Рано или поздно каждый старообрядный, единоверческий приход сталкивается с необходимостью решения вопроса о проведении архиерейской службы. Это либо великое освящение храма или престольный праздник. При подготовке к архиерейской службе возникают большие сложности. Первое, что делаешь - обращаешься в Михайлову Слободу - крупнейший единоверческий приход с просьбой о помощи. На мой взгляд, то что наработано здесь носит несколько общий характер - отсюда опасность эклектики, т.к. архиерейская служба носит соборный характер, в ней участвуют священники в разной степени знакомые с древним чином. Поэтому важно четко прописать все детали и нюансы. Второе, что делаешь - просишь на Рогожском архиерейский чиновник - но там тоже ряд до конца неясных, нерасшифрованных мест. Это признают сами старообрядцы - для них тоже очевидна необходимость более четкой проработки чинопоследования.
Почти 200 лет у старообрядцев, как известно, не было архиерейских служб, потом они долго существовали в условиях гонений, находились в стесненных обстоятельствах - все это не могло не сказаться. Понятно, что кроме текстов была еще преемственная практика, прерыв которой давал о себе знать. Третий источник - наблюдение за тем, как совершаются архиерейские службы у старообрядцев в настоящее время. Конечно, находясь не в алтаре, всего не увидишь. Хорошо тем, у кого есть видеоматериалы архиерейских служб на Рогожском, а если их нет, то остается самое общее впечатление. Например, от служб патриарха Александра в кафедральном Покровском соборе у Павелецкого вокзала. Как-то мне сказали: «Зайдешь после службы на Рогожском к беглопоповцам; зажмуришь глаза, постоишь, послушаешь и убедишься, что служба один к одному, не отличить». На самом деле внимательный глаз обнаружит немало отличий в деталях. В итоге получается следующее: в каждом старообрядном, единоверческом приходе разные вариации архиерейского чина. Ситуация еще усложняется из-за разного отношения архиереев. Кто-то согласится быть с вечера и утром придет на полуношницу, а для кого-то это будет неподъемно. У нас в храме архиереи пока не в каждом случае дотягивают до обеда - ссылаясь на занятость и самочувствие уезжают. На Рогожском митрополит на службу идет рано утром. После входных молитв читается полуношница, потом, если большой праздник, его торжественно облачают. У Павелецкого, древлеправославный патриарх полуношницу молится вместе со всеми, потом выходит из храма и через некоторое время в притворе его встречает все сослужащее духовенство. Затем с крылоса читается поучение, параллельно которому совершаются входные молитвы и читаются приготовительные молитвы у престола. После этого патриарха облачают. Все духовенство в два ряда выстраивается на середине храма, где возвышается патриаршее седалище (один мой знакомый сказал: «У «никониан» я не видел такой трехступенчатой кафедры с позолоченным резным креслом «царского типа» как в старообрядческом храме у Павелецкого вокзала»). Два диакона с кадилами, стоя под амвоном, лицом к патриаршей кафедре возглашают особой погласицей, один: «Господу помолимся», а другой: «Господи помилуй». Иподиаконы берут со столика, стоящего сбоку, очередную деталь патриаршего облачения, держат ее лицом к диаконам, те ее кадят. Затем иподиаконы надевают ее на патриарха. Хор в этот момент поет особые песнопения, в которых раскрывается символическое значение каждой детали облачения. Все сослужащее духовенство на часах стоит вместе с предстоятелем на середине храма. Священник, перед тем как произнести возглас, земно поклонившись патриарху, испрашивает у него благословение. После произнесения возгласа он снова кланяется в землю патриарху, испрашивая прощение. В конце службы часов все духовенство заходит в алтарь и уже выходит из него на третий призыв протодиакона: «Священицы и диякони изыдите!».
У нас входные молитвы с архиереем совершались после начальных поклонов параллельно полунощнице и затем на часах у престола читались приготовительные молитвы перед литургией. Водосвятный молебен, положенный по уставу в престольный праздник, мы совершали до приезда архиерея.
Теперь о самой службе. Во-первых, встреча архиерея на улице. Это очень торжественно происходит в Михайловой Слободе. «Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне» - возглашает архиерей. - «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века...» - вторит хор. Войдя в храм, архиерей одевает патрахиль и поручи, облачается в мантию, осеняет себя крестом и потом священника поднесшего крест (его он держит на плате на главе). После того как на амвоне архиерей положит семипоклонный начал, он произносит возглас одновременно на полунощницу и на входные молитвы (их диакон начинает читать после 50-го псалма). Иконы на входных молитвах целует только архиерей. По их окончании после «аллилуия» архиерей благословляет (одной рукой) на три стороны. Хор один раз поет: «Тон деспотин». Архиерей входит в алтарь. Заключительную молитву «Господи низпосли руку Твою...» он читает у престола. Духовенство архиерей осеняет крестом; после поклонения престолу и чтения «прощения», каждого из священнослужителей он еще и благословляет. Также он благословляет на облачение каждого сослужащего.
За редкими исключениями архиереи облачаются в алтаре. Облачившись архиерей омывает руки. Возглас на часы произносит архиерей; после чтения «Приидите поклонимся» он начинает поминать у жертвенника о здравии и об упокоении, вынимая по одной частице (треугольником) из двух просфор - соответственно из просфоры о здравии и просфоры об упокоении. После «аллилуия» на шестом часе архиерей через Царские врата выходит на средину храма к кафедре. На девятом часе диакон берет у него благословение на кадило и у жертвенника помогает священнику завершить проскомидию. После трисвятого он открывает Царские врата и начинает каждение. После отпуста часов все духовенство после третьего приглашения старшим диаконом: «Священницы и диякони изыдите!» выходят на средину храма. Склонившись в положении ниц слушают «прощение», которое от лица всех читает старший диакон. После возгласа по окончании великой ектеньи в храмах Древлеправославной Патриархии в алтарь идут не несколько пар священников, а только один священник и один диакон - они сменяют первую пару. После того как духовенство воспело «Приидите поклонимся», а хор подхватил «Спаси нас Сыне Божии...», архиерей, поднявшись на амвон, трикирием и дикирием осеняет крылос и народ. Евангелие не сразу, а только только после того, как облобызают его архиерей и все священники, диакон кладет на престол (он стоит с ним полуоборотом слева от Царских врат). Возглашение : «Господи, Господи призри с небесе и виждь...» архиерей возглашает трижды на три стороны (более древняя практика - делать это возглашение после великого входа). В храмах Древлеправославной Патриархии каждый архиерей участвующий в совершении литургии произносит это возглашение в разных местах литургии. Войдя в алтарь, он трижды трикирием осеняет Евангелие, которое поднимают два священника с соответствующими словами (в некоторых чиновниках указано, что Евангелие поднимает диакон). Перед чтением Евангелия архиерей осеняет себя и всех священнослужителей крестом. Евангелие диакон читает на амвоне. После прочтения Евангелия не только архиерей его целует, но и все сослужащие. В пособии по совершению архиерейской службы из Михайловой Слободы сказано, что все возгласы, начиная с заключительного возгласа сугубой ектеньи («Яко Милостив») делает архиерей. На практике, например, в Покровском соборе у Павелецкого, даже на евхаристическом каноне возглашения делают разные священнослужители На Херувимской песне не только архиерей, омочив два перста помазует свои глаза, уши и ноздри, но и все сослужащие. В практике Рогожского в Великом входе участвуют три священника и один диакон. Возглашают «Всех вас да помянет Господь Бог...» только старший священник и диакон. В практике Древлеправославной Патриархии на Великий вход выходят три священника и три диакона и все они попеременно делают это возглашение. Завеса на «Верую» не открывается. Она открывается после «Верую», когда архиерей возглашает: «Благодать Господа нашего Исуса Христа...», «Горе имеем сердца», «Благодарим Господа» - и потом снова закрывается (Царские врата при этом открыты). Последние слова «выклички» диакона «И о всех и за вся» повторяют все иподиаконы, стоя на солее. При подходе для принятия Тела и Крови священники делают земной поклон. Закончив давать крест для лобызания, архиерей разоблачается у кресла в алтаре. Хор при этом протяжно поет «Тон деспотин». После приветственных слов и благодарственных молитв архиерей в длинной мантии выходит из алтаря на амвон и благословляя направо и налево говорит один раз «Да сохранит Господь Бог вся вы». В предшествии свещеносца он проходит к западным дверям; за ним парами идет духовенство. У западного входа архиерей трижды крестится и кланяется и благословляет народ на три стороны с теми же словами: «Да сохранит Господь Бог вся вы». Хор в ответ: «Много лет ти владыко!». Все кланяются. Архиерей сняв мантию направляется на трапезу. На практике у старообрядцев архиерей выходит к западным дверям не в архиерейской мантии, а в полумантии (зимой еще и в верхней одежде). Выходит не через Царские врата, а через южные. Стоя у западных дверей, он делает только три поклона перед выходом и уже не благословляет. Свещеносец на практике тоже с ним не идет.
Резюме: необходимо по благословению Патриарха создать специальную комиссию, которая тщательно изучив все письменные варианты и практические моменты, подготовит издание архиерейского чиновника. Желательно чтобы в нем наряду с литургическими текстами, набранными красным шрифтом, черным шрифтом было бы подробно описаны все практические действия. В конце чиновника должно быть приложение, где будут содержаться примечания об особенностях действий архиереев в РПСЦ и Древлеправославной Патриархии, в Румынии - у тамошних старообрядцев и у единоверцев. Все это позволит настоятелям старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата действовать более уверенно, да и старообрядцам, полагаю, это издание будет небезынтересно.