, было всего две школы на украинском языке – в селах Михайловка и Малоивановка. В школе Малоивановки пытались перейти на русский язык обучения. Продолжался эксперимент в течение только одного учебного года. Снова вернулись на украинский, т.к. ученики все равно говорили по-украински.
В родном городе Артемовскев местном храме в честь Всех святых в Земле Российской просиявших прочитал полунощницу, после чего передал в дар храму Евхаристическую Чашу (об этом ранее просил настоятель храма о. Михаил). На могиле отца вместе с батюшкой совершил панихиду. В отличие от прошлого года, она не сопровождалась артиллерийской канонадой.
8 мая в городе было праздничное шествие, в котором приняло участие около трех тысяч человек (при населении города ок. 7 тысяч). В этот день в городе рядом со статуей скорбящей матери и стеной с именами погибших в годы Великой Отечественной войны была открыта стела с именами погибших ополченцев (11 человек). Рядом со стелой – БТР.
Уже два года, как бездействует в городе шахта, являвшаяся градообразующим предприятием. Причина – ее затопление (на 21 метр) из-за повреждения оборудования во время военных действий.
На поминальной трапезе двоюродные сестры рассказывали о своем тяжком житье-бытье: низко летали украинские самолеты и вертолеты, наводя панику ужасным ревом. Люди до сих пор подрываются на минах – лишаются рук, ног, некоторых убивает насмерть (на вопрос украинским солдатам, кто будет убирать мины после их ухода, был ответ: «Ваши дети»). Подрываются и на минах, установленных ополченцами, т.к. в хаосе войны было много путаницы.
Не работает клуб – он в аварийном состоянии. В школах только по одному классу. Пенсии мизерные – 2 тысячи рублей. Из-за непризнанности ЛНР не работают суды, невозможно заверить завещание у нотариуса.
Как всегда посетил поселок Городище – большое старообрядческое селение. При въезде в поселок на высокой горе у поклонного креста возжег свещу. Храм потряс большими переменами за прошедший год. На церковных дверях информация о необходимости исповеди и причастия во все посты и о том, что над тем, кто не был хоть раз в году на исповеди и причастии, отпевание не совершается. Внутри храма прошла полная реставрация (ее не было более ста лет), промыты все иконы, появились новые.
В Никольском соборе города Алчевска после акафисту св. Николе (он пелся нараспев попеременно духовенством и хором) произнес проповедь, в которой, в частности, сказал, что раньше мы делали упор на необходимости сохранения церковного единства, то теперь на необходимости хранения чистоты православной веры.
Что касается крестного хода. Ядро его составили крестоходцы из разных регионов России. Организатором был Кодаченко В.В., председатель Общественного движения «Общее Дело».
Крестоходцы, к которым присоединялись местные жители, несли чудотворный образ Песчанской иконы Богородицы, огромную икону св. царя-мученика Николая IIи св. цесаревича Алексия. Не было никаких объявлений о крестном ходе, местные архиереи отнеслись прохладно. В ряде храмов духовенство никак не реагировало на это мероприятие, не служило молебны. Запомнился такой диалог местного обывателя с одним из крестоходцев: «Что здесь происходит? – Крестный ход. – А зачем? – Бога молить, чтобы был порядок и мир. – Правильно».
Я присоединился к крестному ходу на его завершающем этапе, когда он шел по Луганску. От храма прп. Сергия Радонежского на окраине города прошел всего лишь метров 500 и дальше идти не мог не только по причине жары, но и из-за того, что каблуки моей обуви отвалились. Ехал на машине в конце крестного хода. Две машины военной полиции в начале и конце сопровождали крестный ход. Легковая машина пытается обогнуть шествие, полицейские оттесняют ее на обочину, окружают. Разговор короткий: хрясь-хрясь по лицу. Реплика комбата: «Видимо, ребята – участники боевых действий, им непривычно долго разбираться».
В Петропавловском кафедральном соборе совершил молебен перед святынями с акафистом Песчанской иконе Божией Матери. Замироточили две храмовые иконы – Покрова и свт. Николы. Один из молящихся поведал: «У нас тут засилье «западэнцев». Выходцы с Западной Украины имеют очень прочные родственные связи. Не скрывают своего желание быть под омофором Константинопольского, а не Московского Патриарха».
По пути в Николо-Преображенский собор совершил заупокойную литию у памятника погибшим казакам. Молебен с акафистом царю-мученику в церкви свв.мчч. Гурия, Самона и Авива. Проповедь о подвиге святого царя, возрождении монархии, необходимости ратования за сохранение чистоты Православия. Над могилой местночтимого подвижника благочестия диакона Филиппа построен храм-часовня. Рядом кусок дерева, ставшего по молитвам Филиппа твердым, как камень. Здесь же новопостроенная церковь во имя Всех святых.
На мой вопрос о жестокостях войны в Донбассе, один ополченец так ответил: «Имели место у нас отдельные случаи со стороны бывших наркоманов. С украинской стороны были настоящие садисты. Когда они попадали в плен и их забирали на допрос, мы, опасаясь, что некоторых из них отпустят, для того чтобы они снова не могли бы больше воевать, мы порой стреляли им в плечо или в колено. Однажды группа наших на ночь расположилась вокруг костра. Украинский танк с большого расстояния попал в самую гущу греющихся. Один из ополченцев, цыган по национальности, потянул за ноги убитого, а они отделились от туловища. Цыган с ума сошел после этого».
Отдают должное добровольцам из России, без помощи которых не устояли бы. Многие местные просто не владели оружием – обучали российские добровольцы. Убеждены, что подоплека происходящего – строительство новой Хазарии. Сетовали на слабую мотивацию, сквернословие, курево, пьянку и наркоманию. Православных среди ополченцев мало, а вот родноверов-язычников – полно.
В последний день нашего пребывания в Донбассе участвовали в крестном ходе по Краснодону, затем по поселку Комсомольское. В храме священник показал срезы с дерева с четким изображением креста. Были случаи исцелений. За трапезой батюшка энергично выступал на темы глобализации, опасности принятия чипов и пр. Отвечал на вопросы паломников. Было трогательно видеть, с каким благоговением он, едва сдерживая слезы, встречал икону св. царя Николая.
В Свердловске посетили два храма – в честь прп. Агапита Печерского и св. прпмц. Елизаветы. Запомнились слова сотрудницы, произнесенные в первом храме: «У нас здесь проживает много выходцев с Западной Украины и поэтому настроение 50 на 50 между стремлениями к России и к Украине».
У самой границы в поселке Червоноармейский новопостроенный большой храм в честь архангела Михаила. Батюшка родом из Харькова. Имеет воинскую награду. Рассказывал о зверствах карателей (одному пленному ополченцу отбили молотком пальцы, другому отрезали голову и т.п.). О том, как ночью в лесу поблизости от таможни «Грады» накрыли большое подразделение ВСУ – погибло несколько сот человек. Части человеческих тел долго висели на деревьях и проводах. Стоял ужасный запах, который гасили известью. Потом все закопали в общую могилу. Каратели разбомбили здание женской колонии, а храм в ней разграбили. В бой они шли с истошным криком «Господы, поможи!» Два ополченца попали в окружение. Заканчивались патроны. Звонят они по сотовому телефону батюшки и спрашивают: «Не будет ли самоубийством, если мы, чтобы не попасть в плен, подорвем себя?» Батюшка не нашелся, что ответить…
Везде, где мы были, звучала тревога в связи со встречей в Гаване и предстоящим Собором. Есть не поминающие Патриарха священники. Звучала обида на Россию, за то, что не была предотвращена ужасная бойня и что до сих пор ею не признаны Народные республики. Неопределенность статуса тяготит и удручает.
К моему сожалению и удивлению, я оказался единственным священником не только из России, но и вообще, который принял участие в этом крестном ходе. Организаторы намереваются проводить его ежегодно.