Организаторы вечера, зная, что я неоднократно бывал в Румынии, настойчиво приглашали на встречу с профессором Бухарестского университета Ф.Кирилэ (Кирилловым). Перед началом вечера побывал на могилах чтеца Ромила Ивановича Хрусталева и епископа Михаила (Семенова). Подумалось: «Хорошо было бы подготовить буклет, где бы рассказывалось о старообрядческих священнослужителях, погребенных на Рогожском кладбище. Об архиереях более-менее известно, но ведь там могилы и менее известных священников и диаконов. Пока еще живы родственники некоторых из них, те, кто знали их, хорошо бы записать их рассказы».
Старообрядцы стали заселять территорию нынешней Румынии с Буковины. На сегодняшний день в Буковине компактно проживает их около 15-ти тысяч: Сучава, Яссы, Липовань, Климоуц, Добруджа, Камень (по тур. – Каркали) и др. Тогда это была территория Оттоманской империи. Старообрядцы селились на границе с Россией. Переселение продолжалось в течении 50-ти лет. На севере селились выходцы с Ветки, а на юге – с разных мест, в том числе казаки. При Екатерине II казаки оставили Добруджу и переселились вглубь Турции. Занимались старообрядцы земледелием, огородничеством, рыболовством.
С 50-х годов прошлого века из-за коллективизации и национализации рыболовство было серьезно подорвано. Старообрядцы стали заниматься строительством, земляными работами (их даже называли «экскаваторами с бородами»). Многие в поисках работы покидали родные места, устраиваясь далеко за пределами Румынии. Лишь только в последние 5 лет молодежь стала возвращаться.
Интересно, что старообрядческие храмы в Румынии не закрывались. Лишь только при режиме Антонеску, который настаивал на переходе на новый стиль, было некоторое напряжение. В 90-е годы строились даже новые храмы. После войны представили 18-ти национальностей, живущих в Румынии, могли открывать свои школы. Так было до 1959 года, когда все должны были обучаться в румынских школах, а родной язык изучать как иностранный.
После свержения Чаушеску опять появилась для старообрядцев возможность обучаться на русском языке. Лично профессор Кирилэ добился для старообрядцев возможности обучаться религии в светской школе (румыны могли обучаться только факультативно). Община русских липован, возглавляемая профессором в течение ряда лет, проводила фестивали русской поэзии и духовных песнопений. Функционировал кружок крюкового пения. Кирилэ написал несколько учебников по русскому языку, книгу о протопопе Аввакуме, множество статей по истории липован. С 1993-го года проходят международные симпозиумы по истории и культуре русских липован. Издаются журналы «Зори» и «Китеж-град».
На вопрос об отношении Общины с Митрополией профессор ответил примерно так: «Отношения близкие, но не идеальные». Интересно, что за последние годы, с помощью государства, в местах компактного проживания старообрядцев было построено около десятка домов культуры. Прозвучал гимн русских липован, написанный в 1937-м году Ерофеем Ивановым. Там есть такие слова: «Покидали Русь святую, славя Господа Христа. И роднее нет на свете, чем наш край, наш край родной».
Непростым является вопрос о количестве старообрядцев проживающих в Румынии. На первой румынской переписи в 1859-м году они вообще не были обнаружены (старообрядцы либо уклонялись от переписи, либо записывались румынами; к тому же многие путали гражданство с национальностью). Лично профессор Кирилэ считает, что старообрядцев в Румынии около 100 тысяч, включая тех, кто временно работает за границей.
Древлеправославная Церковь во главе с патриархом Александром имеет в Румынии 5 приходов. Эта Церковь, в отличие от Митрополии белокриницкой иерархии, в Румынии официально не признана. После 1909-го года, когда румынская граница была закрыта на замок, прекратилась возможность принимать беглых попов, приходы временно остались без священников. Иерархия была восстановлена лишь в 1990-м году. В городе Браила имеется небольшая община безпоповцев. В Тульче проживает несколько семей молокан. Интересно, что еще 3 года назад в Румынии функционировала единоверческая церковь. Удивительно, что никто из последней волны эмиграции из России не влился в Общину липован. Есть украинская община (ее, как и на Украине, терзают раздоры).
В настоящее время в парламенте представлены все 18 национальных меньшинств Румынии (по одному представителю от каждой национальности). Духовенство признанных конфессий получает от государства зарплату (с 1859 года, после указа первого главы объединенной Румынии Кузы). Когда эта информация прозвучала из уст профессора, раздалась реплика с места: «Мы в России можем только мечтать об этом». Духовенство Старообрядческой митрополии получает жалование от государства с 1946-го года.
В последние годы Община русских липован активно взаимодейстсвует с Российским посольством, обществом «Родина», «Руссмиром», «Россотрудничеством». По окончании вечера, владыка Корнилий, зная о моих посещениях Румынии, расспрашивал меня о том, каковы взаимоотношения тамошней Старообрядческой митрополии с Румынским патриархатом. На обратном пути поделился впечатлениями о вечере с руководителем Информационно-издательского отдела РПСЦ А.В. Антоновым. Прозвучала характерная для старообрядца реплика: «Вам давно надо переходить к нам, чтобы быть не в числе присутствующих, а среди участников подобных мероприятий».